«Поэтика» Аристотеля «Наиболее известное единственно…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро, утверждал древнегреческий учёный, философ, энциклопедист и основоположник логики – Аристотель, ученик Платона. Он первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Содержание

I. Вступление
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро… …………………………c.3-5
II. Креативный поиск учёного
1. Калейдоскоп творчества ………... с. 6-7
2. На гребне волны… ………………… с.7-8
III. «Наиболее известное единственно…»
1. Дух «Поэтики»…………………………. с.9
2. Дыхание «Поэтики» ………………… с.10
3. Критическая позиция и взгляды на «Поэтику» Аристотеля …………….. с.11-14
IV. Тезаурус ………………………………. с. 15
V. Список литературы ………………. с.16

Вложенные файлы: 1 файл

Донецкий государственный национальный университет.docx

— 830.71 Кб (Скачать файл)

Донецкий государственный  национальный университет

Факультет иностранных языков

английский язык и литература

 

 

 

 

                             Доклад

«Поэтика» Аристотеля

«Наиболее известное единственно…»

Аристотель

                                                               

Подготовила:

студентка 101

группы I-го курса

Данилова Дарья

 

                                      Донецк, 2012

            Содержание

 I. Вступление

  1. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро… …………………………c.3-5

II. Креативный поиск учёного

1.  Калейдоскоп творчества  ………... с. 6-7                         

2.  На гребне волны…  …………………    с.7-8                   

III. «Наиболее известное единственно…»

1. Дух «Поэтики»…………………………. с.9

2. Дыхание «Поэтики» …………………  с.10

3. Критическая позиция и взгляды на     «Поэтику» Аристотеля  ……………..    с.11-14

IV. Тезаурус ………………………………. с. 15

V. Список литературы     ………………. с.16

VI. Приложения. Презентация.  ………. с.17

 

 

 

I. Вступление

1. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро…

 

В чем  смысл жизни? Служить другим и  делать добро, утверждал древнегреческий учёный, философ, энциклопедист и основоположник логики – Аристотель, ученик Платона. Он первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель родился в  Стагире, в греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Его отец – Никомах, был медиком и служил при македонском царе.                                                                        

 Он происходил из  семьи потомственных лекарей.  Отец стал первым наставником  Аристотеля. Желая того, чтобы сын пошёл по его стопам, он сам на первых порах обучал будущего философа врачебному искусству и философии, которые в то время были нераздельны с медициной. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка. Он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграло определённую роль в его судьбе. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

  Будущий философ посещал  лекции Платона и изучил его  трактаты. Вследствие этого он  довольно быстро обрёл собственные  взгляды на философию Платона  и выработал собственные, отличные  от его. Поэтому иногда упоминается некая враждебность со стороны Аристотеля к Платону. Но в древних источниках сказано, что сам Аристотель относился к последнему с уважением и почтением.

  Путешествуя по Афинам, Аристотель побывал в Македонии.  Он, как уже было сказано, обучал  Александра и, имея на царя  определённое влияние, Аристотель  попросил восстановить родной  город, разрушенный Филиппом. Ему  удалось это, к тому же получив  разрешение, Аристотель написал  свои законы.

  В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден был уехать в Митилины. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада.

  В 334 г. до н.э. в Афинах Аристотель основал собственную школу в лицее. Её иногда называют перипатетической. Причиной этого была привычка философа ходить взад и вперёд во время преподавания. Лекции Аристотеля были двоякими: утро он посвящал строго научным занятиям в тесном кружке близких учеников, а после обеда читал общедоступные лекции для всех.

  Из-за политических  страстей Аристотель вскоре покинул  Афины и переселился в Халкис на Эвбее, а ним последовала толпа учеников. Через несколько месяцев он умер от болезни желудка. (322 г. до н.э.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку. Но по некоторым источникам Аристотель покончил с собой, выпив аконит.   Великий учёный и философ прожил 62 года. При жизни ни кем особо не был любим, поскольку не отличался привлекательной наружностью. Он был сухощав, малого роста, да и вдобавок близорук и картав, холоден и насмешлив. Его завистники боялись как огня его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, иногда саркастичной, что, конечно доставило ему немало врагов. По всему складу своего ума и способностей он являлся трезвым, спокойным мыслителем, которому чужды фантастические увлечения Платона. Но смотря на количество его трудов можно с уверенностью сказать, что Аристотель – один из величайших философов того времени.

          II. Креативный поиск учёного.

        1.Калейдоскоп  творчества

  Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.

Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной  форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между  экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено  самим Аристотелем и, во всяком случае, не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.

В пятой книге «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником             Х.Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевлённую и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные.

2.На гребне волны…

 

  Научная продуктивность  Аристотеля была чрезвычайно  высока, его труды охватывали  все отрасли античной науки.  Три книги трактата «Риторика»  посвящены ораторскому искусству.  В трактате риторика обрела  стройную систему, была связана  с логикой. Также Аристотель  создал теорию стиля и разработал  основные принципы классической стилистики.

  Сохранившиеся произведения  Аристотеля можно расположить  по четырём основным группам,  согласно предложенной им классификацией  наук:

  • Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»;
  • Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
  • Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении животных», «О движении животных»);
  • Работы, в которых рассматривались проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полиния», «Поэтика», «Риторика»).

  В трудах Аристотеля  отразился весь научный и духовный  опыт Древней Греции, он стал  эталоном мудрости, оказал неизгладимое  впечатление на ход развития  человеческой мысли.

 

III. «Наиболее известное единственно…».

 

1.Дух «Поэтики»

Наиболее известное произведение Аристотеля - трактат, посвящённый теории драмы. Согласно античным каталогам, состоял из двух частей, из которых до нас дошла лишь первая. Вторая часть предположительно была посвящена разбору комедии; об её содержании, вероятно, даёт представление Коаленовский трактат. Самый ранний из известных списков датирован 1100 г. н. э., всего сохранилось пять рукописей. Данное произведение представляет собой некое пособие для поэтов и писателей, включая следующие главы.

В первой части этого сочинения  даётся общая характеристика термина  «поэтика». Вначале Аристотель утверждает, что любое искусство (в частности, музыка — авлетика и кифаристика) основано на мимесисе, или подражании (например, музыка основана на подражании ритму жизни). Поэзия, по его утверждению, существует по двум причинам:

1.Человеку с детства свойственно подражание.

2. Подражание доставляет человеку удовольствие.

Аристотель доказывает это, утверждая, что любому человеку свойственно  любопытство. В частности, любопытство  наблюдения разного рода неприятных вещей, например, изображения убитых животных и получения от этого удовольствия.

Затем, он даёт чёткое определение комедии и трагедии. Комедия, по Аристотелю, — произведение, где изображены человеческие недостатки. Но здесь имеются в виду не пороки, а, как выражается сам философ, «ошибки и безобразие». Иными словами - разного рода глупые и нелепые ситуации, в которые попадает человек. Трагедия, по Аристотелю, — любое определённое действие, завершившееся на настоящий момент. Причём, это действие должно быть «страшным или серьёзным». В трагедии все действующие лица должны обладать определённой характеристикой и определёнными характерами. По Аристотелю, у характера каждого действующего лица должны быть четыре составляющие:

  • Благородство.
  • Характеры должны друг другу подходить.
  • Правдоподобность.
  • Последовательность.

В «Поэтике» Аристотель вводит в широкий оборот такие ключевые для нарратологии термины, как «перипетия», «узнавание», «гамартия», «катастрофа», «катарсис».

2. Дыхание «Поэтики»

Аристотель подчёркивает, что поэт не должен копировать жизнь, что задача поэта - изображать сущность, общее. Но тут же кроется и непонимание Аристотелем того, что поэт изображает общее в единичном. В данном случае у Аристотеля, по словам В. И. Ленина, сказывается "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления" (В. И. Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 304). 
Я заметила, что Аристотель подчёркивает познавательную функцию искусства, и этим он резко отличается от своего учителя Платона, который не признавал, что искусство даёт знание действительности. 
Аристотель связывает характер поэтических жанров (особенно трагедии и 
комедии) с моральным обликом личности поэта. Данный взгляд Аристотеля 
совершенно неприменим к таким драматургам, которые создавали и трагедии и комедии. 
Положение Аристотеля относительно "очищения", совершающегося через 
страх и сострадание, вызвало многочисленные объяснения, так как сам 
Аристотель его не раскрывает. Надо думать, что под "очищением" (катарсис) Аристотель понимал воспитательное воздействие трагедии, которая была детищем греческой демократии и воспитывала в гражданах чувство коллективизма и стойкость в борьбе с жизненными препятствиями. 
Исследуя строчку за строчкой, мне показалось, что Аристотель сначала рассматривает трагедию и комедию исторически, правильно связывая эти жанры с культовой основой, а потом приходит к признанию какого-то имманентного развития трагедии и комедии. В этом сказываются те колебания Аристотеля между идеализмом и материализмом, 
которые ярко проявляются и в самой философии этого мыслителя. 
Аристотель правильно отмечает, что трагедия изображает действие, 
напряжённую борьбу; дальше он верно и тонко рассуждает, как в зависимости от этой специфики отличается и композиция трагедии по сравнению с композицией эпоса. Но в этом же положении Аристотель допускает неправильное толкование роли характеров трагедии. Он считает (вероятно, учитывая современную ему античную поэтическую практику), что для трагедии важнее фабула, чем характеры; Аристотель даже замечает, что трагедия может быть без характеров, а без фабулы - никогда. Такой отрыв характеров от фабулы, с нашей точки зрения, не верен, так как фабула даётся через изображение поступков людей, через характеры, а не вне их. 
Таким образом, Аристотель не связывает вопрос о благородном герое с 
происхождением последнего. Несмотря на то, что философ был убеждённым рабовладельцем, все же он считает, что и раб может быть положительным персонажем трагедии.

3. Критическая  позиция и взгляды на «Поэтику»  Аристотеля 

Обращаясь к критическим  взглядам на «Поэтику» Аристотеля мне  удалось найти утверждение  К. Маркса, который называет Аристотеля "величайшим мыслителем древности». Аристотель в противоположность Платону - в основном философ-материалист, хотя в некоторых вопросах и не до конца 
последовательный, например, в вопросе о форме и содержании, о взаимоотношении общего и единичного и др. В своих "Философских тетрадях" Ленин называет критику Аристотелем "идей" Платона "критикой идеализма как идеализма вообще" (В. И. Ленин. Философские тетради Госполитиздат, 1947, стр. 264.). 
Аристотель был не только виднейшим философом античности, но также и 
зоологом, физиком, учёным-медиком и теоретиком литературы. Возвращаясь к «Поэтике», я увидела, что Аристотель подвёл итоги литературным теориям своего времени и, в сущности, впервые установил ряд эстетических норм. В противоположность Платону он подчеркнул познавательную функцию искусства и дифференцировал эстетику и этику. До нас дошла та часть "Поэтики" Аристотеля, где он высказывает свой взгляд на трагедию, и, по-видимому, этот раздел являлся наиболее существенной частью "Поэтики". Аристотель придерживается того взгляда, что все, что есть в эпической поэзии, находится и в трагедии, но не все, что 
имеет трагедия, находится в эпосе (Аристотель, Поэтика, XXVI.). В своей 
"Поэтике" Аристотель глубоко и верно трактовал основные вопросы искусства, вопрос о сущности искусства, о его познавательной функции, вопросы, касающиеся непосредственно только литературы, например вопрос о специфике художественной литературы, о значимости трагедии, о её сущности, о положительном герое в драматургии и т. д. В этих основных вопросах "Поэтика" Аристотеля не потеряла своего значения и в наши дни. 
("Поэтика" Аристотеля имеется в переводах Захарова (1885), Аппельрота (1893) и Новосадского (1927).

Аристотель – основоположник таких понятий как «трагедия», «катарсис», «перипетия» и «мимесис».

Он утверждал, что трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Понятие "трагедия" связано  с пением сатиров (в греческой  мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных  обрядах древней Греции в честь  бога Диониса.

Греческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвящённых  богу Дионису (Дионисий), и сохранила  печать ритуально-религиозного действа. Греческая трагедия есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с  его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его  исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая трагедия даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл); безусловной реальностью  происходящего она глубоко, психологически и физиологически потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного  и символически-обобщённого позднейшая трагедия не знала — оно начинает разрушаться уже у Еврипида в  связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между  судьбой личности и судьбой народа. Отныне трагедия становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами (римская трагедия, например Сенека, средневековая византийская и латинская).

Информация о работе «Поэтика» Аристотеля «Наиболее известное единственно…»