Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Конфликт в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характер |
Краткая характеристика |
Пример |
Любовный |
Взаимоотношения между людьми,
построенные на любовных колизиях;
характерен для традиционной драмы
классицизма и любовного |
У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский" |
Социально-бытовой (общественный) |
Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" |
Философский |
Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. |
Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот" |
Идейный |
Столкновение различных идей, имеющих право на существование. |
И. С. Тургенев "Отцы и дети" |
Психологический |
Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. |
Д. Г. Байрон "Дон Жуан" |
Символический |
Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма. |
М. Метерлинк "Синяя птица" |
Система образов в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа |
Краткая характеристика |
Художественный образ (общее понятие) |
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала |
Литературный персонаж |
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения |
Образ автора |
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла |
Образ рассказчика, образ повествователя |
Персонифицированный герой, повествующий о событиях |
Образ лирического героя |
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом. |
Эпический герой |
Герой эпического произведения,
несущий черты национально- |
Драматический герой |
Действующее лицо драматического произведения |
Главный герой |
Основное лицо повествования,
вокруг которого выстраиваются центральные
события художественного |
Второстепенный персонаж |
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения |
Внесценический персонаж |
Герой драматического произведения,
не принимающий участия |
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика |
Краткая характеристика данного типа |
Пример |
"Обрамляющий" условный рассказчик |
Рассказчик ведет |
И. С. Тургенев "Записки охотника" |
Бесстрастный повествователь |
Изображает события как сторонний наблюдатель |
А. С. Пушкин "Повести Белкина" |
Главный герой произведения |
Повествование в произведении ведется от лица главного героя |
Ф. М. Достоевский "Подросток" |
Рассказчик - словесная маска |
Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт |
Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя |
Рассказчик - участник событий |
Рассказчик является участником
событий, поэтому вносит в повествование
собвтвенную интерпритацию |
Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Система рассказчиков |
Художественное произведений имеет форму: - "рассказа в рассказе",
когда от лица одного из
собеседников описывается - связанных между собой
повествований нескольких |
Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" |
Характер в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.
Средства создания литературного героя
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Средство создания литературного героя |
Краткая характеристика |
Пример |
Название произведения |
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов |
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Эпиграф к литературному произведению |
Может указывать на основную черту характера героя |
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина |
Прямая авторская характеристика |
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку |
"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин) |
Речь героя |
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия |
Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова |
Поступки, действия героя |
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя |
Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Психологический анализ |
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя |
"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского |
Другие герои произведения |
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми |
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Портрет героя |
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) |
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое
нашего времени" М. Ю. 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя |
Социальная среда, общество |
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж |
"Гранатовый браслет" А. И. Куприна |
Пейзаж |
Раскрывает внутренние переживания героя |
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова |
Художественная деталь |
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая худдожественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа |
Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова |
Предыстория жизни героя (если есть) |
Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа |
"Обломов" И. А. Гончаров |
Роль писателя в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.
Сатира и юмор
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.
Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.
Сатирические приемы в художественном произведении
Название сатирического приема |
Краткая характеристика |
Пример |
Гипербола |
Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений |
"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил") |
Гротеск |
Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического |
"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил") |
Фантастика |
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни |
Д. Свифт "Путешествие Гулливера" |
Эзопов язык |
Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора |
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина |
Ирония |
Тонкая, скрытая насмешка |
"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов |
Сарказм |
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа |
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя |
Аллегория |
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа |
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа |
Название художественного произведения
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Название - авторское наименование конкретного художественного произведения
Особенности названия художественного произведения |
Пример названия художественного текста |
В основе - имя главного героя произведения |
"Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева |
В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения |
"Шинель" Н. В. Гоголя |
Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения |
"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский |
В основе - место, где происходит событие произведения |
"Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя |
В основе - главный конфликт художественного произведения |
"Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова |
В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании |
"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского |
В основе - образ-символ |
"Гроза" А. Н. Островского; "Вишневый сад" А. П. Чехова |
В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения |
"Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого |
Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения |
"Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского |
В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа |
"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова |
Пейзаж в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.
Роль пейзажа в художественном произведении
Функции пейзажа |
Пример из художественного произведения |
Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении) |
"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") |
Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания) |
"Глядя кругом, слушая,
вспоминая, я вдруг |
Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования) |
"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза" |
Символическая (выступает в роли образа-символа) |
По вечерам над ресторанами |
Художественная деталь в литературном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Функции детали |
Краткая характеристика |
Пример из худ. произведения |
Выделительная |
С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных |
"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре") |
Психологическая |
Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа |
"...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" |
Фактографическая |
Деталь характеризует данный факт действительности |
"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет") |
Натуралистическая |
Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление |
"Когда шествие миновало
место, где я стоял, я мельком
увидал между рядов спину |
Символическая |
Деталь выступает в
роли символа - самостоятельного многозначного
художественного образа, который
имеет эмоционально- |
"Мне часто вспоминается
теперь и эта темная река, затененная
скалистыми горами, и этот живой
огонек. Много огней и раньше
и после манили не одного
меня своей близостью. Но |
Импрессионическая |
Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение |
Белый лебедь, лебедь чистый, |