Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:49, реферат
Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния, в последнее время занимают все более заметное место в общественном сознании россиян. Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением речевых средств выразительности, антигуманным и агрессивным стилем.
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Институт начального и среднего профессионального образования
Исследовательский проект в области языкознания.
«Речевая культура молодежи»
Выполнил: Студент группы 1-И
Анисимов Владимир
Руководитель проекта:
преподаватель русского языка и литературы
Подлесова Н.В.
«Русский язык
является одним из приоритетов
развития России», он «
Д.А.Медведев
Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния, в последнее время занимают все более заметное место в общественном сознании россиян.
Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением речевых средств выразительности, антигуманным и агрессивным стилем.
Общение относится к числу важнейших потребностей для подростка, старшеклассника, студента. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.
Молодежная речь отражает
неустойчивое культурно-языковое
состояние общества, балансирующее
на грани литературного языка
и жаргона. Развитие литературного
языка заключается, в частности,
в том, что он все меньше
изменяется. Жаргон, как видно, явление
не новое в нашей языковой
истории. Настоящее время так
называемый общий жаргон –
заниженный стиль речи, размывающий
и нормы языка, и нормы речевого
этикета, – становится привычным
не только в повседневном общении, но
и звучит в теле- и радиоэфире.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен любимых молодёжью группах « Фактор-2», « Жуки», « Дискотека Авария» и др. Песни этих групп изобилуют жаргонами : «заколебал ты», «меня клинит», «мне все по барабану» и многое другое.
В ходе исследования мы провели опрос среди учащихся и студентов нашего колледжа. На вопрос «Используете ли вы в своей речи жаргонизмы?» из ста опрошенных ответили «ДА» - 94 человека, «ИНОГДА» - 6 человек. Одной из причин употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде
невозможно без владения её языком. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма, присущие подростковому возрасту.
Молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа .А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов -«паразитов». Наиболее распространенные слова, засоряющие речь молодежи: блин, короче, вот, значит, ну, это…
Изобретательность и фантазия
молодежи не знает границ. Разговоры
молодых людей пестрят
молодежном жаргоне, слово «лошара» (от
слова «лох»). Из ста опрошенных на
вопрос «используете ли вы в речи слово
«лошара»? ответили «ДА» - 100 человек.
Но наличие жаргонизмов в речи молодежи – это еще не самое страшное. Есть такие понятия как «сквернословие», «матерщина», «нецензурная брань», которые разлагают нашу молодежь и общество в целом. С научной точки зрения "ненормативная лексика" заключает в себе намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.
Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Приведем некоторые статистические данные о том, как молодые люди относятся к проблеме сквернословия. На вопрос «Ругаетесь ли вы матом?» 80 обучающихся ответили «ДА». А на вопрос «Нужен ли мат и для чего?» 44 человека ответили «Нужен»: для связки слов, для чего-то нужен, для выражения ненависти. Остальные (66 человек) считают, что мат «не нужен», так как он засоряет речь, делает ее не красивой и не культурной.
Как по поступкам человека
можно судить о самом человеке,
так и слово раскрывает душу человека
на всеобщий обзор. По речи человека можно
определить систему его ценностей
и угадать образ жизни. Русская
пословица гласит: "От гнилого
сердца и гнилые слова". Когда
сердце человеческое развращается или
наполняется обидой, недовольством,
гнилые, скверные слова появляются
как признаки духовного разложения.
Можно сделать вывод, что обучающиеся
использует нецензурную брань для
утверждения в молодежной среде,
для выражения своих чувств, эмоций
и считают, что они «не ругаются
матом», а разговаривают на русском
языке. Еще
древнегреческий философ и ученый Аристотель
считал, что «из привычки сквернословить
развивается склонность к совершению
дурных поступков».
Для разных районов Краснодарского края характерны свои диалекты и просторечия. Изучая результаты опроса, проведенного нами в колледже, можно сделать вывод, что 97 обучающихся использует в своей речи просторечные слова и диалекты. Как известно, вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. Основные виды нелитературной части мы уже рассмотрели. Литературный язык отличается от диалектов и просторечий своим нормативным характером. Языковая норма – осознанная обществом закономерность функционирования литературного языка. Антиподом языковой нормы является языковая ошибка. Итак, назовем типичные произносительные ошибки и тем самым обратим внимание на самые трудные для студентов нормы современного литературного языка.
По нашим наблюдениям, в области произношения (орфоэпии) самыми трудными для студентов оказываются нормы ударения. Это связано с тем, что русское ударение носит свободный характер. В результате возникают такие языковые ошибки, как: статУя, позвОнишь, квАртал, щАвель, средствА и т.д.
Имеются нарушение и морфологических норм языка. Как правило, языковые ошибки возникают в определении рода имен существительных, например, слова мужского рода шампунь, толь, тюль произносят как существительные женского рода, не всегда верно используют предлоги согласно, вопреки, наперекор, благодаря (согласно приказа (у)), часты ошибки в склонении числительных.
Наблюдаются нарушения синтаксических норм, что связано с порядком слов в предложении, например: Шел дождь и два студента, один – в институт, другой – в плаще или Цветы в вазе будут выглядеть более красивее. А также нарушение лексических норм, что обусловлено бедностью словарного запаса, например: употребление глагола ложить вместо класть – Я ложу книгу на место.
Состояние современной русской
языковой среды вызывает большую
тревогу. В период различных социально-
Речевая культура - это такие качества речи говорящего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Культура речи предполагает выбор говорящим и пишущим наиболее целесообразных языковых средств для данной конкретной речевой ситуации. Слово может возвысить человека и оскорбить, и в русской лексике, фразеологии, синтаксисе имеется богатейший арсенал единиц с оценочным значением, главное для культуры речи - это то, чтобы любое слово, любое выражение употреблялось в соответствии с ситуацией общения и не выходило за грани дозволенного.
В последние 10-15 лет идет процесс снижения речевой культуры, это отмечают многие ученые и общественные деятели. «К сожалению, культура речи падает» - эта фраза часто звучит в печати и в устных выступлениях. Свидетельством тому являются сочинения и устная речь студентов в официальных ситуациях. Необходимо повышать уровень культуры речи подростков, и здесь важную роль могут сыграть преподаватели, родители и СМИ. Следовало бы пропагандировать классическую литературу, бережное отношение к русскому языку, обеспечивать библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи, разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов и т.д.
Каждый вправе выбрать, на
каком языке, богатом или упрощенном,
он будет разговаривать с