Разговорная речь в поэзии Виктора Бокова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:40, доклад

Краткое описание

Виктор Боков превращает разговорную речь в «золотые сказания». Говоря об этой особенности своего творчества, поэт указывает на непосредственную, внутреннюю связь с культурой и бытом русского народа: «Кольцов не принимал пушкинскую сказку «О Балде», ибо до разговорной формы не доходил, потому как был 100% песенник и начал свою поэзию тем, что запел стихи под чумацкой телегой в степи.

Вложенные файлы: 1 файл

боков.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

Разговорная речь в поэзии Виктора Бокова.

Виктор Боков превращает разговорную речь в «золотые сказания». Говоря об этой особенности своего творчества, поэт указывает на непосредственную, внутреннюю связь с культурой  и бытом русского народа: «Кольцов не принимал пушкинскую сказку «О Балде», ибо до разговорной формы не доходил, потому как был 100% песенник и начал свою поэзию тем, что запел стихи под чумацкой телегой в степи. 
 
Он обращался к звездам и чудотворности степной ночи, а разговорная интонация живет в моем характере говорить с людьми, к ним обращаться. Это чисто русское явление – бросить пригоршню слов, рифм, пословичности в живую душу россиянина. 
 
Стихия живого разговорного языка, бытопись, воплощающая в себе глубинный онтологический смысл, - все это эквиваленты народности боковского творчества. Общение, диалог имеют принципиальное значение: в произведениях поэта мы обнаруживаем философию народного опыта, улавливаем ценностные представления и нравственные критерии, сформировавшиеся в трудовой среде, обнаруживаем национальные особенности художественного мышления и языка.

Ох, не растет трава  зимою, 
Поливай, не поливай, 
Ох, не придет любовь обратно, 
Вспоминай, не вспоминай! 
(«Не растет трава зимою»)

Чей это голос? Народа! Точнее, чистый голос поэта, сына великого народа-языкотворца, усваивающего интонацию лирической песни или особенности былинной поэтики. В устном творчестве народа он находит вдохновительные примеры  «богатырского словесного всплеска». Вспомним, что Виктор Боков прошел прекрасную школу научного изучения фольклора, собрал и опубликовал  знаменитый ныне том серии «Библиотеки  поэта» «Русская частушка» (Л., 1950), перевел  на русский язык карело-финский эпос «Калевала». Его самого Николай Асеев  не без оснований называл «творцом фольклора». В поэзии Бокова, как  и в народном искусстве, запечатлено  все богатство эмоциональной  жизни человека – от озорной шутки, веселого лукавства до проникновенной лирической интонации и «грустного пения славян» («Я иду, свищу в свои свистулечки…»). 
 
От фольклора – и такая черта поэтики Бокова, как внутренняя связь мотивов и образов. Я не знаю другого современного поэта, в стихах которого подтекстными ассоциациями – при максимальном лаконизме поэтической лексики! – создавалось бы такое широчайшее смысловое пространство, как у Бокова.

Стали ночи длиннее, 
Без людей острова. 
Бал июль не навеки, 
А любовь все жива. 
Светит солнце скупее, греет солнце едва. 
Осень дождиком сеет… 
А любовь все жива. 
(«А любовь все жива»)

В ассоциациях сопряжений и оппозиций раскрывается бытийная концепция поэта. Она предстает  как художественная картина мира, где все равновелико, равноценно, где во всем скрыта тайна неразгаданной, а, может быть, и непостижимой феноменологии духа, сущностей и явлений. 
 
Поэт чувствует живое целое природы, он и понимает ее как непрерывный творческий процесс. В лицо видит цветок, речку, дерево, птичку, все лики жизни. Его образы реальные и символические одновременно. Его герой буквально вписан в мир природы. Она у поэта одушевлена, несет в себе гармонию, целесообразность, меру. 
 
Одушевление природы у Виктора Бокова – это не пантеизм (как сказал бы Михаил Пришвин – «пантеизм далеко позади!») это не отожествление «живого» и «сущего», как в философском гилозоизме. Это, условно говоря, высокое повторение на новом витке спирали человеческого развития, основанного на понимании органической взаимосвязи всего сущего.

Родничок для  иволги 
Песню запевает, 
Иволга ответную 
Песню затевает! 
Все взаимосвязано, 
Это чья же истина? 
Это где-то сказано, 
Кажется, у Пришвина. 
(«Вейся, хмель мой…»)

Ощущение целостности, взаимосвязи  всего в природе рождает у  художника «поэтическое чувство  друга» (слова М.м. Пришвина), является выражение свободного жизнетворчества:

Лесное волхование 
Само собой творится, 
Здесь нет согласования, 
Природа не боится! 
(«Лесное волхование…»)

Да, у природы человек  может многому научиться. Природа  у Бокова – это вовсе не «тема» его творчества, это вся его  поэзия, ее сущностное качество. Между  натурфилософией Пришвина, Бокова или  Владимира Вернадского, создателя  научной теории ветропокосмизма, есть точки соприкосновения, есть много общего. Закономерности развития культуры ХХ века проявляются как в эстетическом, так и в теоретическом познании. 
 
На какой странице не откроешь книги Виктора Бокова, - всегда почувствуешь единство художественной и философской рефлексии природы.

И я из всех земных растений 
Счастливый самый в этот миг! 
(«Коса – как темная дорога…»)

Архетипический образ  – человек – «злак земной» - в такой же мере связан с народно-поэтическим  творчеством, как и с давней философской  гуманистической традицией, идущей от античной культуры, от Марка Аврелия, стоиков, всякий раз воскресающей и по-новому звучащей в творениях Паскаля, Тургенева, Тютчева, Пришвина. У Бокова обнаруживается та же диалектика, что и в «Мыслях» Паскаля: «…Сознавать, что я ничтожен, значит, быть великим». 
 
А вот и строки из стихотворения (цикл «Сибирское сиденье»), определяющие высоту духа, который не в состоянии сломить и покорить произвол и вся бесчеловечная тоталитарная система:

На сто надеешься, помятый стебель вики? 
Никто тебя не хочет охранять. 
О, как твои усилия велики – 
Раздавленную голову поднять! 
(«Умру в урмане…»)

Ни у кого из поэтов не было такого накала трагического и, вместе с тем, жизнеутверждающего пафоса, заключенного в этом архетипическом образе. Такова «генетика» боковского стиха, отмеченного новаторством, искренним чувством и высокой интеллектуальностью. 
 
Какой же непростою оказывается кажущая, завизная, завораживающая простота боковского стиха! Кому-то судьба идти к этой ясной мысли и слова путем длительного внутреннего развития, а Виктору Бокову это дано от Бога, от России, от народной культуры… Нет, эта простота, конечно же, достигается одухотворенным трудом. В поэме «Троица», например, всего 200 строк, а вынашивал ее автор три десятилетия! Эстетика Бокова, характеризуется не только мастерством обновления стихотворных размеров и ритмов, но и овладением большой формой, синтезом родовых, жанровых начал, что всякий раз неповторимо проявляется в блистательных поэмах «Свирь», « Авдотья-рязаночка», «Китеж-град», «Троица», «Весна Викторовна», «После победы», в книге стихотворений в прозе «Над рекой Истермой», в лирике последних лет. 
 
В его произведениях 1990-х годов увеличивается «объем вобранности мира». Личное у Бокова никогда не перерастает в частное, напротив, становится универсальным. 
 
В его творчестве остро поставлена проблема нравственного смысла исторического прогресса. И решается она на основе пережитого. В недавно созданных стихотворениях, как и в «Сибирском сиденьи», поэт часто общается к прошлому. Но соотношение времени, изображаемого в его произведениях, со временем автора и нашей современностью создает такую художественную перспективу, когда опыт прошлого начинает участвовать в настоящем, помогает на новых началах строить будущее. Эпичность мышления и лирическое самовыражение сомкнулись в поэзии Виктора Бокова в поразительном единстве. 
 
В творчестве поэта последних лет с позиции народного гуманизма, народной нравственности дается объективная оценка общественным явлениям современности, бесчеловечности и равнодушия к судьбам страны, которые тем не менее прикрываются «пустыми словами» («Сколько Россия живет, столько Россия страдает…») о «благих» общественных целях, демагогическими рассуждениями о демократизме, прогрессе и т.д. («Кому не ясно – народ нищает…», «В киосках все на иностранном…», «Синь-Россия», «Родина-Русь», «Одна Россия другую мучает!...», «Старцы шли по земле и падали…» и мн.др.). 
 
Поэзия Виктора Бокова ориентирована на вечные, непреходящие ценности. Таковы основы его художественной аксиологии. Но это и есть счастье, с которым поэт готов с любым из нас поделиться.

…Круглосуточно  живу 
И друзей к себе зову, 
Чтобы счастьем поделиться. 
А оно – любовь моя 
К людям, к зверям, 
К малой пташке, 
К токованию ручья, 
К ликованию луча 
На моей простой рубашке! 
(«Разговор с поэтом Михаилом Львовым»)

В поэзии Виктора Бокова все является подлинным, настоящим. Россия потому и запела «Оренбургский  пуховый платок», что людей глубоко  тронули искренность, нежность, тепло  души, то, чем они всегда дорожили и дорожат. В стихах большого художника  всегда живет правда, за которую  он готов – «хоть на костер»! 
 
И сегодня поэт, имеющий всенародную известность и славу, получивший широкое призвание, находится в том состоянии «непрестанного действия, завидного, счастливого», которое восхищало Бориса Пастернака, которое всегда восхищает его читателей. 
 
Именно поэтому он не простой читаемый, а любимый поэт, слово которого сопровождает человека на его жизненном пути, высвечивает в нем самое лучшее. Случайно ли, что в чеченскую войну середины девяностых годов наших мальчишек брошенных злою властью в горнило этой бойни, согревала своим теплом книжечка стихов Виктора Бокова «В гостях у жаворонка». Об этом писала «Российская газета» в апреле 1998 года. Вышедший в 1994 году, в уже запылавшем огне войны Грозном, очень скромно изданный, этот поэтический сборник разделил судьбу великих книг, с которыми русские солдаты не расставались и в свой смертный час. Каким контрастом страшной реальности звучали стихи Бокова:

Нет теперь ни войн, ни драк, 
Ни захвата территорий…

Утверждая в своем творчестве высшую онтологическую ценность свободы  духа, Виктор Боков открывает перед  каждым человеком светлую перспективу  совершенствования и нравственного  самосозидания:

Побудь со мной на высоте, 
Оставь земной удел… 
(«В гостях у жаворонка»)

На недосягаемой высоте духовного  величия находится сам творец. Пристанем же и мы к его «сияющей звезде».


 

«Боковская осень»  всегда дарит радостью встречи с бабьим летом, душевной песней и светлой поэтической строкой: 
            Я твой до последнего зёрнышка, 
            Я твой до последнего пряничка. 
            Иди ко мне, Русь, моя жёнушка. 
            Споём с тобой ради праздничка! 
 
Сколько искренности и задора в этих словах! Поёт Русь,  идёт и едет к поэту в деревню Язвицы – здесь его родительский дом.  
               Небольшая деревенька. 
               Не бывал я там давненько, 
               Но навеки, как судьба, 
               Корень мой – моя изба! 
А в избе той главной устроительницей матушка Софья Алексеевна была. Труженица, певунья, и прибаутку расскажет, и на ум-разум наставит.   
                Привязывай коня не к кольцу,  
                Привязывай коня к овсу, 
                За крепкое деревце, 
                А Правду свою говори всю, 
                Тогда в тебе не изверятся. 
                Удивлялся сын: 
               Откуда это у матери было? 
               Всё она знала в конце концов, 
                Наверное, оттуда, что всех любила, 
                А любовь мудрей мудрецов. 
Задумаешься, многие ли могут сказать уверенно: Я люблю, я счастлив? Поэт мог. Да и как же иначе, если само великое светило протягивало ему «луч добра» 
                       Как я солнце торопил, 
                       Чтоб оно бралось за дело. 
                       Чтоб оно поверх стропил 
                       В топоре стальном горело. 
  
                       Вышло солнышко тотчас, 
                       Воссияло, воссветило, 
                       И меня в свой ранний час 
                       Персонально посетило. 
  
                       Протянуло луч добра, 
                       Собирайся, милый, что ли! 
                       И росы чище серебра. 
                       И чуть влажна тропинка в поле. 
  
                       Очутился я во ржи, 
                       В красоте неотразимой, 
                       Это вам не гаражи, 
                       И не гиблый дух бензина! 
  
                       Я стоял среди хлебов 
                       С чувством дружбы постоянной. 
                       Если в сердце есть любовь,  
                       Значит, счастье состоялось! 
Есть русская пословица: «Счастливый – что калач в меду!» (всё к нему пристаёт). Так и читатель прибивается сердцем к счастливому боковскому слову. В нём истинная радость – ребёнка и мудреца.  

 

 

 

 

Проект: «Закружилась листва золотая…»

Автор: Бань Виктория Александровна, воспитатель 2 квалификационной категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  N5» «Надежда» Республика Татарстан, город Лениногорск. 
                                                                            
                                                                            …Если крикнет рать святая: 
                                                                                   «Кинь ты Русь, живи в раю!» 
                                                                           Я скажу: «Не надо рая, 
                                                                      Дайте родину мою!» 
                                                                                                               С. Есенин 

   Тип проекта: познавательно – творческий. 
    Продолжительность проекта: 6 месяцев. 
    Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность 
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. 
 Велика роль литературного искусства при ознакомлении дошкольников с природой. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.  
 Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства.  
           Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. На мой взгляд, особое место в этом направлении принадлежит поэзии С. Есенина. 
          Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение оказывает поэзия С. Есенина на детей, т. к.  она расширяет знания о природе, родном крае, о своем народе, воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.  
          Стихи Сергея Есенина не оставляет равнодушным никого. Они затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом человеке. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся. Знакомство с лирикой поэта не проходит бесследно и   откладывается в памяти ребенка навсегда.  
              
         Цель: воспитание любви к родной природе на основе поэзии Сергея Есенина. 
         Задачи:

  • Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
  • Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к Родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

 

          Гипотеза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью художественной литературы, в частности поэзией С. Есенина, то возможно сформировать нравственную, всесторонне развитую личность, способную проявлять заботу и беспокойство о состоянии природы, осознать необходимость бережного отношения к природе. 
          Научная новизна работы состоит в том, что реализация данного проекта обеспечит:

  • формирование познавательного интереса к окружающему миру, ответственного отношения к явлениям природы;
  • увлекательное общение с поэзией С.Есенина; 
  • развитие интереса к художественной литературе, книге.

 

       Данные  аспекты являются неотъемлемой  частью системы образования дошкольников  на этапе становления современной  личности. 
          План поэтапных мероприятий. 
  1. Подготовительный: 
- определение уровня развития интереса к художественной литературе; 
- составление перспективного тематического плана; 
- разработка цикла занятий; 
- наблюдения, беседы, экскурсии с детьми; 
- разучивание  движений для хороводов, игр, песен, танцев; 
- изготовление атрибутов, костюмов к литературному досугу (совместно с   родителями). 
 2. Основной:   
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования:

Раздел программы

С детьми

С родителями

 

 

 

Речь и речевое  общение

Беседы на тему: «Как природа рисует красками», «Времена года», «Традиции и жизнь русского народа», «Жизненный путь С. Есенина».Рассматривание репродукций картин С. Панина, К. Юона,  
И. Шишкина, И. Грабаря, К. Коровина, П. Трубецкого. 
Речевые упражнения: «Оденем березке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы», «Скажи красивые слова о заснеженном лесе»

Разучивание с детьми стихотворений. 
Беседы, чтение художественной литературы. 
Подбор иллюстраций, открыток, фото.

 

Художествен- 
ная 
литература

Чтение рассказов, стихов, загадок, примет о природных явлениях.  
Заучивание стихотворений С. Есенина

Организация мини музей на тему: «Жизненный путь С. Есенина». 
Выставки «Рассказы-загадки о природных явлениях».

 

ИЗО-деятельность

Рисование пейзажей в разные времена года: «Зимняя сказка», «Я в волшебном лесу», «Волшебные краски осени»,  «Лето».  
Лепка-барельеф: «Люблю березку русскую».

Совместная ИЗО – деятельность с детьми (Изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года».)

 

 

 

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне», «С чем нельзя в лес ходить?», «Изобрази», «Чья птица улетит дальше?», «Птица без гнезда». «С какого дерева листок», «Не ошибись».

Оформление сюжетно-ролевой  игры: «Библиотека».

 

 

 

 

 

Природный мир

Наблюдения, целевые прогулки на природе. Рассматривание гербариев. Экскурсия в зимний парк. 
Поисковая деятельность: «Подойти потрогать ствол, что стало с руками?», «Рассмотреть ствол берёзы через лупу». 
Сбор листьев для засушивания.

Помощь в организации  и проведении экскурсии с детьми в зимний парк. 
«Наш воскресный выходной. Мама, папа, дружная семья (экскурсия в лес). 
Придумывание природоохранных знаков. «Сохраним природу».  
Сочинение мини-сказки      «Береза-домашний доктор». 
Изготовление гирлянды из осенних листьев. 
Изготовление кормушек для птиц. 
Консультации на темы: «Чем занять ребенка на прогулке», «Будем добры», «Люби и знай свой край», «Воспитание любви к природе».

 

 

 

 

 

 

 

Музыка

Слушание музыки: А. Вивальди, П. Чайковского «Времена года», А. Внукова «Если снег идет», романсы на стихи С. Есенина А. Флярковского, Л. Олифировой, Е. Дрейзин старинный вальс «Березка». Пономаренко. 
Разучивание  движений для хороводов, игр, песен, танцев. 
 Литературный досуг, посвященный творчеству С. Есенина.

Изготовление атрибутов, костюмов к литературному досугу.

 

 

 

Физическое развитие

П/и « К названному дереву беги», «Четвертый лишний», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Селезень», «Цепочка», «Береги природу», «Две корзины», «Перелет птиц».

Организация в свободное  время любимых игр детей.


- проведение цикла занятий:  «Экскурсия в зимний парк»,  Разучивание стихотворения С.Есенина «Заколдован невидимкой…», Лепка – барельеф: «Люблю березку русскую».

  • Итоговый:

- выставка детских работ; 
- литературный досуг, посвященный поэзии С. Есенина; 
- презентация проекта. 
Список используемой литературы:

  1. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. М.: ТКО «АСТ», 1996.
  2. Волина В. Загадки от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
  4. Есенин А.С. Полн. сбор. соч.: - М., 2002.
  5. Есенин А.С. Собрание сочинений 3 т. Т. 1, ред. А.А. Козловский, Ю.Л. Прокушев. М.: Правда, 1970.
  6. Люцис К. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007.
  7. Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М.: Советская Россия, 1979.
  8. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Цветущая весна. Травы», «Лето», - М. «Издательство Скрипторий», 2003.
  9. Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005. 
  10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развития внимания и воображения дошкольников. Я.: Академия развития, 1999. 
  11. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего  дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2005. 
  12. Энциклопедия. Живой мир. М.: «РОСМЕН», 1996.

Информация о работе Разговорная речь в поэзии Виктора Бокова