Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:10, творческая работа
Кафка принадлежить к писателям, понять и объяснить, которых не так просто. Произведения Кафки достаточно образные метафоричные. Его небольшое произведение «Превращение», романы «Процесс», «Замок» - это все переломленое в глазах поэта реальность, которая окружала его, тогдашнее общество. Творчество Кафки отображает трудности и противоречия мира, которые он воспринимал как абсурд того времени. Он отображает трагедию бессилия человека перед абсурдностью буржуазного мира. В его абсурдных произведениях перед читателем возникает страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, беспомощность вмести с тем тревожные поиски выхода.
Творча робота
з історії зарубіжної літератури
Трагедія відчуження людини в новелі Ф. Кафки "Перевтілення"
Кафка принадлежить к писателям, понять и объяснить, которых не так просто. Произведения Кафки достаточно образные метафоричные. Его небольшое произведение «Превращение», романы «Процесс», «Замок» - это все переломленое в глазах поэта реальность, которая окружала его, тогдашнее общество. Творчество Кафки отображает трудности и противоречия мира, которые он воспринимал как абсурд того времени. Он отображает трагедию бессилия человека перед абсурдностью буржуазного мира. В его абсурдных произведениях перед читателем возникает страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, беспомощность вмести с тем тревожные поиски выхода. Писатель пытается проникнуть в сущность действительности, разоблачить беспощадную жестокость и бессмысленность ее законов, традиций, морали. Он уверен в фатальной непобедимости этих сил, обреченности маленького человека. Кафка – одна из наиболее трагичных и противоречивых личностей в литератури XXст.
Франц Кафка создал ирреальный, фантастический мир, в котором особенно ярко видна абсурдность однообразной и серой жизни. Известно, что Кафка был человеком легко ранимым, и поэтому внешний мир был ему чужд и страшен. Лучше всего об этом сказала чешская журналистка Милена Есенская, которую Кафка полюбил незадолго до смерти, но с которой так и не решился связать свою судьбу. Она написала Максу Броду:
"У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый среди одетых" и далее: "Франц не способен жить. Франц никогда не выздоровеет. Франц скоро умрёт".
Беззащитность перед внешним миром, неумение приспособиться к внешней стороне жизни, доставляли Кафке огромные мучения. Это порождало в его сознании чувство вины перед жизнью и перед людьми. Кафке казалось, что он не оправдал тех надежд, которые отец, владелец небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть в сыне преуспевающего юриста и продолжателя семейного торгового дела.
В этом смысле его новелла "Превращение" во многом автобиографична. Нельзя не согласиться с А.Карельским, который назвал эту новеллу "грандиозной метафорой комплекса вины перед отцом и семьёй".
Новелла Кафки ²Превращение² начинается просто, но в тоже время страшно: ² Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое". Эта фраза производит на читателя ошеломляющий эффект. Одно только представление, что это очень страшное насекомое и что оно достигло размера человека заставляет человека вздрогнуться. Если попытаться представить себе что такое все таки возможно и примиримся на время чтения рассказа с этой мыслью, то далее в семье Грегора Замзи происходят вполне обыденные.
Грегор Замза предстаёт перед читателями как жалкое существо, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать. Интересно, что сам он не ужасается своему превращению. Пережив первое недоумение, он старается как-то приспособиться к своему новому состоянию. Так же и его семья, которая то же после первого потрясения случившимся пытается так или иначе к этому приспособиться.
И здесь вопрос о вине и наказании уже совсем отходит на второй план, куда-то в подтекст. А на первый план входит предельно безрадостная аллегория: проснувшись, человек обнаруживает своё полное, абсолютное одиночество, одиночество, четко выраженное даже внешне - через облик, переставший быть похожим на человеческий. Таким образом, духовную изоляцию своего героя Кафка передает через невероятную, отвратительную метаморфозу его внешности. И вот перед читателем предстает главный вопрос, вопрос об отчуждении человека. Отчуждение - это всеобщая, всеобъемлющая категория бессмысленности и бесцельности человеческого существования. Наверное это самое страшное в жизни, когда ты – один, даже не смотря на то, что у тебя есть семья, ты не перестаешь бороться с одиночеством. Судьба Грегора Замзы показывает как в один момент (одна ночь) человек становиться никому не нужным, беззащитным.
Биография Грегора состоит из двух частей: жизнь до и после его перевоплощения. Первая – обычная, типовая биография простого человека, рядового австрийца, обычной личности с мелкобуржуазной семьи. Сын мелкого коммерсанта, который обанкротился, он получил традиционную для людей его класса и круга образование, отслужил в армии, и наконец, с мелкого приказчика он превратился на коммивояжера. На этой должности он неплохо зарабатывал, содержал всю семью и мечтал выплатить отцовский долг. Он даже не мог себе представить, что станнит ненужным, останется совсем один наедине со свой бедой.
Грегор Замза - ответственный, дисциплинированный, он боится последствий, которые могут быть, если он опоздает на работу, а перевоплощение кажется ему неудобством. Реальность давит на героя, не давая понять фантастичность его перевоплощения. Грегор боится гнева начальника за опоздание, побаивается показаться родителям в таком виде, безустанно ищет выход из сложившейся ситуации, в которой он оказался. Он не может понять что это все непоправимая беда.
Конфликт Грегора с окружающей действительностью нарастает. Близкие люди ставятся к его несчастью без сочувствия и понимания. Отец ведет себя с ним как с отвратительным тараканом, с помощью палки загоняет его в свою комнату, нанося ему ужасные раны. Мама пугается необычного вида своего сына. Только сестра Грета преодолевая страх, заходит в его комнату чтобы поставить миску с едой. Так Грегор, который был кормильцем и опорой в семье, превращается в тяжелое бремя для его родной семьи.
В обычном, нормальном мире человек, бодрствуя, живет в мире логических причинно-следственных связей, во всяком случае так считает. Ему все привычно и объяснимо, а вот засыпая, человек уже погружен в сферу алогизма. Художественный трюк Кафки в том, что у него все наоборот. У него алогизм и абсурд начинается, когда человек просыпается.
В своей новелле Кафка раскрывает глубокую взаимосвязь всего, что происходит в мире, не смотря но та, что мир этот ограничен стенами городской квартиры. Метаморфоза, которая случилась с одним из членов общества, касается не только его одного, процесс превращения охватывает всех Замза, и последствия его оказались довольно таки значительными для каждого, кто был втянуть в эту непростую череду перевоплощений.
Сначала Грета ставится к брату как к тяжело больному, но, присматривая за братом, она становится откровенно наглой, дерзкой, брутальной и самоуверенной, а ее бывшая скромность постепенно исчезает. Происходят перемены и с родителями Замзы: мама Грегора все сильнее страдает от астмы, у отца нарушается психическое состояние. Изменяется и атмосфера семейных вечеров, больше не возникает «оживленных разговоров». Своим превращением Грегор ставить свою семью в особенное положение, изолирует от мира. Его родные начинают жить более отдельно, пряча от посторонних взглядов свою беду.
В ²Превращении² Кафка внешний поток событий неотъемлемый от внутренней жизни героя. Уже когда он стал насекомым, Грегор Замза подвергается бесконечным изменениям психического состояния, перепадов настроения, которые не всегда фиксирует человек даже в нормальном состоянии. Он приучился «спать на правом боке», его беспокоит «лихоманка», «странная сонливость после продолжительного сна», а в другое время он « чувствует себя прекрасно», бывает «страшно голодным», время от времени мучает « тяжелый, похожий на головокружительный сон», плохая погода навевает Грегору-насекомому грустное настроение.
Есть в этом необычном существе ряд чувств, которые определяют эмоциональную личность: : в какой-то момент он « сходит с ума от укоров совести», в другой – погружается в « состояние чистых и мирных раздумий».
Со всех причин, которые привели героя к катастрофе, главная – социальная. Был ли герой внутренне склонен к тому, что с ним случилось? Вряд ли. Перевоплощение Грегора было защитной реакцией на общее отчуждение. Его терпели до того как покорный коммивояжер был таким, как все, но только он изменился, стал не таким как все, его сразу начали травить. Родная семья просто в один момент отказалась от него, тогда они хотели лишь одного – чтобы Грегор быстрей исчез.
Кафка показал абсурдность и бесчеловечность жизни в 20-ом веке, поразительно. И ведь наверняка такой степени обесчеловечения общественного механизма европейское общество времен Кафки не знало, если и знало, то, видимо, только в нацистской Германии. Так что здесь какой-то поистине необыкновенный дар смотреть в корень, предвидеть будущее развитие определенных тенденций. И вот тут-то Кафка, между прочим, на какой-то момент соприкасается с устремлениями экспрессионистов: это они мечтали в своем искусстве понимать не единичные явления, а законы; мечтали, но не осуществили этой мечты, а вот Кафка именно ее и осуществил – его сухая, жесткая, без метафор, без тропов, как бы лишенная плоти проза и есть воплощение формулы современного бытия, его самого общего закона; конкретные числа и конкретные варианты могут быть разными, но суть – одна, и она выражается формулой.
С чисто художественной, технической стороны Кафка достигает такого эффекта прежде всего с помощью вполне определенного приема. Это прием материализации метафор, причем метафор так называемых языковых, уже стершихся, тех, чей переносный смысл уже не воспринимается. Когда мы говорим, например, о том или ином человеке – «он потерял человеческий облик»,либо о том или ином явлении – «это чистый абсурд», или «это уму непостижимо», или «это как кошмарный сон», мы, по сути, пользуемся такими языковыми метафорами, прибегаем к смыслу не буквальному, а переносному, образному. Кафка последовательно материализует именно умунепостижимость, абсурдность.
Главный мотив творчества Ф.Кафки – отчуждение человека, его одиночество – полностью раскрываются в его произведениях. В трех романах Кафки – «Америка», «Замок», «Процесс» - речь идет о все более тяжелых формах смертельного одиночества. Чем более одинок герой, тем тяжелее его судьба.
Грегору Замзе было очень тяжело так как он был один. После его отчуждения все и все поменялось в его семье, которою он по прежнему любил. Отец стал более показательным, «одет в голубой мундир с позолоченными пуговицами, который носили работники банка». « Седое, всегда растрепанные волосы теперь были очень ухожено зачесанные на прямой блестящий пробор».
В результате вся семья приходит к выводу что лучше избавиться от Грегора. И я считаю, что это самое страшное когда родители отказываются от своих детей, какие бы они не были.
Проблема трагедии отчуждения является актуальной и на сегодняшний день. Существует много случаев, когда в семье происходят конфликты и между родными людьми образовываются огромные пропасти. Но не в коем случаи нельзя опускаться до такого уровня как семья Замза. Нужно в любой ситуации искать выход и тот, кто ищет всегда найдет его.
Поколение читателей снова и снова приходят в ошеломление от того, сколь многие черты общественного бытия 20-го века пророчески предсказал Кафка в своих произведениях.
Написанная Кафкой в начале XX столетия новелла ²Превращение² стало произведением на все времена, так как проблема отчуждения до сих пор существует в нашем мире и остается самой болезненной проблемой человечества.
В заключение можно отметить, что метаметафора в творчестве Франца Кафки является не отдельно взятым тропом, а приемом, с помощью которого происходит организация того или иного текста. Метаметафора заключена в самой идее произведения, то есть в превращении Грегора Замзы в насекомое.
С помощью метаметафоры художник добивается необыкновенного эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он заставляет задумываться над главными законами бытия, над трагичностью человеческой судьбы, над существованием каких-то высших сил, управляющих жизнью людей.
Список литературы
1 М.Гус. Модернизм без маски. - М.: Советский писатель, 1966, стр.168
2 М. Лифшиц. Собр.соч.: В 3-х т. Т.3. - М.: Изобраз.искусство, 1988, стр.430
3 К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956, с.564
4 М.Гус. Модернизм без маски. М.: Советский писатель, 1966, стр.228
5 Л. Копелев. У пропасти одиночества.
Ф.Кафка и особенности современного субъективизма./
http://www.kafka.ru/about/
Информация о работе Рагедія відчуження людини в новелі Ф. Кафки "Перевтілення"