Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:40, реферат
Данная работа представляет собой попытку исследовать возникновение и установление литературной традиции имени Григорий в произведениях русских писателей первой половины 19 века с точки зрения антропонимики. Целью работы является:
. доказательство того, что собственные имена играют значительную роль в художественной логике произведения и являются активным художественным приёмом в творчестве мастеров слова
. выявление литературной традиции в использовании имени разными писателями
. составление краткого антропонимического словаря произведений А. С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Аннотация.
Ведение.
Основная часть.
а) Литературная традиция имени.
б) Имя Григорий в русском культурном пространств 19 века
в) Образ Григория Отрепьева в трагедии А. С. Пушкина
«Борис Годунов»
г) образ Григория Александровича Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Приложение.
1) Краткий антропонимический словари трагедии
«Борис Годунов», романа «Герой нашего времени».
2) Алфавитный словник.
3) Частотный словник.
Список сокращений.
Библиография.
«Роль собственных имён как средства
выразительности
в художественном произведении»
(установление литературной
имени Григорий в русской литературе
первой половины 19 века)
Оглавление
Аннотация.
Ведение.
Основная часть.
а) Литературная традиция имени.
б) Имя Григорий в русском культурном пространств 19 века
в) Образ Григория Отрепьева в трагедии А. С. Пушкина
«Борис Годунов»
г) образ Григория
Приложение.
1) Краткий антропонимический
«Борис Годунов», романа «Герой нашего времени».
2) Алфавитный словник.
3) Частотный словник.
Список сокращений.
Библиография.
Аннотация
Данная работа представляет собой попытку исследовать возникновение и установление литературной традиции имени Григорий в произведениях русских писателей первой половины 19 века с точки зрения антропонимики. Целью работы является
. доказательство того, что собственные
имена играют значительную
. выявление литературной
. составление краткого
Актуальность работы: современная
литературоведческая наука
В процессе работы использованы следующие методы:
1. Работа над текстом трагедии А.С.Пушкин «Борис Годунов» и романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;
2. Изучение критической
3. Систематизация собранного
4. Сопоставление литературных произведений, установление литературных традиций;
5. Статистическая обработка матер
Источники работы: трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», словари В. И. Даля, Н. А. Петровского, А. А. Угрюмова и др. (см. раздел «Библиография»).
Введение
Одним из разделов
Интереснейшей наукой в
Пользуясь языком, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для именования людей, географических и космических объектов, животных и других предметов окружающей нас действительности.
К собственным именам
И у нас есть имена, отчества
и фамилии. Отчество у каждого
человека предопределено (от имени
отца), фамилия передаётся по
А в художественном тексте
нет ничего случайного. Не случаен
и выбор собственного имени
персонажа, поэтому они в
Все науки, которые занимаются изучением художественного текста, как литературоведческие, так и лингвистические, до сих пор на этот слой языка художественного текста обращают мало внимания. В лучшем случае выделяются лишь отдельные имена, имена отдельных персонажей. Но так как они вырваны из целого, они не могут быть в этом случае правильно, тем более исчерпывающе поняты.
Имена персонажей выражают и социальное положение героя, и его характер, и профессиональную принадлежность, и его внутреннюю сущность. Но наиболее исчерпывающе образ будет раскрыт, если всё это происходит не в отрыве от законов целой системы.
^ Литературная традиция имени.
«… Ядром художественного
произведения признаётся
О значении имени в
Под литературной традицией мы понимаем «культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непроходяще ценного, ставший для них творческим ориентиром…Традиция осуществляет себя в качестве влияний, «заимствований, а также следование канонам..» (см. Литературный энциклопедический словарь, М. «Советская энциклопедия» , 1987, стр. 443).
В качестве литературной традиции писателями усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически («маленький человек», лишний человек в русской литературе 19 века) или обладающие универсальностью (любовь, смерть, вера, страдание, дом, слава, мир и война ), а также нравственно – философские проблемы и мотивы, черты жанров, компоненты формы (тип стихосложения, принципы портретной «живописи» и т.д.). Именно к таким компонентам относятся собственные имена (СИ) героев произведений.
При этом разные писатели используют то или иное имя вполне сознательно, стремясь выразить и в имени сущность героя. Это особенно заметно на примере имени Лиза (Елизавета). Первым, кто ввёл это имя в русскую литературу, был Н. М. Карамзин. Это его сентиментальная «Бедная Лиза». Эта героиня оказала большое воздействие на дальнейшую русскую литературу. Лиза вошла в русскую литературу как кроткое, безропотное создание, готовое для любимого человека пожертвовать всей своей жизнью. Она не противостоит жизни, она ей слепо подчиняется. В след Карамзину русские писатели стали называть своих безропотных, любящих, жертвующих собой, добровольных искательниц мучений героинь Лизами. Достаточно вспомнить Лизавету Ивановну из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, Лизу Версилову из «Подростка», Лизу из «Записок из подполья», Лизу из «Слабого сердца», Лизавету Ивановну из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Лизу Калитину из «Дворянского гнезда» И. С. Тургенева.
^ Поэтому
вполне естественен процесс
В 19 веке в русской литературе стала складываться традиция использования имени Григорий, т.к. большой отклик получили у читающей публики произведения А. С. Пушкина (трагедия «Борис Годунов») и М. Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»).
^ Имя Григорий в русском культурном
пространстве 19 века.
Одним
из самым распространенных
В 7 веке
на Ближнем Востоке появляется
ещё одна мировая религия –
ислам, способствовшая
Имя Григорий носили многие канонизированные выдающиеся церковные деятели (Григорий Нисский (см. Приложение), Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Неокесарийский епископ и многие другие, всего около 20 упоминаний), поэтому это имя стало популярным, прежде всего, сначала в среде боярства, а потом и дворянства. Широкому его распространению способствовало появление в 18 веке выдающихся политических деятелей во времена правления Екатерины Великой: Григория Потёмкина, Григория Орлова (см. Приложение). В первой половине 19 века это имя также было распространено среди дворян, что находит своё подтверждение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В начале
XX века и ранее имя было
Удивительна, подчас не поддающаяся обыденному пониманию связь между именем, характером и судьбой, очевидна была для людей даже в незапамятные времена, и в наш просвещённый век люди не только не отказались от наблюдений, сделанных предками, а, напротив, существенно расширили их. Не случайно на сегодняшний момент существует несколько теорий, связанных с именами: эмоциональная, звуковая, ассоциативная, астрологическая, цветовая и т.д. Многие исследователи обращались к эмоциональному толкованию имён.
Так, в книге в книге «Тайна вашего имени, фамилии отчества» Зубовой Е.Н. и др. предлагается именно эмоциональное толкование имён. В частности об имени Григорий сообщается следующее. Имя Григорий происходит от древнегреческого слова «Gregorio», означающего: бодрствующий, неспящий; бодрствовать, бодрый. Сильное, быстрое, мужественное и злое имя. Считается, что Григории решительны, напористы и активны. Они общительны, сильны духом и уверены в себе. Благодаря своей проницательности с лёгкостью выделяют людей и удаляют из круга своего общения. Григории могут быть мстительными, стремятся навязать окружающим свои принципы.
Григорий
– любопытный человек,
Среди отрицательных черт
характера можно отметить
^ На такое восприятие этого имени, несомненно, повлияли и литературные герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Образ Григория Отрепьева в трагедии
^ А. С. Пушкина «Борис Годунов».
«Борис Годунов» - первый крупный
опыт А.С. Пушкина в
Кажется, что с точки зрения антропонимики образ Григория Отрепьева в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» не может вызвать интереса, потому что драматург не придумал своему герою именование, ведь этот герой является историческим лицом. Но нам интересна номинационная цепочка данного персонажа.
^ Лжедмитрий (Григорий, Гришка, Димитрий, Самозванец) – беглый инок Григорий Отрепьев, объявляющий себя царевичем Димитрием и захватывающий власть в Москве. Факты почерпнуты Пушкиным в основном из 10-го и 11-го томов «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина. Подхватывая карамзинскую версию событий (временное торжество Самозванца предопределено злодейским убийством по приказу Годунова юного наследника-царевича), Пушкин переосмысливает образ Лжедмитрия I. Его Лжедмитрий – не романтический гений зла и не просто авантюрист; это авантюрист, спровоцированный на авантюру; это актёр, блестяще сыгравший чужую роль, которую оставили без исполнителя. Лжедмитрий вызван к жизни внутрироссийским грехом – и только использован врагами России, поляками и иезуитами, во вред ей. Именно поэтому Лжедмитрий введён в действие лишь в пятой сцене («Ночь. Келья в Чудовом монастыре»), когда уже ясно, что Борис Годунов – злодей и узурпатор власти. Больше того, именно в этой сцене мудрый летописец Пимен (чьим келейником изображён будущий Лжедмитрий, девятнадцатилетний инок Григорий, из галицкого рода бояр Отрепьевых, постригшийся «неведома где», до прихода в Чудов живший в суздальском Евфимьевском монастыре) окончательно разъясняет и зрителю, и самому Отрепьеву нравственно-религиозный смысл происходящих событий: «Прогневали мы Бога, согрешили: /Владыкою себе цареубийцу /Мы нарекли». Выведав у Пимена подробности угличского убийства, Григорий (которого бес уже мутит сонными «мечтаниями») решается на побег. В сцене «Корчма на литовской границе» Григорий появляется в обществе бродячих чернецов; он на пути к своим будущим союзникам – полякам. Являются приставы; грамотный Григорий по их просьбе читает вслух приметы беглого инока Отрепьева; вместо своих собственных черт («…» ростом «…» мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая») называет приметы пятидесятилетнего жирного монаха Мисаила, сидящего тут же; когда же Варлаам, почуяв неладное, по слагам пытается прочесть бумагу, Григорий «стоит потупя голову, с рукою за пазухой», потом выхватывает кинжал и бежит через окно. В сцене одиннадцатой («Краков. Дом Вишневецкого»). Лжедмитрий кажется себе и зрителю хозяином положения; ведёт себя как настоящий политик, обещая каждому именно то, о чём тот мечтает. (Иезуитскому patery Черниковскому – «католизацию» России в два года; литовским и русским воинам – борьбу за общее славянское дело; сыну князя Курбского – примирение с Отечеством всего рода славянского изменника; опальному боярину Хрущову–расправу с Борисом; казаку Кареле – возвращение вольности донским казакам). Но уже в двенадцатой сцене («Замок воеводы Мнишка в Самборе») в диалоге отца
Информация о работе Роль собственных имён как средства выразительности в художественном произведении