Разговорный стиль речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:01, реферат

Краткое описание

Систематизировать опорные знания:
об отличительных чертах разговорного стиля речи;
о классификации и характеристике жанров устной разговорной речи;

Вложенные файлы: 1 файл

26_met_ruk_prepodavatelya.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Разговорный стиль речи».

 

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная:

Систематизировать опорные знания:

  • об отличительных чертах разговорного стиля речи;
  • о классификации и характеристике жанров устной разговорной речи;

Сформировать умения и навыки:

  • определять жанр разговорного текста, опираясь на знание жанровых характеристик;
  • создавать тексты разных жанров разговорного стиля (беседа, разговор с пациентом, его родственниками, коллегами), руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт разговорного стиля речи и жанровых характеристик.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
  • развивать внимание, память, познавательные способности;
  • развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная:

  • формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
  • воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;
  • формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся, таблица «Функциональные стили речи».

 Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная:

«Русский язык и культура речи»: учебник, высшее образование, под ред. проф. О.Я.Гойхмана, Коллектив авторов, 2005 г.; Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Русский язык. Стилистика и культура речи», «Махаон», Москва,  2005 г.

Дополнительная:

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

 

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                 -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                              -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:        

  1. Проверка исходного уровня знаний: 

Текущее тестирование.                                  - 10 мин.

2. Формирование новых представлений  и знаний.                          

      1) Сообщение преподавателя                        - 10 мин.   

      2) Самостоятельная  работа с теоретическим материалом                                         - 25 мин.

3. Формирование умений и навыков      

Выполнение практических заданий                             

с последующей коллективной проверкой                                - 40 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                          -  1 мин.

V. Домашнее задание               -  1 мин.                                

Ход занятия.

 

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).

 

Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.

 

2

Мотивация к изучению новой темы.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

1.

 

 

 

2.

3.

 

 

 

4.

 

10

 

 

 

10

25

 

 

 

40

Проверка исходных знаний.

Текущее тестирование (Приложение 1).

 

 

Формирование новых знаний и представлений

1. Сообщение преподавателя.

2. Самостоятельная работа с теоретическим  материалом 

(Приложение 2).

 

Формирование умений и навыков

Выполнение практических заданий № 1, 4 (письменно);

№ 2, 3, 5, 6, 7(устно) с последующей коллективной и взаимопроверкой.

(Приложение 3).

 

Учащиеся выполняют задание, сдают на проверку.

Учащиеся записы-вают основные по-ложения темы, заполняют таблицу «Стили речи».

Учащиеся коллективно, индивидуально, в группах выполняют практические задания.

IV.

1

Подведение итогов занятия.

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

 

V.

 

1

Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь  с материалом на данную тему  в учебной литературе.

  1. Выполните задание (по выбору) №. 8, 9.
  2. Индивидуальное задание: доклад «Общение с пациентом».

 

Учащиеся записывают д/з


 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАЛОН к текущему тесту.

 

 

  1. 4

 

  1. 4

 

  1. 1, 2, 3

 

  1. 1, 2, 3, 4, 5

 

  1. 1, 4, 5

 

  1. 2

 

  1. 1

 

  1. 4

 

  1. 3

 

  1. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАЛОН к практической части.

 

Задание 1.

а) общеупотребительные: вдогонку, беспорядок, расческа, печка, дом, стол, заморозки, побережье, достоинство, нажарить, поговорить, нарвать, перелет, договоренность.

 

б) разговорные: ахнуть, балагурить, жадничать, промозглый, ручеек, зайчишка, всплакнуть, беспредел, приработок, большущий, водица, кисонька, дождик, бродяга, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, билетерша, ночевка, кусачий, врунишка, голосистый, развеселый, хвастун, дворняга, головушка.

 

 в) просторечные: вкалывать, дурачье, бабуля, нахапать, шабашка,

 

Задание 2.

Миляга – милый, нежный человек.

Балагур – человек, веселящий народ.

Весельчак – веселый человек.

Разгильдяй – безответственный человек, недобросовестный.

Растяпа – рассеянный человек.

Разнюнился – расплакался.

Скоморошить – веселить людей.

 

Задание 3.

Вылететь в трубу, дурью маяться, ждать – пождать, хранить как зеницу ока, стереть с лица земли, бросать слова на ветер.

 

Задание 4. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной, а какие – просторечию.

Лягу — ляжу (прост.), кладу — ложу (прост.), лихоражу — лихорадю (прост.), награжу —- наградю (прост.), наплещу — наплескаю (прост.),  налягу — наляжу (прост.); ляг — ляжь (прост.), положи — поклади (прост.), напои — напой (прост.); мозоль — мозоля (прост.), дуршлаг — друшлаг (прост.), противень — протвень (прост.),  туфля — туфель (прост.), задолжность (прост.) — задолженность, междугородный — междугородний (прост.), мягонький — мяконький (прост.).

 


Информация о работе Разговорный стиль речи