Речевые ошибки и причины их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы — подробно рассмотреть с позиций социо- и психолингвистики основные аспекты речевой деятельности современных, проанализировать наиболее часто встречающиеся в речи ошибки и неточности.
Задачи исследования:
Изучить классификацию речевых ошибок;
собрать и проанализировать конкретные речевые материалы с точки зрения орфографии, стилистики и грамматики;
Рассмотреть нарушения коммуникативных норм.

Содержание

1. Введение
2. Классификация речевых ошибок
3. Нарушения коммуникативных норм
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат русский.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее общая операционная структура речевого действия включает в себя, во-первых, звено ориентировки, во-вторых, звено планирования, или программирования. От программы мы переходим к ее реализации в языковом коде. Здесь мы имеем ряд механизмов, в совокупности обеспечивающих такую реализацию. Это механизмы:

а) выбора слов,

б) перехода от программы к ее реализации,

в) грамматического прогнозирования,

г) перебора и сопоставления синтаксических вариантов,

д) закрепления и воспроизведения грамматических "обязательств". Параллельно с реализацией программы идет моторное программирование высказывания, за которым следует его реализация.

Итак, речевое действие, как и любое другое:

характеризуется собственной целью и задачей (промежуточной по отношению к деятельности в целом и подчиненной цели деятельности);

вообще определяется структурой деятельности в целом и в особенности теми речевыми и неречевыми действиями, которые предшествовали ему внутри акта деятельности;

имеет определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием, во-первых, тех его характеристик, которые связаны со структурой акта деятельности и общи для многих однотипных ее актов, во-вторых, тех конкретных условий и обстоятельств, в которых это действие осуществляется в данный момент.

Речь — способ формирования и формулирования мысли посредством языка, и "язык не есть то же самое, что речь". И более того, речь — не только "манифестация", "действительность", "реализация" языка, но качественно своеобразное психическое явление, как "форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним…" В речи мы формулируем мысль, но формулируя, сплошь и рядом формируем. На основе этих посылок речь о определяется как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка как системы "объективно-общественных смыслов явлений", отработанных и зафиксированных в языковых значениях.

Человеческая деятельность, речь, как способ формирования и формулирования мысли посредством языка, является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, деятельности общения, при этом общение рассматривается как необходимое и специфическое условие процесса присвоения индивидами достижений исторического развития человечества. Коммуникативно-общественная деятельность включает все формы опосредствованного взаимодействия людей — вербальную форму, жесты, мимику, голосовые реакции, условные знаковые системы и т. д.

 

 

Литература:

 

  1. Блакар Р. -М. Язык как инструмент социальной власти. — М., 2004.
  2. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин, 1975.
  3. Вопросы порождения речи и обучения языку. Под. ред. А. А. Леоньтьева и Т. В. Рябовой. М., 1967.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2006
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в шести томах. Т. 2, 3. - М., 1982
  6. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение, 2006 – 352 с.
  7. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.– 312 с.
  8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.
  9. Колошанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., "Наука", 1984.
  10. Крылова О. А. Русский речевой этикет приветствия // 1 сентября – М., 2007.
  11. Культура русской речи и эффективность общения. М., 2003.
  12. Леонтьев А. А. Речь и общение. – Ин. языки в школе, 1974 №6
  13. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1979
  14. Новоселова С. А. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985
  15. Оганесян С. С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 2004г.
  16. Основы теории речевой деятельности. Под. ред. А. А. Леонтьева. М., "Наука", 1974.

 

 

 


Информация о работе Речевые ошибки и причины их возникновения