Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Одни исследователи объявляют Пушкина родоначальником современного русского литературного языка, другие считают, что нормы русского литературного национального языка складываются в 18 – начале 19 вв., а Пушкин – создатель русской художественной литературы. Другая точка зрения представляются ряду исследователей более убедительной, хотя взаимовлияние литературного языка и языка художественной литературы в первой четверти 19 века было очень сложным. Правомерна и первая точка зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка.doc

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Роль А.С. Пушкина в  истории русского литературного  языка

 

Одни исследователи объявляют  Пушкина родоначальником современного русского литературного языка, другие считают,  что нормы русского литературного  национального языка складываются в 18 – начале 19 вв., а Пушкин – создатель русской художественной литературы.

Другая точка зрения представляются ряду исследователей более  убедительной, хотя взаимовлияние литературного  языка и языка художественной литературы в первой четверти 19 века было  очень сложным.  Правомерна и первая точка зрения. Пушкина можно считать родоначальником современного русского литературного языка, но при этом следует учитывать целый ряд факторов:

  1. Пушкин завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей 18 – начала 19 века в области литературного языка и стилистики,  совершенствуя все то,  что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, Грибоедов.
  2. Пушкин дал наиболее совершенные образцы русского литературного языка 19 века (20-30-х гг), нормы которого остаются действующими, живыми для нашего времени.
  3. Отбор и употребление всех языковых единиц Пушкиным были подчинены «чувству соразмерности и сообразности».
  4. В период деятельности Пушкина завершился процесс разрушения  жанровой обособленности содержания и формы художественного произведения.

Пушкин – основоположник новой  стилистической системы русского языка.

Произведения Пушкина мы можем  рассматривать  как образцы языка  художественной  литературы в современном  понимании этого термина, т.к. Пушкин выходит за пределы литературного языка, если этого требует жанр,  тема и назначение произведения.

В сочинениях Пушкина за славянизмами окончательно закрепляются стилистические функции: создание исторического  колорита («Полтава», «Песнь о вещем  Олеге»); поэтических текстов патетического слога («Вольность», «Деревня»), воссоздание библейского («Пророк»), античного («Арион»), восточного колорита («Анчар»); создание комического эффекта, создание профессиональной характеристики героя («Борис Годунов», Варлаам).

Пушкин отстаивал права иноязычной лексики в русском литературном языке, в научной прозе, публицистике и  в языке художественной литературы. Но при этом в своих текстах он допускает лексические заимствования только в том случае, если в русском языке им не было соответствий.

Карамзинские преобразования в области синтаксиса во многом подготовили  пушкинскую реформу языка: простота синтаксических конструкций, сближение  синтаксиса книжного и синтаксиса живой  разговорной речи.

Основной принцип Пушкина: «Точность  и краткость – вот  первое основное достоинство прозы. Она требует мыслей и мыслей –  без них блестящие выражения  ни  к чему не служат». Язык прозы  Пушкина поражает своей точностью, лаконизмом, насыщенностью  и движением  мыслей, предельно свободной от различных словесных украшений. Определений и эпитетов он не любит. Предложения состоят преимущественно из подлежащего, сказуемого и дополнения. Очень динамичны прозаические произведения писателя.

 Новая стилистическая  система, нашедшая свое отражение в творчестве Пушкина, получила дальнейшее развитие во второй половине 19 века, но основа этой системы остается без изменений, т.е. в современном русском литературном языке, как во времена Пушкина,  четко выявляется 2 рода языковых средств на фоне нейтральных, общеупотребительных: разговорные и книжные, но это не замкнутые в себе 2 стиля, а две разновидности единого русского литературного языка, использование которых возможно в различных жанрах художественной литературы. Итак, А.С. Пушкин навсегда стер границы между классическими тремя стилями 18 века.

Пушкин, бесспорно, не был  единоличным создателем русского национального  языка, т.к. язык формируется и создается  народом. Но именно А.С. Пушкин дал наиболее совершенные образцы литературного языка первой половины 19 века, в его произведениях впервые наиболее полно отразились нормы русского языка, которые характерны для пушкинского времени. Гоголь: «В Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство».

В творчестве Пушкина процесс демократизации русского литературного языка нашел  наиболее полное отражение, т.к. в его  произведениях произошло гармоническое  слияние всех жизнеспособных элементов русского литературного языка с элементами живой народной речи. Слова, формы слов, синтаксические конструкции, устойчивые словосочетания, отобранные писателем из народной речи, нашли свое место во всех его произведениях, во всех их видах, жанрах; и в том отличие Пушкина от его предшественников.

 

 

 


Информация о работе Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка