Пушкинские традиции в любовной лирике Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 21:36, реферат

Краткое описание

В создании русской национальной духовной культуры особая роль принадлежит художественной литературе и в первую очередь тем авторам, которые сознательно работают в русле традиций старой классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками не только в отдельных элементах структуры текст, но и в художественном методе, в эстетической позиции, во взгляде на человека и вечные ценности. Одним из таких авторов является С.Есенин, развивающий традиции русской классической поэзии.

Вложенные файлы: 1 файл

avtoreferat_33.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Пушкинские традиции в любовной лирике Есенина.

В создании русской национальной духовной культуры особая роль принадлежит художественной литературе и в первую очередь тем авторам, которые сознательно работают в русле традиций старой классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками не только в отдельных элементах структуры текст, но и в  художественном методе,  в эстетической позиции, во взгляде на человека и вечные ценности. Одним из таких авторов является С.Есенин, развивающий традиции русской классической поэзии.

2.«Пушкин – самый любимый мною поэт»- говорит Есенин в анкете о Пушкине в  1924 г. И в этом же году создает стихотворение посвященное великому поэту.

 Мечтая о могучем даре 
Того, кто русской стал судьбой, 
Стою я на Тверском бульваре, 
Стою и говорю с собой. 
 
Блондинистый, почти белесый, 
В легендах ставший как туман, 
О Александр! Ты был повеса, 
Как я сегодня хулиган. 
 
Но эти милые забавы 
Не затемнили образ твой, 
И в бронзе выкованной славы 
Трясешь ты гордой головой. 


3.Цель моего реферата – выявление пушкинских традиций в любовной лирике С.Есенина на примере стихотворений Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

 

 4.Задачи:

  1. рассмотреть особенности любовной лирики Есенина;
  2. собрать сведения об истории создания стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», о влиянии творчества А.Пушкина на произведения С.Есенина;
  3. выявить пушкинские традиции в стихотворение Есенина.

 

5.Как отмечают литературоведы, расцвет пушкинских традиций в творчестве Есенина приходится на 1923-1925 годы. В это время пушкинский образ занимает важное место в жизни и в творчестве Есенина. Поэт «играет в Пушкина», подражает ему в жизни, носит пушкинский цилиндр и крылатку. Даже принципы развития пушкинских традиций Есенин определяет с оглядкой на внешний облик любимого поэта и говорит об осознании стиля пушкинской «словесной походки» и использовании «замечательных подробностей», вычитанных у Пушкина.

6.Одними  из произведений с той «словесной походкой» являются «Черный человек» и «Анна Снегина».В реферате же  были рассмотрены традиции А. Пушкина на примере стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

7.Как и на Пушкина, на Есенина большое впечатление произвёл Кавказ. Эти поездки весьма благотворно отражались  в творчестве.  Результатом поездок С.Есенина стал сборник «Персидских мотивов», главная тема которого – любовь.

8.Для С.Есенина, как и для А.Пушкина, любовь является предметом высокой поэзии, источником красоты и гармонии.

…И ответил мне меняла кратко:  
О любви в словах не говорят,  
О любви вздыхают лишь украдкой,  
Да глаза, как яхонты, горят.  
 
Поцелуй названья не имеет,  
Поцелуй не надпись на гробах.  
Красной розой поцелуи рдеют,  
Лепестками тая на губах.  
 
От любви не требуют поруки,  
С нею знают радость и беду.  
«Ты - моя» сказать лишь могут руки,  
Что срывали чёрную чадру. 


9.Частый мотив лирики Пушкина - мотив  воспоминания, который является ностальгической грустью о романтическом периоде жизни и творчества Есенин следует этой традиции. В 1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, женщиной, вдохновившей поэта на создание «Персидских мотивов». Одно за другим появляются стихотворения «Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Я спросил сегодня у менялы…», «Ты сказала, что Саади…».    

10.Лирический герой влюблен и хочет поведать о своем чувстве: «Как сказать мне для прекрасной Лалы // По-персидски нежное "люблю"?» Однако истинная любовь не нуждается в словах, поэтому

«О любви вздыхают лишь украдкой,

и глаза, как яхонты, горят».  
Любовь, рассматривалась Пушкиным как чувство преходящее.                         Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный  источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный».

11.Лирический герой С.Есенина, как и пушкинский, умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги.

Мне грустно на тебя смотреть,

 Какая боль, какая жалость!

 Знать, только  ивовая медь

 Нам в сентябре  с тобой осталась.

Чужие губы разнесли

 Твое тепло  и трепет тела.

 Как будто  дождик моросит

 С души, немного  омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.

 Иная радость  мне открылась.

 Ведь не  осталось ничего,

 Как только  желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег

 Для тихой  жизни, для улыбок.

 Так мало  пройдено дорог,

 Так много  сделано ошибок….

У Пушкина расставание без натуги прослеживается в стихотворении «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,  
В душе моей угасла не совсем;  
Но пусть она вас больше не тревожит;  
Я не хочу печалить вас ничем.  
Я вас любил безмолвно, безнадежно,  
То робостью, то ревностью томим;  
Я вас любил так искренно, так нежно,  
Как дай вам бог любимой быть другим.

Четвертая строчка  стихотворения «Про волнистую рожь при луне» попадает в особый контекст. Если в начале строфы в ней развивается мысль о близости лирического героя природе родного края, то в конце она воспринимается на реминисцентном фоне, обусловленном выражением «Не буди только память во мне…». В нем слышны отзвуки пушкинского произведения, где лирическому герою в «песнях» «красавицы» слышится напоминание о «береге дальном». В  стихотворении Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» лирическая ситуация зеркальна по отношению к есенинскому обращению к «Шаганэ…». «Другая жизнь» - это берег «грузи печальной», «напоминают» ее «жестокие напевы». У Есенина, напротив, память «Про волнистую рожь при луне» пробуждают шутки и улыбки милой. Но в обоих стихотворениях мысль о «другом» крае, будь это Грузия или «север», сопряжена с воспоминанием о ночном лунном пейзаже и о любви.

14.Обращение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» не случайно повторено четыре раза – ее образ «страшно»  похож на ту, кого не может забыть лирический герой Есенина:

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Если для пушкинского героя «черты далекой, бедной девы» стали «призраком», то у Есенина выражено живое, мучительное переживание недавней разлуки. За внешней антитезой Шираза и «севера» скрыта внутренняя драма. Общность мироощущения поэтов проявляется в единстве оснований для преодоления этой антитезы. Очевидная на смысловом уровне, она не подтверждается при рассмотрении образного и эвфонического планов. Хотя у «берега дального» есть свои особые признаки (у Есенина повторяются пушкинские «степь», «поле», луна, память, «далекая…дева»), прошлое и настоящее соединяются в душе героя. Для их характеристики использван один фонический прием – звуковые повторы сонорных с гласными. У Есенина:

Про волнистую рожь при луне       - Как бы ни был красив Шираз

Он не лучше рязанских раздолий  - Дорогая, шути, улыбайся

 

У Пушкина:

 Не пой, красавица, при мне             - Ты песен Грузии печальной

Твои жестокие напевы                      - И степь, и ночь – и при луне   

Музыка звучит и в воображении, и в непосредственном впечатлении героя. Благодаря стихии любви, в которую погружена его душа, восстанавливается пространственно-временная гармония мира. 

Эту гармонию прочувствовали и  талантливые композиторы.  Одними  из таких композиторов стали  Н.Джигурда, Г.Пономаренко, М.Новохижин, наложившими музыку на стихотворение С.А.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

16. Таким образом можно сказать, что традиции Пушкина в лирике Есенина просматриваются в реалистичности и в  музыкальности стихотворения.

17. А мотив  воспоминания о любви помогают  сделать выводы об отношении  поэтов к любви. Для них любовь  есть высокое чувство, источник  гармонии и вдохновения.

18.Пушкин  писал: «Самостоянье человека  – залог величия его». Основой  «самостоянья» он полагал вечные ценности человеческого бытия: дружбу, любовь. В поэзии С.Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С.Пушкина.


Информация о работе Пушкинские традиции в любовной лирике Есенина