Творчество великого русского писателя
Льва Николаевича Толстого огромно и возвышается
как одна из вершин мировой культуры.
Всечеловечность и современность
искусства Толстого обусловлены глубочайшей
связью писателя с его эпохой, историческоё
значительностью и подлинной народностью
его произведений, его непоколебимой верой
в красоту мира и человека. Толстой был
не только гениальным художником, но и
великим мыслителем. В его произведениях
нашли отражение коренные вопросы философии,
социологии, права, истории, этики, эстетики,
педагогики и других областей знания.
В конце 19 и начала 20 века, философские
искания Толстого оформляются в религиозно
– этическое учение о мире, о человеке,
о смысле жизни и общественном переустройстве.
Это учение получило название «толстовства».
В начале 20 века оно превратилось в целое
направление русской мысли и имело многочисленных
последователей в различных слоях общества,
как в России, так и за её пределами.
Всемирную известность Толстому
принесли романы «Война и мир»
и «Анна Каренина», написанные
в 60-80 - е годы 19 века. В этих
произведениях он поставил и
по-своему пытался решить сложнейшие
исторические, социальные, морально-психологические
и религиозные проблемы. С громадной
силой, искренностью и глубиной
он поставил такие сложнейшие
проблемы, которые волнуют человечество
и по сей день.
Художник и мыслитель в
Толстом всегда были нераздельны.
Литературное творчество для
него было и способом постижения
событий истории и человеческих
отношений, и лабораторией исследования
волновавших его философско-этических
вопросов, и наконец, средством
пропаганды учения, которое складывалось
на том или ином этапе духовного
развития писателя. Свои взгляды
и мысли, поиски и сомнения
Толстой как бы вручал своим
литературным героям. Проблемы добра
и зла смысла жизни, всестороннего
развития человека, его свободы
и счастья, вопросы религии
привлекали великого писателя
на протяжении всей жизни. Он
изучал труды крупнейших философов
Запада и Востока. Конфуций, Спиноза,
Кант, Руссо, Гегель – вот имена лишь некоторых
из них.
Социальные идеалы Толстого
и пути их претворения в
жизнь определили этико-религиозную
концепцию писателя. Есть нечто
родственное между этическим
учением Толстого и Канта. Тот
и другой исходят из положения
, что нравственный закон не зависит от
исторических обстоятельств и материальных
оправданий. Напротив, сам нравственный
закон выдвигается как основа, на которой
должна быть воздвигнута определённая
форма общественности. Есть элементы аскетизма
и квиетизма в этике Толстого. Он правильно
обратил внимание на то, что этические
принципы могут иметь более широкое значение,
чем политические и правовые. Этическая
теория Толстого ярко окрашена в религиозные
тона. Отчасти здесь сказалось то, что
писатель разделял не только силу, но и
слабость патриархального крестьянства,
его иллюзии и забитость. Но здесь следует
обратить внимание на другой аспект дела.
Толстой исходит из человека как абсолютной
ценности. Для обоснования мысли о человеке
как высшей ценности Толстой опирается
в основном на христианство. Вместе с тем
он использует этические учения и других
религий. В конечном счёте он создаёт такую
религиозно-этическую концепцию, которая
не имеет точного аналога в истории религиозно-этических
теориях.
К созданию своей новой
религии Толстой приступил после
завершения романа «Анна Каренина»
(1877), для чего усиленно изучает
философию, науку, различные философские
учения. В основных чертах религиозное
миросозерцание оформилось на
протяжении 70-х годов. В «Исповеди»
(1879) он подвёл уже итоги своим
исканиям, а последние три десятилетия
своей жизни посвятил обоснованию созданной
им религиозно-этической системы, которую
изложил во многих произведениях, таких
как: « Исследование догматического богословия»,
« В чём моя вера?», « Так что же нам делать?»,
« О жизни», « Царство божие внутри нас»
и во многих других. В художественных произведениях
того времени, у Толстого, также преобладают
нравственно-этические мотивы. Но, пожалуй,
наиболее ярким выражением его убеждений
явился роман «Воскресение». Он страстно
выступает против «власти тьмы», зла, насилия,
церковного и государственного лицемерия
– в защиту страдающих и обездоленных.
Толстой идейно порывает со своим классом
и всецело переходит на сторону крестьянских
масс. При переезде в Москву Толстой сталкивается
с контрастами городской жизни: «Прошёл
месяц, самый мучительный в моей жизни.
Переезд в Москву. Вонь, камни, роскошь,
нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие
народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать
их оргию, и пируют». В процессе создания
своего религиозно-этического учения
Толстой изучил и переосмыслил все основные
мировые религии Запада и Востока. По преимуществу
он обращался к восточным, азиатским религиозным
системам, где сильнее, чем в соответствующих
идеологических течениях Европы, был
выражен патриархальный элемент. Что же
касается христианства, то и оно подверглось
им своеобразной переработке.
Из буддизма, даосизма, конфуцианства
Толстой заимствовал те моральные
принципы, которые, по его мнению,
могли явиться руководством для
совершенствования каждой личности,
взятой в отдельности. Особенно
близки ему осуждение насилия
и произвольных деяний власть имущих,
требование личной нравственной ответственности
каждого за всё им сделанное, стремление
подчинить телесные проявления высшей
духовной добродетели и сосредоточиться
на личном самопознании.
Хотя Толстой отрицал церковное
христианство, за что был отлучён от церкви,
тем не менее, именно оно, впитанное им
ещё в раннем возрасте, определило главное
направление его религиозно-философских
исканий. Отсюда его проповедь всеобщей
любви, самоусовершенствования, непротивления
злу насилием.
Из западноевропейских мыслителей
на взгляды Толстого оказали
сильное влияние такие философы как
Руссо и Шопенгауэр. Руссо был близок писателю
своими педагогическими и социальными
воззрениями. Что же касается нравственно-религиозного
учения, то здесь легко прослеживается
его связь с Шопенгауэром. У обоих мыслителей
много созвучного в трактовке категорий
воли, совести, добродетели.
Воззрения Толстого слагались
разумеется, преимущественно под воздействием
общественной и умственной атмосферы
России второй половины девятнадцатого
века. Русская мысль дала целый комплекс
идей и течений, которые своеобразно переплавились
в сознании писателя. И хотя Толстой не
примкнул ни к одному из направлений, он
тем не менее впитал в себя настроения
и идеи демократического движения. Много
общего у него с либералами из дворянства
( К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин, М.Н.Ковалевский);
но, пожалуй, более точек соприкосновения
со славянофилами (братья Кириевские,
А. Хомяков, Ю. Самарин), как и последние,
он был религиозным мыслителем, склонялся
к идеализации патриархального быта и
верований.
Но при всех влияниях, испытанных
Толстым на протяжении долгой
жизни, он шёл своим особым
путём. Для него не было непререкаемых
авторитетов, перед которыми он
бы останавливался. Все учения
и идеи преломлялись им через
призму русской жизни в её
переходный период. К тому же
у Толстого – выдающегося писателя
и мыслителя – необычайно развит
был самоанализ и обострено восприятие
окружающего, поэтому чрезвычайно трудно
проследить логику его воззрений. Толстой
оригинален и неповторим во всём, чего
бы он ни касался.
Как уже говорилось выше,
все планы преобразования жизни
Толстой связывал с усовершенствованием
человека. Разработку учения о
нравственности он не мыслил
без религиозного основания. А
это вело его к основанию
«истинной» религии, потому что
церковная, официальная, богословская
вера его не удовлетворяла. Все религии,
по мнению Толстого, заключают в себе две
части одна – этическая, т.е. учение о жизни
людей, а другая – метафизическая, содержащая
основную религиозную догматику и толкующая
о боге и его атрибутах, о происхождении
мира и людей. Поскольку метафизическая
сторона религий неодинакова, будучи как
бы сопутствующим признаком, а этическая
во всех религиях совпадает, то, следовательно,
именно она и составляет подлинный смысл
любой религии, а в «истинной» должна сделаться
единственным содержанием.
С другой стороны, человечество
на протяжении своего долгого существования
открыло и выработало духовные начала,
которыми руководствуются все люди. Факт
совпадения этих начал в сознании и поведении
людей является для Толстого ещё одним
доказательством возможности единой «истинной»
религии. « Истинная религия, - писал Толстой,
- есть такое согласие с разумом и знаниями
человека установленное им отношение
к окружающей его бесконечной жизни, которое
связывает его жизнь с этой бесконечностью
и руководит его поступками». Изложенный
выше ход рассуждений Толстого завершается
выводом, что плодотворное и разумное
отношение к жизни, охватывающее как практическую,
так и умственные сферы, может строиться
только на религиозных основании. Толстой
представляет бога в качестве «неограниченного
существа», которое сознаётся каждым человеком
в самом себе в ограниченных временем
и пространством пределах. А ещё точнее,
как любил повторять сам писатель, «бог
есть любовь», «совершенное благо», составляющее
ядро человеческого «Я». Толстой объявляет
смертное тело сосудом бессмертной
души, говорит, что после смерти человека
его душа сливается с божественной сущностью.
Естественные науки, успешно
объясняя материальный состав
тел, физиологические процессы, протекающие
в живых организмах, и ещё многое
другое, ничего не говорят о том, зачем
человек живёт на земле. «Мне, - пишет
Толстой в «Исповеди», - нужно знать смысл
моей жизни, а то, что она есть частица
бесконечного, не только не придаёт ей
смысла, но уничтожает всякий возможный
смысл». Нет ответа и в умозрительных науках,
в том числе в философии и в социологии.
Толстой обращаясь к житейской
практике находит в ней четыре распространённых
выхода из складывающихся жизненных ситуаций,
соответственно различному пониманию
смысла жизни. Первый выход – неведение,
т.е. нежелание понимать, что повседневная
жизнь есть «зло и бессмыслица». Второй
выход – эпикурейство, к которому обращаются
обычно люди привилегированных классов,
располагая средствами для наслаждений
и удовлетворения потребностей животной
жизни. Третий выход – это выход «силы
и энергии», он доступен только тем, кто
осознал бессмыслицу жизни и отрицает
её, становясь на путь борьбы. Наконец,
четвёртый выход – выход слабости – избирают
люди тоже прозревшие, но не находящие
в себе силы покончить с обманом, в котором
живут.
Эти выходы Толстой считает
иллюзорными, не содержащими в
себе удовлетворительного ответа.
Все они строятся на внешнем
восприятии жизни с помощью
разума. Но помимо разума, по мнению
Толстого, человек обладает неким внутренним
«сознанием жизни», которое корректирует
работу разума. Эта жизненная сила заключена
в простом народе, а «неразумное знание»
народа есть вера. Следовательно, в вере
и надо искать смысл жизни. И пусть конечная
цель жизни мира и скрыта от человека,
тем не менее он, зная «дело бога», понимает
что в этом деле он призван участвовать
посредством увеличения любви, или, как
говорит Толстой, установлением «царства
божия внутри нас и вне нас». Человек проникается
сознанием, что он – орудие, которым работает
бог, и что его личное благо состоит в участии
в этой работе. Следовательно, чтобы устройство
общества сделалось лучше, нужно сделать
лучше всех людей. И для этого, прежде всего,
самому стать лучше. Средство для осуществления
указанной цели Толстой видит в принципе
«непротивления злу насилием». Предлагая
евангельские заповеди, содержащиеся
в Нагорной проповеди Христа, он находит
их совершеннейшим выражением моральных
норм, обязательных в любом обществе.
Итак, религиозная этика Толстого,
составлявшая стержень его общетеоретических
воззрений, - направлена, главным образом,
в сторону человека и посвящена
выяснению отношений людей к
миру, цели и смыслу человеческого
существования.
Литература
- Толстой Л.Н. Исповедь.
- Толстой Л.Н. В чём моя вера
- Толстой Л.Н. О жизни
- Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни
- Азарова Н. Беседа у выставки
- Зеньковский В.В. История русской философии