Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:53, реферат
Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI веке романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт.
Романс
1)Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI веке романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт.
2)Первый цикл романсов
принадлежит Бетховену («К
3)В начале XIX в. романс как лирический жанр, способный передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др.
5)В России предшественницей романса была «российская песня» 2-й полов. XVIII в., представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс, сформировавшийся на волне веяний русского романтизма — детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни.
6)Вначале романс носил следы
салонной сентиментальности, но вскоре
в нем победили демократические элементы;
в него включаются ритмы танцев — вальса,
мазурки, болеро; он тесно сближается с
поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова,
Пушкина. «Золотым веком» русского романса
было начало XX века, когда работали такие
крупные и самобытные исполнители как
А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н.
Плевицкая. Их последователями были Алла
Баянова, Пётр Лещенко, позднее – Тамара
Церетели, Вадим Козин, Изабелла Юрьева.
Создатели классического русского романса
— Глинка, а также его современники —
Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев.
В дальнейшем романсу уделяли большое
внимание почти все русские композиторы.
7)С определённой долей условности можно
отличить три основных стиля исполнения
романсов: академический (оперно-классический),
эстрадный и цыганский. Исполнители чистого
академического стиля довольно часто
используют замечательный жанр романса
и его очаровательную музыку преимущественно
для демонстрации своих превосходных
голосовых данных. Исполнители эстрадного
стиля уделяют больше внимания выражению
лирико-драматических чувств, заключённых
в поэтическом тексте и музыке романса.
Исполнители цыганского стиля делают
упор на вокальные приёмы цыганской манеры
пения…
...Городской или бытовой романс интимен,
порой мелодраматичен, но не слащав, живое
чувство любящей души бьется в нем, переживая
эпохи, пристрастия вождей. Романс как
жанр зародился в среде разночинцев, мелкого
чиновничества, в нем – сердце “униженных
и оскорбленных” кем бы то или чем бы то
ни было – судьбой, разлюбившей женщиной,
увядающей природой; в нем – стремление
быть верным любовной клятве, в нем та
жизнь человека, которая невыразима ни
в каком ином искусстве. Потому романс
порой становится безысходной драмой,
оставаясь преисполненным сентиментального
чувства.
Романс зарождался и развивался в ресторанах,
кабаках, в квартирах композиторов. Например,
у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного
“Не лукавьте”, дружившего с драматургом
А. Островским, братьями Рубинштейнами…
...Если принять, что романс - это не только
текст и ноты, а именно то, что входит в
наши уши и души, то соавторами романса
являются исполнитель-вокалист и музыкальное
сопровождение. В этом смысле разные исполнения
создают разный «конечный продукт». В
упрощённой схеме потенциальное художественное
и эмоциональное воздействие романса
на слушателя определяется основными
его компонентами в следующей пропорции:
Музыка – 30%
Текст – 20%
Исполнение – 35%
Аккомпанемент – 15% ...