Пьер Безухов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и. следовательно, существенное содержание.
Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Пьер Безухов.docx

— 397.25 Кб (Скачать файл)

                                  Пьер Безухов.

Судя  по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и. следовательно, существенное содержание.

Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность.

Пьер  как бы символизирует постоянное становление и совершенствование.

Везде и  всюду он другой. Поиски приводят Пьера  в масонскую ложу. На какое-то время  он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование.

Пьер  Безухов бесконечно добр. Его доброта — нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым.

Он мечтает  о славе. Он молод, и поэтому слава  ему необходима. Он стреляется на дуэли  и тяжело ранит обидчика. Он еще  способен к разрушительным и непредсказуемым  поступкам. Он хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой  суеты он обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить.

Граф  Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала  иной. Она приобрела некую двойственность, в нерелигиозную значимость. И это неожиданным образом меняет жизнь и социальную значимость.

        Граф отправляется исполнить свое намерение и убить Наполеона. Правда, пистолет ему не удается спрятать, приходится взять тупой кинжал, но это его не смущает.

       По дороге он встречает рыдающую женщину. "Девочка!.. Дочь..." — кричит женщина. — "Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!"

       Благородный граф, конечно, бросается на помощь и находит ребенка в саду горящего дома. Вернувшись с девочкой, он уже не находит ее родителей, но зато встречает молодую армянку, показавшуюся ему "совершенством восточной красоты".

      Французский солдат пытается сорвать с красавицы ожерелье. Но наш граф "бросился на француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног..."

      У Толстого двадцатилетний Пьер в салоне Анны Павловны и тридцатипятилетний Пьер в эпилоге — член петербургского тайного общества — разные люди; и самая важная для Толстого писательская задача — заставить нас увидеть своими глазами, как изменился характер Пьера, как неопытный юноша становится зрелым человеком с огромным будущим.

       Он еще не  тот сильный духом человек,  разумный организатор, умеющий  все предвидеть и ничего не  забывать, каким он станет в  эпилоге. Он только еще двигается  по своему пути — и в нем  жив нелепый юноша, так же  страстно защищавший Наполеона  в гостиной Анны Павловны, как  теперь он хочет его убить.        

       Долохов провоцирует Безухова на дуэль, став любовником его жены.  Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него.    

      Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

     «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе.

      На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь», — приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли и готово ли?»

      Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в сорока друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили отпечатавшиеся по мокрому глубокому снегу следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в десяти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за сорок шагов неясно было видно друг друга. Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали.

     

      Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

      В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

— Мимо! —  крикнул Долохов и бессильно  лег на снег лицом книзу. Пьер схватился  за голову и, повернувшись назад, пошел  в лес, шагая целиком по снегу  и вслух приговаривая непонятные слова.

      26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого — это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев — Андрея и Пьера.

     Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости.

      Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма.

       Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство — народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят.

      В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости” Простые люди — солдаты и ополченцы — и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

 

       Возможность полного человеческого счастья Пьер обретает, женившись на Наташе Ростовой. В эпилоге романа он уже опытный семьянин, счастливый отец четверых детей. В прошлом остались разгульные кутежи в обществе Анатоля Курагина, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения. Пьер Безухов нашел свое счастье, обрел радость и покой в душе, но не остановился на этом. Для него теперь существуют гораздо более важные, чем личное счастье и благополучие, вопросы. О них он говорит с братом своей жены Николаем Ростовым. Но автор не показывает политической деятельности героя, оставляет его в тихом, радостном и спокойном семейном кругу, видя свой идеал счастья человека именно в этом.

     

 


Информация о работе Пьер Безухов