Речевая культура молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния, в последнее время занимают все более заметное место в общественном сознании россиян. Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением речевых средств выразительности, антигуманным и агрессивным стилем.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

                         высшего профессионального образования

                        «Кубанский государственный университет» 

Институт начального и среднего профессионального образования

 

 

 

 

Исследовательский проект в области языкознания.

                   «Речевая культура молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент группы 1-И

Анисимов Владимир

Руководитель  проекта:

преподаватель русского языка  и литературы

Подлесова Н.В.

 

 

 

 

 

 

     «Русский язык  является одним из приоритетов  развития России», он «способствует  продвижению национальных интересов».

Д.А.Медведев

Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка  как величайшего нашего национального  достояния, в последнее время  занимают все более заметное место  в общественном сознании россиян.

Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием  норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом  и неточностью в выражении  мыслей, оскудением речевых средств  выразительности, антигуманным и агрессивным  стилем.

Общение относится к числу  важнейших потребностей для подростка, старшеклассника, студента. От того, как  будет  складываться  общение,  зависит формирование  будущей  личности.  При  общении  речь  современной   молодежи приводит  в  негодование  учителей,   родителей,   представителей   старшего поколения, остро реагирующих  на режущие ухо выражения.

Молодежная  речь  отражает  неустойчивое  культурно-языковое  состояние общества, балансирующее  на грани литературного языка  и  жаргона.  Развитие  литературного  языка заключается, в  частности,  в  том,  что  он  все  меньше  изменяется. Жаргон, как видно, явление  не новое  в  нашей  языковой  истории.  Настоящее время  так  называемый  общий  жаргон  –  заниженный  стиль  речи, размывающий  и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится  привычным  не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.     
 
 
                                                                                                                                                                                       

Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.

Молодежь,  являясь  преимущественным  носителем  жаргона,  делает   его элементом поп-культуры, который  в  свою  очередь  делает  его  престижным  и необходимым для  самовыражения. Примеров  тому  достаточно  в  текстах  песен любимых молодёжью  группах « Фактор-2», « Жуки», «  Дискотека Авария» и др. Песни  этих групп изобилуют жаргонами : «заколебал ты», «меня клинит», «мне все по барабану» и многое другое.

В ходе исследования мы провели опрос среди учащихся и студентов нашего колледжа. На вопрос «Используете ли вы в своей речи жаргонизмы?» из ста опрошенных ответили «ДА» - 94 человека, «ИНОГДА» - 6 человек. Одной из причин употребления в молодежной  речи  жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.   Полноценное общение в молодежной  среде

невозможно  без владения  её  языком. Скорее это проявление «языковой болезни» –  бездумности  и отрицания норм, примитивизма, присущие  подростковому возрасту.     

  Молодежь  часто   использует  слова  и  выражения,  значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя  на  внешней яркости образа .А нередко и  затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов -«паразитов». Наиболее  распространенные слова, засоряющие речь молодежи: блин, короче, вот, значит, ну, это…

Изобретательность и фантазия  молодежи не знает границ. Разговоры  молодых людей пестрят заимствованными  словами, видоизмененными аббревиатурами, профессиональными выражениями. Каждый день кем-нибудь придумывается что-нибудь новенькое. Есть и самые популярные словечки. Например, наиболее часто  используемое ругательство, которое  бьет все рекорды по степени оскорбительности в  
                                                                                                                                                       
молодежном жаргоне, слово «лошара» (от слова «лох»). Из ста  опрошенных на вопрос «используете ли вы в речи слово «лошара»? ответили «ДА» - 100 человек.

Но наличие жаргонизмов  в речи молодежи – это еще не самое страшное. Есть такие понятия  как «сквернословие», «матерщина», «нецензурная брань», которые разлагают  нашу молодежь и общество в целом. С научной точки зрения "ненормативная лексика" заключает  в себе  намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.

Если раньше матерщина  была, главным образом, специфическим  языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Приведем некоторые статистические данные о том, как молодые люди относятся к проблеме сквернословия. На вопрос «Ругаетесь ли вы матом?» 80 обучающихся ответили «ДА».  А на вопрос  «Нужен ли  мат и для чего?» 44 человека ответили «Нужен»: для связки слов, для чего-то нужен, для выражения ненависти. Остальные (66 человек) считают, что мат «не нужен», так как он засоряет речь, делает ее не красивой и не культурной.

Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно  определить систему его ценностей  и угадать образ жизни.  Русская  пословица гласит: "От гнилого  сердца и гнилые слова". Когда  сердце человеческое развращается или  наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Можно сделать вывод, что обучающиеся  использует нецензурную брань для  утверждения в молодежной среде, для выражения своих чувств, эмоций и считают, что они «не ругаются матом», а разговаривают на русском  языке. Еще  
древнегреческий философ и ученый Аристотель считал, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».

Для разных районов Краснодарского края характерны свои диалекты и просторечия. Изучая результаты опроса, проведенного нами в колледже, можно сделать вывод, что 97 обучающихся использует в своей речи просторечные слова и диалекты. Как известно, вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. Основные виды нелитературной части мы уже рассмотрели.   Литературный язык отличается от диалектов и просторечий своим нормативным характером. Языковая норма – осознанная обществом закономерность функционирования литературного языка. Антиподом языковой нормы является языковая ошибка. Итак, назовем типичные произносительные ошибки и тем самым обратим внимание на самые трудные для студентов нормы современного литературного языка.

По нашим наблюдениям, в области произношения (орфоэпии) самыми трудными для студентов оказываются нормы ударения. Это связано с тем, что русское ударение носит свободный характер. В результате возникают такие языковые ошибки, как: статУя, позвОнишь, квАртал, щАвель, средствА и т.д.

Имеются нарушение и морфологических  норм языка. Как правило, языковые ошибки возникают в определении рода имен существительных, например, слова  мужского рода шампунь, толь, тюль  произносят как существительные женского рода, не всегда верно используют предлоги согласно, вопреки, наперекор, благодаря (согласно приказа (у)), часты ошибки в  склонении числительных.

Наблюдаются нарушения синтаксических норм, что связано с порядком слов в предложении, например: Шел дождь и два студента, один – в институт, другой – в плаще или Цветы в вазе будут выглядеть более красивее. А также нарушение лексических норм, что обусловлено бедностью словарного запаса, например: употребление глагола ложить вместо класть – Я ложу книгу на место.

Состояние современной русской  языковой среды вызывает большую  тревогу. В период различных социально-экономических  потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был  строго воспрещен, например, в средствах  массовой информации. Все это мы рассмотрели на конкретном примере.

Речевая культура - это такие качества речи говорящего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Культура речи предполагает выбор говорящим и пишущим наиболее целесообразных языковых средств для данной конкретной речевой ситуации. Слово может возвысить человека и оскорбить, и в русской лексике, фразеологии, синтаксисе имеется богатейший арсенал единиц с оценочным значением, главное для культуры речи - это то, чтобы любое слово, любое выражение употреблялось в соответствии с ситуацией общения и не выходило за грани дозволенного.

В последние 10-15 лет идет процесс снижения речевой культуры, это отмечают многие ученые и общественные деятели. «К сожалению, культура речи падает» - эта фраза часто звучит в печати и в устных выступлениях. Свидетельством тому являются сочинения и устная речь студентов в официальных  ситуациях. Необходимо повышать уровень  культуры речи подростков, и здесь  важную роль могут сыграть преподаватели, родители и СМИ. Следовало бы пропагандировать классическую литературу, бережное отношение  к русскому языку, обеспечивать библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи, разъяснить руководителям средств  массовой информации необходимость  качественной редакторской работы над  стилем публикуемых текстов и  т.д.

Каждый вправе выбрать, на каком языке, богатом или упрощенном, он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык – это город, на построение которого каждый человек, живший на земле, принес свой камень. И если мы хотим  жить в красивом, чистом, светлом  городе, то таковыми должны быть и наши мысли, и слова.


Информация о работе Речевая культура молодежи