Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:56, реферат
У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым.
Введение
Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
1. Художественный мир А. Грина
2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров главных героев
2.1 Ассоль
2.2 Грэй
Заключение
Список использованной литературы
Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
Реферативно-исследовательская работа по литературе
Выполнила ученица 8 класса
МОУ Невонская средняя общеобразовательная школа №1
Москвина Дарья
Руководитель: учитель литературы
Билиенкова Ирина Александровна
2006
Содержание
Введение
Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, он тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Именно по этим причинам в наше время надо читать произведения А. Грина. Ведь если забыть о мечте и перестать мечтать, то жизнь станет совсем неинтересной и скучной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем другими – серыми, скучными, нищими душой.
Грина надо читать вдумчиво, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение «Алые паруса» - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - яркий, неистово сверкающий. Грин употребляет большое количество цветов для описания героев, природы и окружающего мира. Именно интерес к цветовым образам этого произведения повлиял на выбор нашей темы.
Немногие писатели активно работают с цветовыми образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который активно употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и конкретно его повести «Алые паруса», достаточно много -это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе достаточно много аналитических замечаний о творчестве А.С Грина известных российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. Их работы посвящены жанровым особенностям повести, романтической основе творчества А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Вопросам использования цветовых образов внимания уделено очень мало, эта тема систематически не изучена. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эта тема мало изучена и ждет своих исследователей. О том же, что цветовые образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно достаточно давно, этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, В.Леви, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского, А. Стерна.
Цель моей работы: выявить роль цветовых образов для раскрытия характеров главных героев повести Грина «Алые паруса».
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Таким образом, объектом исследования нашей работы является повесть А. Грина «Алые паруса», предметом исследования – цветовые образы в повести и их роль в раскрытии героев. Метод исследования – образно – эстетический анализ текста.
Под словом повесть, мы будем понимать «эпический прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии несколько персонажей». (5 с.397) Под героем – «главное действующее лицо литературного произведения, обладающего определенностью характера и эмоциональным миром». (1.с.368) Под образом – «…художественное отражение действительности, облечённое в форму индивидуального явления». (1.с.387)
Под романтизмом – «направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью». (5с.682) Под цветовым образом – облик чего-либо, выраженный определенной цветовой гаммой.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух параграфов, заключения и приложения. Прилагается список использованной литературы и иллюстрации к повести, выполненные автором работы. Иллюстрации выполнены на основе выводов, сделанных в работе.
1.Художественный мир
Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.
Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам…
Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками». (4.с.392)
Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни»(4.с.393). Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.
К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви» (5с.6).
Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь» (4.с.393).
Особенностью художника Грина, по мнению Блока, была камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари» (3.с.93).
В стиле Грина непрерывно взаимодействуют эмоция и рассудок, трудноуловимое впечатление и глубоко обдуманное доказательство. Этой особенности подчиняются сюжет, образ, фраза.
В произведении «Алые паруса» Грин показал в своих сказочных образах и выдумках, что «сбывается фантазия всегда, но сбывается именно как то «ассоциативно-возможное», что заложено в самих условиях не только твоего существования, но и существования твоей среды» (3.с.97).
Тематические линии рассказов Грина собираются в фокусе главной мысли. Она совпадает с убеждением Горького: человек – единственное чудо на земле.
2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев
(по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
2.1 Ассоль
Для создания образа Ассоль автор использовал определенную цветовую гамму, через которую показывал особенности характера и внешности девушки. На протяжении всего произведения Ассоль не меняется, как все дети в её возрасте. Она остается такой же нежной, ласковой, невинной личностью, которая верна своему идеалу и мечте. Эта особенность изображения героини позволяет сделать вывод о романтической природе характера Ассоль.
Её детство было особенным, не таким, как у всех детей. В раннем возрасте Ассоль осталась без матери. Воспоминания о детстве – яркие цветовые пятна. Несмотря на трудности, бедность, жизнь Ассоль была насыщена красками, свидетельствующими не только о любви, красоте, но и о бедности, трудных жизненных ситуациях.
Так, в пять лет у девочки была плюшевая игрушка, «танцующий медведь, украшенный голубой ленточкой» (2.с.10). Голубой цвет в жизни Ассоль встречается довольно часто. Он символизирует мечту, идеал, чистоту; именно этот цветовой образ встречается первым в характеристике Ассоль. Эта игрушка дарила девочке радость и тепло, которого ей так не хватало.
Иногда девочка наблюдала из окна за погодой и жизнью городка. Но очень часто ей приходилось видеть не радующие глаз пейзажи. «Рыбачьи лодки образовали на белом песке ряд темных килей» (2.с.10). Обилие черных, темных цветов свидетельствуют о её трудной жизни, но также встречается и белый цвет – чистоты, жизни, радости. Такое противопоставление цветов вызывает ассоциацию борьбы темного и светлого, что свойственно для жизни Ассоль.
Отец девушки – Лонгрен - изготавливал из дерева небольшие игрушки для детей. Эта работа служила основным заработком семьи. Но однажды Лонгрен сказал Ассоль непонятную и даже загадочную фразу: «Черную игрушку я сделал» (2.с.12). Черный цвет в жизни девочки присутствовал всегда, свидетельствуя о неудачах, страданиях, но в этот раз он подкрался совсем близко. Ведь сделать «черную игрушку» - значит убить, лишить человека жизни. Именно это преступление совершил Лонгрен, не придя на помощь тонущему Меннерсу, желая таким образом отомстить за смерть своей жены. Тень этой «черной игрушки» еще не раз ляжет на жизнь Ассоль.
Подрастая, Ассоль стала сама ходить в город продавать игрушки. Так, однажды, девочка решила поиграть игрушечной лодочкой, которая привлекла её взгляд своими необычными парусами из алого шелка, опустив ее в ручей. И в этом путешествии по бурной воде Ассоль узнала свою судьбу из уст волшебника Эгля. «однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Тебя посадят в лодку и привезут на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну» (2.с. 19-20). Будущая жизнь Ассоль казалась ей реальностью. Хотя отец и не верил в такое чудо, он не мешал Ассоль мечтать о корабле с алыми парусами. Безусловно, особое внимание обращает на себя цвет парусов – алый, символ любви, надежды, мечты и верности своему идеалу.
Однако другие ребятишки смеялись над девочкой, называя её «корабельная Ассоль» и дразня «красными парусами»: «Эй, Ассоль, посмотри-ка сюда, красные паруса плывут!» (2.с.22). Красный - это цвет крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака, а алый – это ярко-красный, нежный оттенок. Даже по звучанию эти слова различаются. Рычащий «Р» и глухой «С» в слове «красный» звучат очень грубо, а в слове «алый» сонорный «Л» - нежно, ласково. Этот цвет легкого звучания, тонкости идеально подходит главной героине. Жаль, что ребята, дразнящие девочку, этого не замечают.
Таким образом, автор хочет показать читателю, что Ассоль не простая девочка Каперны, а то, что она особенная, и мечта у неё не такая, как у всех остальных. Мечта о корабле с алыми парусами – романтическая, осветившая её сердце, резко отличает её от Каперны. И для того, чтобы показать эту особенность Ассоль, её изюминку, А.С. Грин использует не простые цвета (красный, синий), а именно нежные оттенки – алый, голубой… Девочка ждала корабль с алыми парусами. Она верила в свою мечту и была предана ей.
Совершая прогулку по