Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:08, сочинение
Недавно мне довелось познакомиться с творчеством М. Горького. Очень впечатлили меня его ранние романтические произведения, такие как «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Любовь, свобода, гордость- все переплетено в них. И, на мой взгляд, очень резок переход Горького к марксистской теории. Этот переход можно наблюдать в пьесе «На дне». В ней реалистично представлена жизнь «низов» общества.
Размышления о гордости и любви
(по ранним романтическим произведениям М. Горького)
Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.
Гельвеций К.
Недавно мне довелось познакомиться с творчеством М. Горького. Очень впечатлили меня его ранние романтические произведения, такие как «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Любовь, свобода, гордость- все переплетено в них. И, на мой взгляд, очень резок переход Горького к марксистской теории. Этот переход можно наблюдать в пьесе «На дне». В ней реалистично представлена жизнь «низов» общества.
Мне понравились романтические рассказы М. Горького, потому что они позволяют размышлять о любви, о гордости. Да и вообще о том, могут ли сочетаться эти два чувства. В «Макаре Чудре» они сочетаются. Гордая Рада, которой нужно было, чтобы Лойко пал ей в ноги. Зобар, который не смог сделать этого для неё. Оба персонажа говорят о любви, но не могут справиться со своей гордостью.
На мой взгляд, нельзя сказать, что Лойко и Рада любили друг друга. Когда любишь по-настоящему, гордость отходит на последний план. Любовь ведь слепа. Видишь все недостатки любимого человека, но любить меньше не получается. С каждой секундой это чувство нарастает, и порою становится трудно дышать. Просто любишь и хочешь, чтобы любимый человек был рядом, несмотря ни на что. Понимаешь, что не мыслишь жизни без него.
Чаще всего за любовь приходится бороться. Это своего рода испытание на подлинность чувств, которое не всякому под силу пройти. Каждому человеку судьба преподносит своё. В «Макаре Чудре», например, не было внешних препятствий для того, чтобы Лойко Зобар и Рада были вместе. Было одно внутреннее, которое очень мешало. Гордость. К чему она, когда речь идет о любви? Я думаю, что лучше быть без гордости, но зато счастливой, чем быть гордой и несчастной. Хотя здесь не стоит категорично судить. Может быть, кому-то и удается совмещать любовь с гордостью.
Да и вообще, что такое гордость? Это хорошее чувство или плохое? Трудно ответить. В большинстве случаев гордость- это маска, которую используют люди, чтобы скрыть свой страх или неуверенность в чем-либо. Еще гордость можно рассматривать как высшую степень обобщения, которая подразделяется на гордыню и самолюбие.
Пример гордыни мы можем увидеть в одном из героев легенд, рассказанных Старухой Изергиль, а именно в Ларре. Он считал себя чуть ли не Богом, оттолкнул от себя всех, и одиночество стало его наказанием.
Самолюбие же наблюдается в «Макаре Чудре». Чтобы стать женой Зобара, Радде было необходимо удовлетворить свое самолюбие. Ей было нужно, чтобы Зобар при всех упал ей в ноги и просил руки. Глупо думать, что ею двигала любовь. Лойко Зобар же в свою очередь тоже не мог переступить через свое самолюбие и выполнить условия Радды. И поэтому не придумал ничего лучше, чем убить её.
Странный финал. Сложно сказать, счастливый он или грустный. А может быть, финал открыт? Ведь кто знает, что ждет Лойко Зобара и Радду там, на небесах. Здесь можно поразмышлять. Лойко будет вечно в ногах у Радды, как покоренный? Или всё же их пути на небе разойдутся?
Я склоняюсь к второму варианту. Что связывало их в жизни, чтобы они были неразлучны вечно? Ничего. Просто увлечение, не больше. Не любовь. Между Лойко Зобаром и Радой не могло быть любви.
Возвращаюсь к рассуждениям о гордыне и самолюбии. Возникает вопрос: какое из этих чувств было присуще Данко, еще одному герою легенды старухи Изергиль?
Абсолютно уверена, что не гордыня. Данко имел самолюбие, но оно было смешано с чувством «великой любви к людям». Можно задуматься еще над тем, было ли вообще самолюбие у Данко? Кто-то ответит нет, аргументируя тем, что он продолжал вести людей даже после того, как они посчитали его предателем и хотели убить.
Я не согласна с таким мнением. Суть как раз в том, что он помог. Данко мог смалодушничать и бросить людей на погибель, после того как они посчитали его предателем. Но он был горд, чтобы опускаться до обиды, когда на кону жизни людей. Данко имел цель и осуществил ее с блеском. Он обладал самолюбием, которое имело положительное проявление.
Ранние романтические произведения М. Горького овеяны ореолом сказки и мечты. Он стремился показать, что с реальным миром граничит мир грез, в котором живут самоотверженные и добрые люди. Но даже в мире грез приходится выбирать. Лойко Зобар с Радой возможной любви предпочли гордость. Данко пожертвовал жизнью ради спасения людей. Ларра избрал путь одиночества.
Чудеса бывают, и сказочный мир существует. Совсем рядом. Верить в это или нет, каждый решает для себя сам.