Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:20, творческая работа
Работа учит как научить ребёнка мыслить творчески, привить любовь к литературе на уроках литературного чтения в начальной школе.
Как научить ребёнка мыслить творчески?
Как привить любовь к литературе?
Как развить речь учащихся?
2. В дружбе с ними проявилась
его смелость (он не побоялся
один спуститься в часовню);
Вася после встречи с
Почему я заговорила именно об этой книге?
Возраст наших детей очень восприимчив. Они хотят быть на кого-то похожими, с кого-то брать пример, кому-то подражать. Образ Васи, думаю, воспитывает или хотя бы кого-то заставит задуматься о жизни. Тыбурций говорит Васе: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, друг, потому что у тебя в груди есть человеческое сердце, а не холодный камень… понимаешь?»
Вот и я хочу, чтобы у моих учеников в груди билось человеческое сердце. В этом мне помогают умные произведения. Думаю, что говорить мало, надо и действовать, совершать конкретные поступки. Поездка в детский дом к обездоленным детям произвела на моих учеников неизгладимое впечатление, оставила большой след в их юной душе, уверена, что добрее они стали, помощь чеченской девочке Асе Махамаевой, которая в результате взрыва зажигалки потеряла кисти рук и один глаз (об этой девочке писала газета «Жизнь»).
Ещё хочется рассказать об одном произведении, о его воспитательной роли. Это сказка, любимый жанр детей, она в программе уроков. Очень актуальная (важная, существенная) сказка для настоящего времени и не только. Это классика, это вечные ценности. Французский поэт и критик Шарль Перро «Подарки феи». Эпиграфом к этой сказке могут быть следующие слова:
«Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести».
Эта сказка созвучна и «Притче о блудном сыне».
После изучения произведения вывод, который мы делаем на уроке.
Что же воспитала она в нас?
Во-первых, думать, что говоришь; во-вторых, ребята поняли, что только сильный человек умеет быть великодушным, умеет прощать, умеет, в конце концов, извиняться. А дети все хотят быть сильными людьми. И извиняются они друг перед другом теперь и по делу и не всегда по делу. Но это и не страшно.
Шарля Перро более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные им сказки на детей. Он писал: «Трудно себе представить, с какой жадностью эти невинные души, ещё не утратившие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они грустны и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье».
Из семян, посеянных в детской душе, писатель чаял со временем увидеть всходы «добрых наклонностей».
Очень высоко ценил сказки Шарля Перро Иван Сергеевич Тургенев.
Кстати, о сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Автор, вопреки обыкновению завершать сказку благополучным концом, закончил историю сурово: «…злой волк бросился на Красную Шапочку и съел её». При переводе это окончание исправили на благополучное: дровосеки убили волка, разрубили ему живот, и оттуда вышли Красная Шапочка и её бабушка, живые и невредимые, - надо считать необоснованным нарушением авторского замысла.
Ещё о сказках. Сказки определяют для ребёнка нормы поведения. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут – потянут, а не вытянуть им репки. И только, когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Ребёнку доступна мысль, что никакая, даже самая маленькая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неёё не могли вытянуть репку.
«Курочка-Ряба» несёт в себе очень важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе. Сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что хорошо и что плохо.
Что такое счастье?
«Нужны труды, испытания, страдания, чтобы добыть его, это счастье», - отвечает сказка.
Вывод. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду.
Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это важно для воспитания у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость, активными быть, деятельными, выносливыми.
Сказки учат любить прекрасное, верить в него, стремиться к нему. Сказка воспитывает мудрость.
Главный вопрос – как воспитать любовь к чтению? Велика в этом роль не только школы, но и в первую очередь родителей. Ребёнок книгу в руки возьмёт только тогда, когда в доме читающие родители, т. е. культ книги.
Помню, мама мне, где читала, где пересказывала следующие произведения: «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Матерь человеческая» Виталий Закруткин, «А зори здесь тихие» Борис Васильев, «Выбор» Юрий Бондарев и т. д. , но останавливалась на самом интересном – а дочитывать приходилось самой.
Дочь моя видит, что мы все с книгами, что ей остаётся – тоже берёт книгу. Так во мне воспитывали любовь к чтению.
Программа Л. А. Ефросининой, по которой я работаю, очень толковая. Каждое произведение несёт большой воспитательный заряд. Например, И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей». Автор показывает нам, ради кого жертвовал старый воробей, во имя чего, преодолевая свой страх, ринулся он на землю, какая сила, «сильнее его воли» сбросила воробья с дерева. Ради любви мамы к своему ребёнку. Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой жизненной ситуации. Поступок воробья воспитывает в детях смелость, храбрость, силу воли, готовность жертвовать собою ради другого. Воробей преподал нам урок мужества, отважности, мудрости. Изучая данное произведение, я задаю ребятам такой вопрос: «Как бы вы поступили, оказавшись на месте старого воробья?» И дети предлагают свои варианты, как бы они поступили. Ни один ребёнок не остался равнодушным, и все были готовы помочь. И они помогают в жизни своим одноклассникам. Таких примеров много. Заболел друг, и они вместе идут навещать своего товарища с гостинцами. Не знают слов песен – все вместе учат на перемене. А главная мысль произведения «Воробей»: «Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!»
И. С. Тургенев завещал нам этим произведением любовь к ближнему, потому что только любовью держится и движется жизнь. Велика воспитательная роль литературы. Таких произведений много, я бы даже сказала все произведения, вошедшие в курс «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, поучительны и дают огромный жизненный потенциал и заряд на дальнейшую жизнь.
Я перечислю только несколько таких произведений.
В. Белов «Родничок», В. Сутеев «Дядя Миша», «Мешок яблок», Ш. Перро «Красная шапочка», «подарки феи», «Кот в сапогах», Г. Скребицкий «Мать», А. Митта «Шар в окошке», русская народная сказка «Дочь-семилетка», В. Осеева «Сыновья», «Бабка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Куприн «Собачье счастье», Л. Пантелеев «Честное слово» и т. д.
Я уверена, что мои ученики вырастут настоящими людьми, готовыми к любым трудностям, к любым поворотам судьбы, потому что они воспитываются на жизненных произведениях, которые подобрала им автор уникальной программы Ефросинина Л.А.. И никогда они не пройдут мимо чужого горя или несчастья и не останутся равнодушными людьми! А это самое главное в нашей жизни – чувство товарищества, чувство локтя!
Мы сами росли на таких произведениях. Ну и что? Да мы стали трудолюбивыми, ответственными, отзывчивыми, терпеливыми. Целую жизнь, не уставая, мы сеем добро. Пусть и наши ученики вырастут такими же. Очень этого хочется. А поможет в этом великая сила литературы!
Литературный переворот в начальной школе
Программа «Литературное чтение», автор Ефросинина Л. А. входит в УМК «Начальная школа XXI века», с 1998 года входит в Федеральный список.
Программа работает, дети заинтересовались уроками чтения. Первый урок в моём расписании - урок литературного чтения. С огромным желанием ребята начали читать не только произведения по программе, но и дополнительные книги. Никто не заставляет, они сами берут книги в руки. А это очень важно в наше время, т.к. из года в год снижался интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии. Почему?
Причин несколько. Одной из них все учителя, все школьные работники называют влияние средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, а в настоящее время – перед компьютером, а место семейных библиотек занимают видеотека и компьютерные игры.
В 1 класс ко мне пришли дети с разным уровнем развития и подготовки: и умеющие читать, и не знавшие букв. Но программа сработала так, что к концу 1 полугодия дети, не знавшие букв, уже читали, а читавшие дети стали читать лучше. И никто не чувствовал себя униженным, т. к. всем нашлись задания по их возможностям. К концу 1 класса дети читали выше нормы, умели грамотно назвать книгу, произведение, умели работать с текстом, с детской книгой.
Родители моего класса удивлялись, восхищались тем, что совсем не заставляют читать своих детей, а они сами берут в руки учебники литературного чтения, тетради с заданиями и работают в них, привлекая к работе родителей, т.е. родители всегда в курсе, что происходит на уроках, что читает их ребёнок, родители стали жить интересами ребёнка.
К концу 1 класса мы получили поразительные
результаты. Самыми любимыми уроками
стали уроки литературного
Единственный недостаток нового курса (на мой взгляд) – активная работа учащихся на уроках (лес рук, не хватает времени всех спросить), все и всегда хотят отвечать, никто не боится ошибиться, у всех есть своя точка зрения на прочитанное, дети любят спорить на разные темы, аргументировать свои ответы, умеют доказывать, очень любят читать по ролям, быть артистами, нравятся творческие работы,, увлекает работа с моделями.
Итак, что же такое «литературное чтение», дадим определение, ведь именно так называется предмет, о котором пойдёт речь дальше.
«Литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература». Исходя из того, что учебным материалом на уроках чтения являются литературные произведения, этот курс называется «Литературное чтение».
Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель – помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы в её специфике как искусства художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.
Автором программы введён в курс совершенно новый вид урока – литературное слушание, который является самым любимым у учащихся моего класса.
Литературное слушание – это новая форма уроков по формированию основ читательской самостоятельности и возможность вести литературное развитие с 1 урока даже с нечитающими детьми.
Цель таких уроков – обучение восприятию литературного текста. На таких уроках у учащихся развивается интерес к чтению, расширяется кругозор, обогащается читательский опыт, появляется вкус к художественному слову, а самое главное - он учится воспринимать художественное произведение.
Для формирования специальных читательских умений автор, Ефросинина Л. А., предлагает метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составления планов (план-схема).
Ученики с большим желанием работают с моделями на уроках слушания, затаив дыхание, слушают произведения, стараются не пропустить ни одного слова. А почему?
А эта следующая особенность
программы. Учебный материал подобран
с учётом психологических и возрастных
особенностей ребёнка. Дети знакомятся
с классическими
Информация о работе Раскрытие индивидуальных способностей учащихся через творческую деятельность