Проблема социального неравенства в новелле Т.Шторма "Университетские годы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

Теодор Шторм – один из наиболее значительных представителей реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. Творчеству Т. Шторма посвящены работы Р.М. Самарина [Р.М.Самарин 1968], Е. М. Мелетинского [Е.М. Мелетинский 1990], Р.Ф. Яшенькиной [Р.Ф. Яшенькина 2004]
Литературное наследие Шторма – несколько сборников стихов, несколько десятков новелл, повестей и сказок. Как отмечает Р.М. Самарин, писатель сторонился «больших полотен», был мастером «малой формы», насыщенной настроением, богатой описаниями. Талант Т.Шторма выразительно лиричен в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Теодор Шторм –  один из наиболее значительных представителей реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. Творчеству Т. Шторма посвящены работы Р.М. Самарина  [Р.М.Самарин 1968], Е. М. Мелетинского [Е.М. Мелетинский 1990], Р.Ф. Яшенькиной [Р.Ф. Яшенькина 2004]

Литературное наследие Шторма –  несколько сборников стихов, несколько  десятков новелл, повестей и сказок.  Как отмечает Р.М. Самарин, писатель сторонился «больших полотен», был мастером «малой формы», насыщенной настроением, богатой описаниями. Талант Т.Шторма выразительно лиричен в целом. Сущность этого выдающегося лирического художника немецкой литература XIX века – в сложном выражении чувств переломной поры, в которой пришлось жить и писать Т.Шторму. Это тема переломной поры, чувств человека, воспитанного в старых общественных и моральных условиях, но вынужденного жить в эпоху, когда они распадаются и заменяются новыми, была для Т.Шторма очень важной. Он сумел затронуть в своих стихах и новеллах значительные общегерманские темы.

Р.М. Самарин и другие исследователи говорят о том, что творчество Шторма проходит 3 этапа. Ранние годы (с конца 30х гг. до 1850г.) отличны легко ощущаемой связью с поздним романтизмом. Как отмечает Р.Ф. Яшенькина уже первый стихотворный сборник Т. Шторма, изданный совместно с университетскими друзьями обозначил горячую любовь поэта к родному краю, которая станет сквозной темой всего его творчества. Ранние сказки Т.Шторма – «Белоснежка» (Schneewitchen), «Ганс Медведь» (Hans Bär), как и ранние стихи поэта, уже во многом отличающиеся самостоятельностью стиля и настроения еще идут в русле этой романтической традиции.

Второй период (1848-1870) связан с национальным освободительным движением Шлезвиг-Гольштейна. Эти события играли решающую роль для развития Шторма.  Он создает ряд политических стихотворений, посвященных борьбе за шлезвиг. Эта тема также прочно входит и в прозу, например «Зеленый листок» (Ein grünes Blatt, 1850). Образы людей, сражающихся за независимость Шлезвига, проходит через все его творчество как чисто романтическая тема героизма. В тот же период, в годы эмиграции, появляется присущий ему отныне психологизм, выражающий его интерес к человеку, стремление понять и раскрыть душу своего героя. Об этом же говорит Р.Ф. Яшенькина в своей статье и Е.М. Мелетинский. Он писал, что Т.Шторм, отходя от лирических моделей, все больше ориентируется на драму. Этими чертами отлична новелла «Имензее» (Imensee, 1849). Она открыла новый этап в развитии Т.Шторма как прозаика. Повесть (новелла) «В замке» (Im Schloss, 1861) наиболее социальная. Е.М. Мелетинский говорит о том, что в этой новелле затронута тема социального неравенства любящих. Эта тема повторяется и во многих других новеллах Т.Шторма, например «Университетские годы» (Auf der Universität,1863). Особое место занимает тема искусства. Т.Шторм охотно вводит читателя в мир переживания художников, музыкантов, скульпторов. Такие новеллы как «Ein stiller Musikant»,1875, «Psyche»,1875, «Aquis submersus»,1877.

Третий этап начинается на переломе от 1970х годов к 1980-м. острее становится тема гибели старого патриархального общества, звучащая все более трагична. Эта тема отражена в новеллах «Карстен-куратор» (Carsten Curator,1877), «Сыновья сенатора» (Die Söhne des Senators,1880), «Ион Рив» (Iohn Riew,1885), «Бочар Баш» (Böttscher Basch,1886), «Двойник» (Ein Doppelgänger,1886). Т.Шторм впервые в этих произведения  касается вопроса о тяжком положении обездоленных, бедняков, жертв того общества, которое рисовалось ему в идеалистическом свете. Также значительное место в позднем творчестве Т.Шторма занимает жанр исторической хроники. Он создает «История рода Гризхус» (Zur Chronik von Grieshus,1883). Тема гибели старых знатных домов Шлезвига перекликается с общим направлением позднего творчества Т.Шторма, котором с такой силой звучит мотив обреченности старого немецкого общества. Но даже в самых печальных новеллах Т.Шторм глубоко гуманистичен. Так характеризует творческий путь Т.Шторма Р.М. Самарин.

Эпическая основа прозы Т.Шторма рождается  из его общего понимания искусства. Т.Шторм стремился писать о том, что было им самим прочувствовано и пережито. В основе многих его новелл лежит автобиографический материал. Другой круг также достоверных тем – жизнь родного города, история семейств. Важной чертой Т. Шторма было умение показать связь между старым и новым полную противоречий. Для него главное в новелле заключалось не в сюжете и действие, а в настроение, которое оно создает у читателя. Творчество Т.Шторма вошло в национальную традицию критического реализма.

Моя курсовая посвящена анализу новеллы Т.Шторма «Университетские годы». В этой новелле отражена тема женской судьбы и проблема социального неравенства. Многое уже было сказано по этому произведению, но недостаточно. Цель моей работы рассмотреть трагедию женской судьбы в аспекте социального неравенства в новелле Т.Шторма «Университетские годы».

Задачи: 1.Рассмотреть отношение  автора к проблеме социального неравенства  и печальному положению женщин из низкого сословия в бюргерском обществе.

2. Рассмотреть особенности новеллы Т.Шторма.

 

 

 

 

 

Основная часть

Как отмечала Р.Ф. Яшенькина Теодор Шторм – признанный мастер лирической новеллы, традиции которой восходят к романтизму. Многие свои новеллы Т.Шторм пишет во второй период своего творчества. Как пишет Р.М. Самарин, в эти года Т.Шторм обращается к прошлому шлезвигского бюргерства, к патрицианской жизни маленького ганзейского городка. В новелле «Университетские годы» (Auf der Universität, 1863) и других Шторм на фоне глухих уголков Шлезвига рисует образы прекрасных и чистых людей, которые не поняты окружающими.  Милая девушка Лора Борегар, стоит в стороне от добропорядочного бюргерского общества и в тоже время она возвышается над ним, она привлекает своей глубиной и душевной силой, своей поэтичностью, нарушавшей образное и прозаическое существование сонного провинциального городка. Она не похожа на других и это притягивает к ней людей.

Е.М. Мелетинский пишет о том, что Т.Шторм, отходя от лирических моделей, все больше ориентируется на драму.  Т.Шторму принадлежат слова о том, что «современная новелла - сестра драмы и строжайшая форма художественного творчества. Подобно драме, она затрагивает глубинные проблемы человеческой жизни, подобно ей, она требует для своего завершения центрального конфликта, организующего целое, и вследствие этого – наиболее статной художественной форме и исключение всего несущественного она не только подчиняется высшим притязанием искусства, но и сама определяет их». Однако Т.Шторм, как правило, выдвигает в своих новеллах основной конфликт и все ему подчиняет. Единство конфликта обеспечивает единство действия. При этом Т.Шторм часто выходит за рамки одного главного события, как характерного признака новеллы. Новелла тогда превращается в «спрессованную» в ряд драматических сцен целую историю человеческой жизни. Этот принцип драматизации жизненной истории. Новеллы наполнены драматизмом. Это же отмечает Р.Ф. Яшенькина. Она пишет о том, что драматизм в новеллах Т.Шторма - это драматизм частного случая, приватной жизни. Он проявляется в житейских, обыденных формах, без взрыва страстей, эмоций, неистовых объяснений, однако этом присутствует глубокие трагедии.

Такую трагедию частного случая представляет Т.Шторм в новелле «Университетские годы», о которой в одном из писем он заметил: «Это лучшее из всего, что было мною до сих пор написано». Это новелла новый вариант истории любви. В ней остро выражены социально критические тенденции. По своему жанру новелла может быть определена как социально-психологическая, а по преобладающему тону ее можно назвать драмой. В новелле представлена трагическая история дочери французского портного Лоры Борегар. История Лоры – обычна для женщин низкого сословия в бюргерском обществе, но в художественной интерпретации писателя приобретает исключительный характер. Ленора стремится утвердить себя как равная в среде молодежи, принадлежащей к более обеспеченным кругам, но она гибнет жертвой тех иллюзий, которые питала относительно «избранного общества» своего города.

Как уже говорилось ранее, новеллы  Т.Шторма богаты описаниями, в том  числе и описаниями природы. Например, «Aber ich sah nichts als Feld an Feld kahlen abenmäßigen Sandwälle, auf denen die herbe Frühlingssommer flimmerte. ... Brombeerranken und Blickbeerengesträuch bedeckte hie und da den Bden; in der Mitte aber an einem schwarzen Wässerchen stand vereinzelt im hellsten Sonnenglanz ein schlanker Baum. ... Ein Streckte weiter, nur durch ein paar dürftige Akkerfelder von mir getrennt, dehnte sich unabsehbal der braune Steppenzug der Heide; die äußersten Linien des Horizonts zitterten in der Luft». [Storm 1995] «Однако я видел только поля и поля, все так же перегороженные лысыми песчаными валами, сверкающими в ослепительных лучах весеннего солнца. … Побеги ежевики и брусничные кустики усеяли землю, а посередине, где чернело небольшое озерко, одиноко возвышалось залитое солнцем стройное дерево. … Чуть поодаль, едва отделенная от меня убогими пашнями, тянулась необозримая бурая степь; далекие очертания горизонта словно реяли в воздухе». [Шторм 1965].  Т.Шторм писал Т.Фонтане, что фоном является «серый город морской», а во второй части внешнею обстановку создает Киль.

 Новелла построена по принципу жизнеописания. В новелле показаны фрагменты воспоминаний студента Филиппа. Повествование ведется от первого лица. Как отмечает Р.Ф. Яшенькина, повествование от «я» придает истории, как лирическую доверительность, так и объективированность. Автор дает небольшое описание Лоры. Он описывает ее так: Es war einzige Kind des französischen Schneiders, ein driezehniähriges zirliches Mädchen, das auch in der Kleidung, trotz der geringen Mittel, von der Mutter in großer Saubkeit gehalten wurde. Die bräunliche Hautfarbe und die großen dunklen Augen bekundeten die fremdländischen Abkunft ihres Vaters; und ich entsinne mich noch, daß sie ihr schwarzes Haar sehr tief und schlicht an den Schläten herabgestrichen trug, was dem ohnehin kleinen Kopfe ein besonders feines Aussehen gab.[Storm 1995] «Хорошенькая тринадцатилетняя девочка была единственной дочерью француза-портного,  и мать заботилась о том, чтобы, невзирая на скудные средства, Лора всегда была опрятно одета. Смуглая кожа и большие черные глаза девушки говорили о чужеземном происхождении ее отца. Помню, как сейчас, низко зачесанный на виски гладкие пряди черных волос, придававшие какое-то особое благородство ее небольшой головке. [Шторм 1965].  Т.Шторм также отмечает некоторые детали ее внешности тонкие смуглые запястья, маленькие ножки. Т. Шторм выделяет ее среди других. Он представляет ее в «ярком свете». Лора отличалась незаурядным характером, она была не похоже на других. На мой взгляд, она хотела доказать, что она не хуже всех этих знатных барышень.

Случившиеся с Лорой – это  одна из страниц сложной человеческой жизни. Новелла представляет «в самом  ярком свете незначительный случай». В новелле представляется воспоминание Т.Шторма о девушке портнихе, «которая из чистого упрямства бросилась в объятья студента, думая, что ее покинул возлюбленный, молодой странствующий подмастерье. Когда он вернулся было уже поздно».

Новелла характеризуется отсутствием  видимого, действующего конфликта. Это противостояние Лоры и существующей общественной системы. Это новелла глубоко драматична. Уже первое появление Лоры на уроке танцев становится началом драматического развития событий: остальные сделали вид будто ее не заметили. Как пишет Р.Ф Яшенькина, можно войти в танцевальный класс в небольшом патриархальном городке, но нельзя войти в общество ее обеспеченных сверстников. Как в драме «вина» ложится не только на обстоятельства жизни, но и на характер драматического героя. Лора, прикоснувшись к «красивой жизни», отделилась от своего общества, она становится любовницей графы Задиры, он надеялась, что он проведет ее в другую жизнь. Для графы же она просто красивая игрушка. Этот выбор делает ее гибель неизбежной. Немецкие критики видят в трагической концовке новеллы не развязку несчастной любви, а «результат противостояния миров». Но я хотела бы сказать, что несчастная любовь Лоры тоже сыграла определенную роль. На мой взгляд, поступок ее жениха являлся одним из факторов того, что Лора стала любовницей графа Задиры. Сам автор усматривал в подобных конфликтах отражение всеобще социальной вины. Это авторская установка напрямую связана с романтическим характером героини. В новелле присутствуют романтический знак – белая роза, с которой она появилась на последних в своей жизни танцах. И, наконец, Лора, вытащенная рыбаками из воды: «Und in diesem Sonnenglanze lag auch sie. Es war kein Zweifel mehr. Das bleich Gesichtchen ruhte auf dem Ufersande; die kleinen tanzenden Füsse ragte jetzt regungslos unter dem Kleide hervor; Seetang und Muscheln hingen in den schwaryen triefenden Haaren. Die weiße rose war fort; sie mochte ins Meer hinausgeschwommen sein». [ Storm 1995] «И, озаренная солнечным сиянием, лежала она. Сомнений не было: на прибрежном песке покоилось бледное личико; маленькие ножки, так любившие танцевать, теперь недвижно торчали из-под платья; в намокших черных волосах запутались морские водоросли и ракушки. Белая роза исчезла: уплыла, должно быть, далеко в море».  [ Шторм 1965]. Это разрешение сложного напряжения, которое достигает наивысшего выражения в предшествующем фрагменте, представляющем последние в жизни Лоры танцы. В танцах повествователь видит «безнадежное положение женщин», большинство танцующих девушек были из бедных семей. Кавалеры относились к ним пренебрежительно. Безмолвная ссора с Задирой – прямое предчувствие конца.

Психологическое напряжение переживающих Лорой чувства передаются через ряд внешних проявлений: «Ohne den Kopf zu erheben, der noch immer müde in ihrer Hand ruhte, nahm sie die Flasche und hielt sie schwebend über dem leeren Glase, so daß der Wein hineinfloß und nur allmächliche schäumend in dem Kelche aufsteig. Ihre Augen blickten mit einem Ausdruck von Trostloskeit darauf, als sehe sie ihr Leben aus der Flasche rinnen. Sie achtete auch nicht darauf, als der Schaum aus dem Glase auf den Tisch und von diesem auf den boden Floß nur ihre andere hand schien sich immer fester in das schwarze seidege Haar hineinzuwühlen». [Storm 1995] «Не подымая голова, она все еще утомленно подпирала ее рукой, - Лора взяла бутылку и, держа навесу над опустевшим бокалом, стала наливать вино. Жидкость медленно наполняла бокал, постепенно вздымаясь легкой пеной. Скорбным взором следила девушка за выбегавшей из горлышка струей словно уходила ее собственная жизнь. Осталась она безучастной и тогда, когда пена, переполнив бокал разлилась по столу и потекла на пол; только пальцы ее все судорожней зарывались в гущу черных шелковистых волос» [Шторм 1965]. Именно в этой сцене драматическое напряжение достигает своей кульминации - трагического конца, смерть героини – его кульминация. Драма также включается эпилогом. Эпилог, как пишет Р.Ф. Яшенькина, имеет дополнительный эстетическо-содержательный смысл. Он свидетельствует также о неизменности таких ценностей как дружба, немеркнущая поэзия юных чувств, верность им: «Viele Jahren sind seit jenem Morgen vergangen. – Auf dem Kirchhofe der Universitätschtadt, absiets im hohen Grase, liegt eine weiße Marmortafel: «Lenore Beauregard» steht darauf». [Storm 1995]. «Много лет протекло… на кладбище университетского городка, в стороне, средь высокой травы, покоится белая мраморная плита: Ленора Борегар» начертано на ней.» [Шторм 1965].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы приходим к выводу, что для Т.Шторма характерно драматическое построение новелл. Новелла  превращается в «спрессованную»  в ряд драматических сцен историю  человеческой жизни. Это принцип  драматизации жизненной истории. Драматизация в новеллах – это драматизация частного случая. Такую трагедию частного случая представляет Т.Шторм в новелле «Университетские годы». Случившиеся с Лорой – это одна из страниц сложной человеческой жизни. Новелла представляет «в самом ярком свете» незначительный случай. Это новый вариант истории любви. В ней остро выражены социально критические тенденции. По своему жанру новелла может быть определена как социально-психологическая, а по преобладающему тону ее можно назвать драмой. История Лоры – обычна для женщин низкого сословия в бюргерском обществе, но в художественной интерпретации писателя приобретает исключительный характер. Ленора стремится утвердить себя как равная в среде молодежи, принадлежащей к более обеспеченным кругам, но она гибнет жертвой тех иллюзий, которые питала относительно «избранного общества» своего города. Она из чистого упрямства бросилась в объятья студента, думая, что ее покинул возлюбленный. Она надеялась, что граф Задира проведет ее в другую жизнь. Для графа же она просто красивая игрушка. Этот выбор делает ее гибель неизбежной. Автор усматривает в трагедии Лоры отражение всеобщей социальной вины.

Информация о работе Проблема социального неравенства в новелле Т.Шторма "Университетские годы"