Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 17:13, контрольная работа
Сущность классического реализма ХIХ века — не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...
Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах существовали задолго до возникновения самого метода, но проявления этого метода были несистемными
Сущность классического реализма ХIХ века — не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...
Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах существовали задолго до возникновения самого метода, но проявления этого метода были несистемными. Это были вкрапления на фоне иных, более существенных для своего времени феноменов литературного процесса. Как метод реализм связан с эпохой мощного взлёта позитивного знания, знаком которого становится осознание важности причинно-следственных связей и в природе, и в обществе. Именно представление о взаимосвязи человека и его социального окружения стало одним из важнейших мировоззренческих представлений, которые легли в основание реалистического метода. Реализм раскрывает многообразие отношений человека с обществом - от семьи до государства. Реализм - метод ненормативный, то есть не существует строгих канонов в выборе тем, героев, жанров. Писатель-реалист ориентируется на мотивированность характеров, поступков, убеждений своих персонажей теми условиями, в которых формируются и живут его герои. Следствиями такого видения человека в реализме становятся, во-первых, особого рода художественное обобщение - типизация, во-вторых, возможность изображения героев в развитии, в-третьих, подвижность авторской, а значит, и читательской оценки.
В реализме каждый автор демонстрирует особенности индивидуального стиля, поэтому и поэтика (весь художественный строй), и собственно языковые средства реалистических произведений чрезвычайно многообразны, а художественный строй каждого крупного автора специфичен и неповторим.
Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились в своих произведениях отразить характерные для эпохи события. Реалисты стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или иной социальной группе[Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990].
И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Однако у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направления. Они объясняют изображаемые факты со своих эстетических позиций (преобладание долга над чувством, культ чувства, противоречие между мечтой и действительностью и т. д.). Эти писатели создавали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистические произведения, в отличие от них, характеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окружающим миром.
Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм XIX века принято называть критическим реализмом.
Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности:
Среди черт реализма — правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в герое произведения. Обобщение черт многих людей в образе одного человека составляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столько противоречиями внутри духовного мира героя, а противоречиями самой действительности. Писатели-реалисты не только прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характера человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведении очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психологи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследователи теории литературы выдвигают в качестве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рассмотрение предмета или явления.
Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего и индивидуального, а общее выступает в индивидуальной оболочке. Для реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала и действительности, как в романтизме. Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни. Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям. Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия.
Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти денег над человеческой душой, свойственно изображение деградации человеческой личности под влиянием пошлой среды.
Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Кроме того, роман был в XIX веке самым новым из наличных жанров, то есть жанром без груза канонической традиции. Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск. Этим роман сродни духу научного поиска, эту сторону романа подчеркивали реалисты XIX столетия, и под их пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни. Реалистический роман отражает действительность в формах самой жизни, и с эпохи реализма понятие “художественная литература” начинает ассоциироваться уже не с поэзией и драматургией, а в первую очередь с прозой. Роман становится господствующим жанром мировой литературы.
В эстетике реализма пространственно-временные представления ориентированы на скрупулезное воспроизведение реальности.
В реализме пространство и время становятся одним из средств передачи мыслей, чувств героев и автора, но основное их назначение — образное обобщение действительности.[ Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.]
Реалисты непосредственно унаследовали от романтиков открытую ими самоценность человеческой личности, но закрепили эту личность за определенным местом, временем, средой. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену “маленького человека”, который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.
Жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.
Но истинную славу реализму принесли блистательные романы английских и французских прозаиков—Диккенса, Стендаля, Бальзака. «Со времен Бальзака, — читаем мы в одном из манифестов французских реалистов, — роман стал совсем не тем, что подразумевали под ним наши отцы. Современный роман создается на основе записей, составленных при изучении натуры, так же как история создается на основе архивных документов. Историки повествуют о прошлом, романисты — о современном».
Увлекательнейший роман Стендаля «Красное и черное» (1831) полный психологического проникновения во внутренний мир героев, рассказывал о трагической судьбе «плебея» в буржуазном обществе и роман «Пармская обитель» (1839), изображающий жизнь людей во время политической реакции после наполеоновских войн и обличающий эту жизнь; «Люсьен Левен» (в русском переводе «Красное и белое») Франции периода июльской монархии.
Каждому с детства знакомы романы Ч. Диккенса — авантюрно-приключенческие романы с общественным содержанием: «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Мартин Чезлвит» (1844); близкий к детективному жанру роман «Дэвид Копперфильд» (1850), содержащий автобиографические черты роман «Домби и сын» (1848), вступающий в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной сущности капиталистического общества.
Вершиной реализма признаны романы О. Бальзака, в них представлена грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества 1816—1848 гг., отражающая его противоречия, показывающая изнанку человеческих отношений и нравов[Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978].
Действие большинства реалистических произведений происходит в реально существующем, конкретном и хорошо известном месте. Оно часто написано так наглядно и истинно, что кое-кто из исследователей даже проверяет номера домов и квартир, упомянутых в произведениях реалистов. И часто те номера и даже количество окон или балконов совпадает.
Г. К. Косиков пишет: “Основная особенность романической ситуации — это изменение внутреннего и внешнего положения героя в ходе различных столкновений с окружающим его миром”. В реалистическом романе, как правило, “положительный” герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в полный разрыв. Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких-либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними. Поиск героя реалистического романа на первых этапах его существования был ограничен сферой предлагаемых историей социальных обстоятельств. В XIX веке резко увеличилась социальная подвижность отдельного человека; пример фантастической карьеры Наполеона стал образцом изменения социального статуса для новых поколений. Это новое явление действительности отразилось в создании такой жанровой разновидности реалистического романа, как “роман карьеры”.
Роман карьеры не только отразил новые явления социальной действительности. В этой жанровой разновидности выработался характерный для более позднего реалистического романа способ взаимодействия героя с миром: чем активней герой работает над практическим воплощением в жизнь своего идеала, тем больше он от него отдаляется; чем упорней он стремится преодолеть окружающие его обстоятельства, тем в большей зависимости от них оказывается.
Специфика времени художественного текста выявляется на уровне сюжетостроения, а также на уровне изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения. Таким образом, категории пространства и времени в рассказах имеют свою специфику и характеризуются, как правило, субъективностью. Художественное время и пространство в рассказах писателей-реалистов конца ХХ – начала ХХI века могут обрастать множеством бытовых деталей (Е. Резепов) или переходить в символико-метафорический план (К. Смородин), то есть воплощаться в произведении с помощью характерных для того или иного автора образов и приемов. [Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М., 1993].
Информация о работе Пространство как одна из доминант в реализме