Роды литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад

Краткое описание

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Вложенные файлы: 1 файл

rody_literatury.docx

— 148.17 Кб (Скачать файл)

 

Конфликт в  художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Характер 
конфликта

Краткая характеристика

Пример

Любовный

Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы  классицизма и любовного романа.

У. Шекспир "Ромео и  Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"

Социально-бытовой (общественный)

Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.

А. С. Пушкин "Евгений Онегин"

Философский

Постановка и решение  философских проблем: жизни и  смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.

Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"

Идейный

Столкновение различных  идей, имеющих право на существование.

И. С. Тургенев "Отцы и дети"

Психологический

Внутренние противоречия личности; характерен для романтических  произведений.

Д. Г. Байрон "Дон Жуан"

Символический

Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.

М. Метерлинк "Синяя птица"


Система образов  в художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. 

 

Название  литературного образа

Краткая характеристика

Художественный  образ (общее понятие)

Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная  при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала

Литературный  персонаж

Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения

Образ автора

Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время  передающий и долю авторского вымысла

Образ рассказчика, образ повествователя

Персонифицированный герой, повествующий о событиях

Образ лирического  героя

Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так  как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Эпический герой

Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического  значения

Драматический герой

Действующее лицо драматического произведения

Главный герой

Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные  события художественного произведения

Второстепенный  персонаж

Герой, не являющийся главным  участником центрального конфликта  произведения

Внесценический  персонаж

Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно  в сюжете, но упоминаюшися в речи действующих лиц


Образ рассказчика  в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 

 

 

Тип рассказчика

Краткая характеристика данного типа

Пример

"Обрамляющий" условный  рассказчик

Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна

И. С. Тургенев "Записки  охотника"

Бесстрастный повествователь

Изображает события как  сторонний наблюдатель

А. С. Пушкин "Повести Белкина"

Главный герой произведения

Повествование в произведении ведется от лица главного героя

Ф. М. Достоевский "Подросток"

Рассказчик - словесная маска

Писатель выбирает роль рассказчика  определенного персонажа, наделяя  его рядом типических черт

Рудый Панько в "Вечерах  на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий

Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование  собвтвенную интерпритацию увиденного

Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков

Художественное произведений имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из  собеседников описывается событие;

- связанных между собой  повествований нескольких рассказчиков

Л. Н. Толстой "После бала"  

 

 

 

М. Ю. Лермонтов "Герой  нашего времени"


Характер в  художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Художественный  характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

 

 

Средства создания литературного героя

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Средство  создания литературного героя

Краткая характеристика

Пример

Название произведения

Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе  образов

"Герой нашего времени"  М. Ю. Лермонтова

Эпиграф к литературному произведению

Может указывать на основную черту характера героя

"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

Прямая авторская  характеристика

Писатель сознательно  раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку

"Онегин - добрый мой  приятель..." (А. С. Пушкин)

Речь героя

Внутренние монологи, диалоги  с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия

Монологи и диалоги  Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова

Поступки, действия героя

Основа повествования  художественного произведения, где  изображаются поступки персонажей, через  которые раскрывается характер героя

Письмо Онегина из "Евгения  Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным  Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Психологический анализ

Подробное воссоздание внутреннего  мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя

"Преступление и наказание"  Ф. М. Достоевского

Другие герои  произведения

Взаимоотношения персонажа  с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными  людьми

Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Портрет героя

Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально  существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)

1) Мастер в "Мастере  и Маргарите" М. А. Булгакова

2)Печорин в "Герое  нашего времени" М. Ю. Лермонтова

3) Полячка в повести  "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Социальная среда, общество

Общественные условия, в  которых живет и действует  персонаж

"Гранатовый браслет"  А. И. Куприна

Пейзаж

Раскрывает внутренние переживания  героя

Описание южной природы  передает переживания Печорина до и  после дуэли с Грушницким в "Герое  нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Художественная  деталь

Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая  худдожественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа

Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова

Предыстория жизни  героя (если есть)

Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа

"Обломов" И. А.  Гончаров


Роль писателя в художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.

Сатира и юмор

 

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков  жизненного явления, отдельного человека.  

 

Сатирические  приемы в художественном произведении

 

 

Название сатирического  приема

Краткая характеристика

Пример

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее  и преувеличивающее свойства реальных явлений

"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Гротеск

Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные  отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального  и фантастического

"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Фантастика

Средство сатирического  освещения действительности; форма  отображения мира, при которой  на основе реальных представлений создается  логически несовместимая с ними картина жизни

Д. Свифт "Путешествие  Гулливера"

Эзопов язык

Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ирония

Тонкая, скрытая насмешка

"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов

Сарказм

Язвительная насмешка, с  предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную  черту характера персонажа

"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица.  Концовка "Невского проспекта"  Н. В. Гоголя

Аллегория

Иносказание, с помощью  которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа

Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа


 

Название художественного  произведения

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Название - авторское наименование конкретного художественного произведения

 

Особенности названия художественного произведения

Пример названия художественного текста

В основе - имя главного героя  произведения

"Евгений Онегин" А.  С. Пушкина; "Рудин" И. С.  Тургенева

В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя  произведения

"Шинель" Н. В. Гоголя

Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения

"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно  простоты" А. Н. Островский

В основе - место, где происходит событие произведения

"Васюткино озеро"  В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя

В основе - главный конфликт художественного произведения

"Отцы и дети" И.  С. Тургенева; "Горе от ума"  А. С. Грибоедова

В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая  им в самом повествовании

"Кому на Руси жить  хорошо" Н. А. Некрасова; "Что  делать?" Н. Г. Чернышевского

В основе - образ-символ

"Гроза" А. Н. Островского; "Вишневый сад" А. П. Чехова

В основе - время, в которое  разворачиваются ключевые события  художественного произведения

"Ночь накануне Ивана  Купала" Н. В. Гоголя; "После  бала" Л. Н. Толстого

Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения

"Война и мир" Л.  Н. Толстого; "Преступление и  наказание" Ф. М. Достоевского

В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа

"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П.  Чехова


Пейзаж в художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.

 

Роль пейзажа  в художественном произведении

Функции пейзажа

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создает  фон, на котором происходят различные  события в произведении)

"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал  тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую  тональность повествования)

"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Символическая (выступает  в роли образа-символа)

По вечерам над ресторанами 
Горячий воздух дик и глух,  
И правит окриками пьяными 
Весенний и тлетворный дух... 
И каждый вечер, за шлагбаумами,  
Заламывая котелки, 
Среди канав гуляют с дамами 
Испытанные остряки.  
Над озером скрипят уключины,  
И раздается женский визг,  
А в небе, ко всему приученный, 
Бессмысленно кривится диск.  
(А. А. Блок "Незнакомка")


 

Художественная  деталь в литературном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Художественная  деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали

Краткая характеристика

Пример из худ. произведения

Выделительная

С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

"И мысль свою Беликов  также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая

Деталь является средством  психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

"...Видали вы когда  нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" 

Фактографическая

Деталь характеризует  данный факт действительности

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или  явление

"Когда шествие миновало  место, где я стоял, я мельком  увидал между рядов спину наказываемого.  Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая

Деталь выступает в  роли символа - самостоятельного многозначного  художественного образа, который  имеет эмоционально-иносказательный  смысл, основанный на сходстве явлений  жизни

"Мне часто вспоминается  теперь и эта темная река, затененная  скалистыми горами, и этот живой  огонек. Много огней и раньше  и после манили не одного  меня своей близостью. Но жизнь  течет все в тех же угрюмых  берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионическая

Деталь, взятая писателем  произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая  с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

Белый лебедь, лебедь чистый,  
Сны твои всегда безмолнвы, 
Безмятежно-серебристый, 
Ты скользишь, рождая волны,  
Под тобою - глубь немая,  
Без привета, без ответа, 
Но скользишь ты, утопая, 
В бездне воздуха и света.  
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Информация о работе Роды литературы