Развитие творческих способностей учащихся на уроках русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:15, реферат

Краткое описание

Сколько огорчений, неприятностей возникает у учителей, скорбно разводящих руками: «Неговорящий класс!» Действительно, как ни больно констатировать факт, но проблема развития речи – самая острая и признаётся трудно разрешимой. «Всё понимают, а сказать не могут,» - горький итог. Где же наследники «великого и могучего» русского языка, который достоин восхищения своей гибкостью, звучностью, образностью? Увы, таковыми порой являемся и мы сами, словесники, так что же ждать от наших учеников? Давайте учиться вместе.

Вложенные файлы: 1 файл

Р-ие творческих способностей.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

III. Игра – вещь серьёзная.

Воспитание восприемников «великого и могучего» языка Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова – непростая задача. Решить её поможет игра. Скованные программой, когда в минимум часов должны дать максимум информации, мы боимся потратить минуты урочного времени, не подозревая о том, что эти минуты, часы вернутся нам сторицею. Формирование навыков образной речи (своеобразные отступления от программы) должно стать одной из генеральных целей литературного образования школьников.

На уроках литературы просто необходим  и элемент собственного творчества. Всем понятно, что мастерство пейзажей Тургенева будет доступнее ученикам, если они сами пробовали свои силы, создавая картины звездной ночи, описывая раннее, весеннее утро, пытаясь передать все его краски. Гениальная простота пушкинского стиха будет только тогда доступна школьникам, когда у них есть минимальный опыт собственного стихотворчества. Только тогда мы сможем воспитать творческую личность в самом широком смысле слова, когда призыв «попробуй сам» станет не фрагментом открытого урока, а системой – системой знаний, формирующих поэтическое мироощущение.

Итак, система заданий. Начинаем с малого, обозначая путь от простого к сложному.

    1. Помоги «припомнить» забытое слово.

- Ребята, я хотела сегодня порадовать вас четверостишием из стихотворения И.А. Бунина «Три ночи», но не переписала его в тетрадь, понадеялась на свою память. К сожалению, она меня подвела. Помогите мне. То, что помню, я записала на доске:

Старый сад всю ночь гудел угрюмо,

Дождь шумел и, словно капли слез,

Падал он в холодный снег на землю

С голых сучьев (каких?) берёз.

Холодная мартовская ночь. Неистовствует зима, не желая уступать весне свои права. Угрюмо гудит сад под порывами холодного ветра. На земле ещё снег, и капли дождя тяжелы, потому что от холода они вот – вот превратятся  в льдинки и больно ранят голые, беззащитные ветки не проснувшихся к жизни берёз. Кажется, что берёзы плачут – так тяжело падают капли с их сучьев. Какое слово уместнее всего употребить в последней строке?

- Беленьких (неудачно)

- Тоненьких (лучше)

- Дремлющих (но ведь ветер  не даёт спать, сад шумит)

- Мёрзнущих (лучше)

- Стынущих (лучше)

- Плачущих (да, берёзы плачут, но поэт уже упомянул о берёзовых слезах)

- Я вспомнила – стонущих  берёз. Согласитесь, что бунинское слово – самое удачное.

- Почему?

- Жестокие порывы ветра  раскачивают берёзы, путаясь в  голых березкиных сучьях, ветер  воет от злости. Капли потому и падают, что набеги ветра стряхивают их с веток. Берёзам больно - они стонут.  Спасибо вам, ребята, если бы не ваша помощь, мне было бы трудно порадовать вас бунинскими строками.

2. Оформите аналогичную  учебную ситуацию урока, используя четверостишия:

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчетлив стук подкованных копыт.

Трава поблекшая в расстеленные полы

Сбирает медь (с каких?)  ракит.  (обветренных)

С. Есенин «Голубень»

Таких четверостиший можно привести несколько, разбив класс на группы. Каждая команда выполняет свое задание, затем сверяет с оригиналом и объясняет, почему авторский вариант единственно возможный.

    1. Найди «заблудившиеся» строчки.

- Ребята, мне очень хотелось, чтобы сегодня не я одна читала стихотворения, пришедшие к нам на урок. Я разрезала текст стихотворений на строчки – стихи, а вот пронумеровать их забыла. Строчки перепутались, заблудились. Помогите им найти своё место.

Работа идёт по творческим группам. У каждой группы планшет с 12 полосками. Надо найти место каждой строке. Выполняя задание, ребята определяют место каждого стиха, выясняя: способ рифмовки, смысловые связи и развитие образа. Предлагаются стихи.

Владимир Калиниченко.

    1. Ствол у берёзки – как струна,
    2. Листва застенчиво – прозрачна …
    3. Как девочка в наряде брачном,
    4. Стоит у озера она.
    5. Худые веточки свои
    6. К воде доверчиво склонила,
    7. Давно отпели соловьи,
    8. Но что – то слышится ей, милой.
    9. А то – осенние ветра
    10. Поют совсем по - человечьи …
    11. И лиловеют вечера
    12. У золотых её предплечий.

Дмитрий Филимонов

    1. Раздели берёзу,
    2. И в голом бессилье
    3. На хмурую осень косится она.
    4. Явились морозы,
    5. Меня не спросили.
    6. Судьбу не волнует чужая весна.
    7. Осыпались листья,
    8. Но смело и прямо
    9. Берёза под ветром осенним стоит
    10. В разбойничьем свисте,
    11. Чиста и упряма
    12. И осень, и зиму она победит.

Александр Прокофьев

    1. Тополь гол, берёза пожелтела,
    2. На неё, порывами горя
    3. И держа в осаде, то и дело
    4. Налетают ветры октября.
    5. Они её холодными руками
    6. Трясут с утра. Гадай иль не гадай,
    7. Но ей не откупиться медяками,
    8. Зачем им медь, им золото подай!
    9. Да и не в горсть, а в блёклые подолы,
    10. Куда велит осенняя напасть;
    11. И всё кружится золото над долом,
    12. И всё равно куда ему упасть!

Задания к стихотворениям:

  1. Выберите строки из стихотворения, которые ярче всего характеризовали бы вашу берёзку. Какой характер у каждой из берёз?
  2. Объясните, устно нарисовав картину, следующие образы: первая группа – первое четверостишие; вторая группа – первые пять строчек; третья группа – последние шесть строчек.

Здесь мы обратимся ещё к одному интересному приему, который можно условно назвать так: «Расшифруй художественный образ». Этот приём – разновидность «устного словесного рисования». Но цель его несколько иная: на первый план выступает не развитие речи, воображение, а развитие образно – логического мышления.

Обратимся к стихотворению А. Прокофьева.

- Какие «медяки» может  предложить берёзка холодным  октябрьским ветрам?

- «Медяки» - это уже упавшие  листья. Потускневшие, ржавые в пожухшей  осенней траве. Берёзкино «золото» - яркие желтые листочки, которые, сопротивляясь порывам ветров, ещё  держатся на ветках.

- А «блёклые подолы»  осени?

- Это вся земля, покрытая  слоем потерявшей яркие краски  листвы.

- Да, в эти – то  «блёклые подолы» и сбирают  дань с деревьев жестокие ветры. Им мало горсточки берёзкиного  «золота», им нужно отнять всё, что ещё хранят полуголые веточки.

- А теперь, ребята, нарисуйте  картину, которая предстала вашему  воображению.

- Серое низкое небо, на  земле, усеянной полусгнившими листьями, следы ночных заморозков, нерадостное  утро. Очень ветрено. Высокий берег  маленькой реки, вода которой тяжело рябит. На берегу стоит тонкоствольная берёзка, она очень одинока, со всех сторон она не защищена от порывов ветров. Стоящий невдалеке тополь уже сдался, его оголённые сучья не защищают берёзку от разбойных набегов октябрьских ветров. Берёзка дрожит, чувствуя холод от прикосновения рук ветра. Желтые изящные её листочки уже не могут удержаться на обессиленных ветках и, оторвавшись, долго кружат над долом в бешеном танце ветров, им страшно оказаться на заиндевелой земле, холодом и безнадежностью веет от неё.

Как видим, картина, которая должна возникнуть в сознании ребят, значительно шире рождаемой поэтическими строками. Это и понятно: если цель «устного словесного рисования» - воссоздание словесной картины для более глубокого прочтения строк художественного произведения, то цель «расшифровки» иная – пробудив воображение ребят, уяснив логическую цепочку рождения художественного образа,  дать простор их фантазии, заставить создавать свои образные системы. Короче говоря, в первом случае «прочтение» произведения – цель, во втором – повод.

Задание. Организуйте расшифровку образов:

Вечер, как сажа,

Льётся в окно.

Белая пряжа

Ткёт полотно.

С. Есенин.

Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес,

Черно – бурою лисицею

Под горой улёгся лес.

Д. Кедрин.

Такого рода задания развивают поэтическую зоркость, формируют навыки творческого чтения и готовят почву для создания собственных оригинальных произведений (Смотри раздел «Проба пера» сказки).

Наслаждение красотой речи, стихотворной или прозаической, - великий стимул для того, чтобы стать наследниками «великого и могучего» русского языка. Процесс освоения его богатств – вечный процесс, он не заканчивается с окончанием школы. Чем больше человек знает, чем больше может, тем большие глубины открываются его мысленному взору. Предела совершенству нет, и мне не стыдно сказать, что я учусь с ними, моими учениками, помогая им и ощущая их помощь. Что – то уже сделано, ещё больше предстоит сделать и осмыслить.

 


Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках русской литературы