Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:34, реферат
Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.
Романтика, по словам К.Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».
1.Введение
2. Создание поэмы «Демон »
3. Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
4. Заключение
Введение
Все мы в большей или меньшей
степени живем в мире фантазии. Каждому
из нас хочется от житейской прозы уйти
в мир мечты, тем самым становясь романтиком.
Мы называем романтическими величественные
и яркие картины природы, прекрасные и
значительные события человеческой жизни,
чистую, поэтическую любовь.
Романтика, по словам К.Г. Паустовского,
«не дает нам успокоиться и показывает
всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь,
она тревожит и заставляет страстно желать
этой жизни».
Лермонтов – один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературный опыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своих современников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное он органически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное, неповторимое поэтическое искусство.Он является ярким представителем русского романтизма в литературе.
На основе его творчества появились
в России новые произведения искусства:
художественные, музыкальные. После знакомства
с ними возрос мой интерес к Лермонтова,
его творческому наследию, поэтому объектом
исследования является романтизм в русском
искусстве 19 века.
Предмет исследования – черты романтизма в поэме
М.Ю. Лермонтова «Демон» и влияние этого
произведения на творчество М.А. Врубеля
и Рубинштейна.
Создание поэмы «Демон »
Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтов
начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте
и работал над ней около десяти лет. Много
раз он за нее принимался, оставлял, потом
начинал снова. Но интересно: первая строка
– «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла
сквозь все редакции поэмы и сохранилась
в ней до конца. В первых вариантах действие
поэмы происходит вне времени и пространства,
в нереальной, условной обстановке.
Печальный демон, дух изгнанья,
Блуждал под сводом голубым,
Написав еще несколько строк,
Лермонтов в скобках обозначил дальнейший
план:
- Демон узнает, что ангел любит
одну смертную, обольстил ее, рассказывая,
что бог несправедлив, но она скоро умирает
и делается духом ада.
Уже в этом первом опыте отчетливо
выражен богоборческий характер поэмы,
отрицание божественной власти. Вслед
за тем, в той же тетрадке, следует продолжение:
Любовь забыл он навсегда.
Коварство, ненависть, вражда
Над ним владычествуют ныне…
В нем пусто, пусто: как в пустыне.
… груды гибнущих людей
Не веселят его очей…
«Груды людей» не очень удачно сказано, но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новые планы. И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика, друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!
Начав работу над поэмой «Демон»
в 1829 г., поэт в 1829–1831 гг. пишет или намечает
четыре редакции ее. В 1833–1834 гг. Лермонтов
создает пятую редакцию поэмы, в 1838 г. –
шестую. Изменяется облик героини. Она
постепенно теряла черты абстрактно-романтической
грешницы и получала психологически мотивированную
биографию. В шестой редакции Лермонтов
нашел окончательное место действия –
Кавказ, а сюжет оказался погруженным
в атмосферу народных преданий и обогащен
деталями быта и этнографии, а княжна Тамара
предстала как живой и полнокровный образ.
С появлением такого образа
Демон получил меру ценности своих деяний.
По своему философско-этическому содержанию
образ Тамары равновелик образу Демона.
Она наделена той полнотой переживания,
которая исчезла в современном мире; любовь
ее самоотверженна и соединена с искупительным
страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон
не только наказан безысходным одиночеством
(как было в ранних, «байронических» редакциях),
но и побежден в самый момент своей мнимой
победы – ибо его жертва возвысилась над
ним. Этот последний этап эволюции замысла
был связан с общей переоценкой индивидуалистической
идеи, затронувшей все творчество Лермонтова
конца 30 гг. Однако переоценка не означала
«разоблачения», дискредитации. Демон
оставался существом бунтующим и страдающим;
в его монологах звучало отрицание существующего
миропорядка, и его голос начинал сливаться
с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее
ясное воплощение свойственные Лермонтову
мотивы богоборчества. Они стали причиной
запрещения поэмы к печати.
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Романтический герой, который
впервые был обрисован А.С. Пушкиным в
«Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и
в котором автор названных поэм, по его
собственным словам, изобразил «отличительные
черты молодежи 19-го века», нашёл законченное
развитие в романтическом образе Демона.
В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание
и свою оценку героя-индивидуалиста.
Лермонтов использовал в «Демоне»,
с одной стороны, библейскую легенду о
духе зла, свергнутом с неба за свой бунт
против верховной божественной власти,
а с другой – фольклор кавказских народов,
среди которых, были широко распространены
предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.
Это придает сюжету «Демона» иносказательный
характер. Но под фантастикой сюжета здесь
скрывается глубокий психологический,
философский, социальный смысл.
Гордое утверждение личности,
противопоставленной отрицательному
миропорядку, звучит в словах Демона: «Я
царь познанья и свободы». На этой почве
у Демона складывается то отношение к
действительности, которое поэт определяет
выразительным двустишием:
И всё, что пред собой он видел
Он презирал иль ненавидел.
Но Лермонтов показал, что нельзя
остановиться на презрении и ненависти.
Став на пусть абсолютного отрицания,
Демон отверг и положительные идеалы.
По его собственным словам, он
«Всё благородное бесславил
И всё прекрасное хулил».
Это и привело Демона к тому
мучительному состоянию внутренней опустошенности,
бесплотности, бесперспективности, к одиночеству,
в котором мы застаем его в начале поэмы.
«Святыня любви, добра и красоты», которую
Демон вновь покинул и под впечатлением
прекрасного, открывается ему в Тамаре,
– это Идеал достойной человека прекрасной
свободной жизни. Завязка сюжета и состоит
в том, что Демон остро ощутил пленительность
острого Идеала и всем своим существом
устремился к нему. В этом смысл той попытки
«возрождения» Демона, о которой в поэме
рассказывается в условных библейско-фольклорных
образах.
Но в дальнейшем признал эти
мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов,
продолжая анализ романтического индивидуализма,
с глубокой психологической правдой, скрывает
причины этой неудачи. Он показывает, как
в развитии переживаний о событии благородный
общественный идеал подменяется иным
– индивидуалистическим и эгоистическим,
возвращающим Демона к исходной позиции.
Отвечая «соблазна полными речами» на
мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал
«любви, добра и красоты». Демон зовёт
к уходу от мира, от людей. Он предлагает
Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы»,
предлагает смотреть на землю «без сожаленья,
без участья». Одну минуту своих «непризнанных
мучений» Демон ставит выше «тягостных
лишений, трудов и бед толпы людской…»
Демон не смог преодолеть в себе эгоистического
индивидуализма. Это стало причиной гибели
Тамары и поражения Демона:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!.
Белинский правильно увидел
внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон,
– писал критик, – отрицает для утверждения,
разрушает для созидания. …».
Лермонтов в романтической
форме показал бесперспективность подобных
настроений отрицания и выдвинул необходимость
иных путей борьбы за свободу.
Преодоление романтического
индивидуализма, раскрытие ущербности
«демонического» отрицания ставило перед
Лермонтовым проблему действенных путей
борьбы за свободу личности, проблему
иного героя.
Демон Лермонтова – «могучий
образ», «немой и гордый», который столько
лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой».
В поэме Лермонтова бог изображен как
сильнейший из всех тиранов мира. А Демон
– враг этого тирана. Самым жестоким обвинением
творцу Вселенной служит им же созданная
Земля:
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Заключение
Поэма «Демон» дышит духом тех
лет, когда она была создана. В ней воплотилось
всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились
лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает
в себе и противоречие этой эпохи. Передовые
люди 30-х годов прошлого века страстно
искали истину. Они резко критиковали
окружающую самодержавно-крепостническую
действительность, с её рабством, жестокостью,
деспотизмом. Но они не знали, где найти
правду. Затерянные в царстве зла, они
бессильно бились и протестовали, но не
видели пути в мир справедливости и чувствовали
себя бесконечно одинокими.
Демон страдает от одиночества,
рвётся к жизни и к людям, и в то же время
этот гордец презирает людей за их слабость.
Одну минуту своих «непризнанных мучений»
он ставит выше «тягостных лишений, трудов
и бед толпы людской». Но Демон также и
образ символический. Для самого поэта
и для его передовых современников Демон
был символом ломки старого мира, крушения
старых понятий добра и зла. Поэт воплотил
в нём дух критики и революционного отрицания.
«Дух критики, – писал Герцен,
– вызван не из ада, не с планет, а из собственной
груди человека, и ему некуда исчезнуть.
Куда бы человек не отвернулся от этого
духа первое, что попадается на глаза,
– это он сам со своими вопросами».
Символический смысл образа
Демона раскрыл Белинский. Демон, писал
он, «отрицает для утверждения, разрушает
для созидания; он наводит на человека
сомнение не в действительности истины
как истины, красоты как красоты, блага
как блага, но как этой истины, этой красоты,
этого блага… он тем и страшен, тем и могущ,
что едва родит в вас сомнение в том, что
доселе считали вы непреложною истиною,
как уже кажет вам издалека идеал новой
истины. И, пока эта новая истина для вас
только призрак, мечта, предположение,
догадка, предчувствие, пока не сознали
вы её, не овладели ею, – вы добыча этого
демона и должны узнать все муки неудовлетворенного
стремления, всю пытку сомнения, все страдания
безотрадного существования».
Через несколько лет после смерти
Лермонтова Огарев говорит о Демоне так:
В борьбе бесстрашен он, ему
грубит отрада,
Из праха он всё строит вновь
и вновь,
И ненависть его к тому, что
рушить надо,
Душе свята, так как свята любовь.
Литература
1. Вацуро В.Э. К цензурной истории
«Демона» // М.Ю. Лермонтов: Исследования
и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,
1979. – С. 410–414. http://lermontov.niv.ru/
2. Коровин В.И. Творческий путь
М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973.
– С. 79.
3. Краевский А.А. Воспоминания:
(В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов
в воспоминаниях современников. – М.: Худож.
лит., 1989. – С. 312–313.
4. Лермонтовская энциклопедия.
– М.: Сов. энциклопедия, 1981. – С. 635.