Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:48, реферат
Го Мо-жо вошел в китайскую литературу прежде всего как поэт. Когда Го Мо-жо начинал свою деятельность, китайская литература – литература по существу средневековая – давно уже не отвечала духу времени, новым требованиям, изменившимся условиям общественной жизни. Заслуга Го Мо-жо состоит в том, что он увидел новую силу - китайский пролетариат, который выступил на смену старым классам, и в числе первых провозгласил в Китае лозунг о создании революционной пролетарской литературы.
Новая китайская поэзия, как и новая китайская литература в целом, начинает свою историю с антиимпериалистического и антифеодального движения «4 мая».
Поэтическое творчество Го Мо-жо
Го Мо-жо вошел в китайскую литературу прежде всего как поэт. Когда Го Мо-жо начинал свою деятельность, китайская литература – литература по существу средневековая – давно уже не отвечала духу времени, новым требованиям, изменившимся условиям общественной жизни. Заслуга Го Мо-жо состоит в том, что он увидел новую силу - китайский пролетариат, который выступил на смену старым классам, и в числе первых провозгласил в Китае лозунг о создании революционной пролетарской литературы.
Новая китайская поэзия, как и новая китайская литература в целом, начинает свою историю с антиимпериалистического и антифеодального движения «4 мая». Стихи стали создаваться на языке «байхуа», формы традиционного китайского стихосложения были сломаны, количество иероглифов в строке не ограничивалось, фразы выделялись в отдельные стихотворные строки, стали применяться знаки препинания. Возник так называемый свободный стих («цзыю шити»), в котором понимание поэта прежде всего было обращено на содержание.
Поэтическое творчество Го Мо-жо привлекало своим героическим, романтическим пафосом, нетерпимостью к социальной несправедливости, верой в силы народа, устремленностью к высоким революционным идеалам.
Первый сборник Го Мо-жо под названием «Богини» вышел в августе 1921 года.
В этот сборник вошли его ранние произведения, носившие революционно-романтический характер. Сочетание романтического начала с реализмом характерно уже для раннего периода творчества Го Мо-жо, что свидетельствует о наличии у поэта высоких принципов, моральных идеалов. Однако не все ранние стихи Го Мо-жо были зрелыми, целеустремленными. (влияние окружавших его в свое время представителей декаданса, революционная действительность Китая). Основным произведением этого сборника является поэма «Богини», в которой Го Мо-жо в аллегорической форме изобразил войну северных милитаристов Китая с южными и выразил протест против этой бессмысленной войны. Враждующие группировки милитаристов выведены поэтом в образе мифологических персонажей Гун Гуна и Чжуань Сюя, боровшихся между собой, согласно легенде, за господство в Китае в глубокой древности. Оба претендента на господство гибнут от рук богинь, олицетворяющих в поэме народную революцию. Поэма пронизана пламенной верой в конечное торжество революции.
Произведения второго сборника поэта «Звездное пространство», в который также вошли некоторые произведения из сборника «Богини» страдают известной отвлеченностью. Обрисовка характеров и поэтических образов порой носят следы абстрактности, незавершенности, расплывчатости. Причину этого объясняют в недостаточной зрелости мировоззрения поэта, у поэта еще не было четкого представления о законах общественного развития, о революции и ее движущих силах. На сборнике «Богини» отразилось также увлечение Го Мо-жо поэзией Уитмена.
После сборника «Звездное пространство» выходит сборник «Ваза», который получил признание литературной критики и широкую популярность среди китайской молодежи. В этом сборнике представлена любовная лирика поэта.
(В сборнике «Ваза» - «Напевы весенней иволги», «Песня иволги» и т.д.)
В 1928 году вышел сборник стихотворений «Знак авангарда». Это гимн революции, поэтический призыв к революции, к активной борьбе, отказ от вчерашних романтических мечтаний, отрицание былого пантеизма. (отожествление бога с природой). Реалистическое начало в поэзии Го Мо-жо с особой силой сказалось именно в стихотворениях из этого сборника. («Прощаюсь с Японией», «Друзья томятся в застенках» и т.д.) Особое место в сборнике «Знак авангарда» занимает стихотворение «Солнце зашло», в котором поэт выражал скорбь китайского народа по поводу смерти вождя пролетариата В.И. Ленина. Произведения из этого сборника свидетельствуют о зрелости поэтического творчества Го Мо-жо.
Поэтические произведения, созданные Го Мо-жо в дни после поражения китайской революции 1924-1927 годов объединены в сборнике «Возвращение к жизни», вышедшем в 1928 году, после перенесенного поэтом в Шанхае тяжелого заболевания. Сборник вышел в период господства гоминьдановского террора, в период кровавого разгула контрреволюции. Голос поэта не умолкал и во время суровых испытаний для революции, в черные дни гоминьдановских репрессий. («Красный призрак» и др.)
Когда орды японских самураев вторглись на китайскую землю и родину поэта охватило пламя войны, Го Мо-жо после почти десятилетнего перерыва вновь обращается к поэзии и как в годы революционных битв, возвышает свой страстный голос вдохновенного борца-патриота. Поэтические произведения этих лет собраны в книжках «Голос войны» (1937), «Цикады» (1947) и др.
В страстном боевом стихотворении « Поэзия и оборона» Го Мо-жо воодушевляет свой народ, призывает его подняться на борьбу с иноземными захватчиками. В годы национально-освободительной войны против японского нашествия, и особенно в период Великой Отечественной войны советского народа против фашисткой Германии в поэтическом творчестве Го Мо-жо находит свое утверждение тема Советского государства. («Слава Советской Красной Армии», «Ода Красной Армии», «Братский привет», «Памяти Горького», «Маяковскому» цикл «1 мая в Москве» и другие)
Стихи послевоенных лет Го Мо-жо посвящены рождению нового Китая, дружбе с Советским Союзом, борьбе за мир между народами. Они вошли в основном в сборник «Новый Китай» («Воспеваю новый Китай», «Сычуаньцы, вставайте!» , «Великан» и др.) Особое место занимает стихотворение Го Мо-жо «Слава Ленину»
Послевоенное творчество Го Мо-жо исполнено выразительной силы, поэтической целеустремленности, революционного оптимизма. Многое в его строках вызывает в памяти чеканные боевые стихи «поэта революции, великого сына атакующего класса», как образно назвал Го Мо-жо Владимира Маяковского.
Бунтарская поэзия Го Мо-жо звала на борьбу против феодализма и привела многих сыновей и дочерей Китая в ряды пламенных патриотов своей родины.
Глоссарий
Декадентство- Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.