Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:37, сочинение
На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни.
Тип: Идейно-художественный анализ произведения |
На становление и развитие реализма
в русской литературе, несомненно,
оказывали влияние течения, возникающие
в общем русле европейской
литературы. Однако русский реализм
существенно отличается от французского,
английского, немецкого и по времени
своего возникновения, и по темпам развития,
и по структуре, и по его значению
в национальной общественной жизни.
Это своеобразие было настолько
ярким и значительным, что во второй
половине XIX века русская реалистическая
литература заняла ведущее место
среди европейских литератур. Об
этом с гордостью говорил и
М. Горький: "В истории развития
литературы европейской наша юная литература
представляет собой феномен изумительный:
я не преувеличу правды, сказав, что
ни одна из литератур Запада не возникла
в жизни с такою силой и
быстротой, в таком мощном, ослепительном
блеске таланта".
Именно традиции реализма избрал для
своего творчества М. Горький, чтобы с
наибольшей полнотой выразить интересы
и устремления народа. Однако, внимательно
наблюдая пробуждение народного самосознания,
отражая становление русского пролетариата,
писатель чувствовал, что его стесняют
рамки одного течения. Можно сказать, что
освободительное движение явилось причиной
обращения Горького к традициям романтизма.
Это необычное переплетение романтизма
и реализма можно проследить в нескольких
произведениях Горького ("Песня о Соколе",
"Макар Чудра", "Челкаш"), особенно
ярко оно раскрывается в раннем рассказе
писателя "Старуха Изергиль".
Рассказ состоит из трёх частей. Первая
заключает в себе легенду о гордом Ларре,
который считает себя первым на земле
и не видит ничего, кроме себя. В попытке
презреть священные законы человеческой
любви Ларра совершает преступление, и
народ отвергает его, обрекая на вечное
одиночество. Слишком поздно понял Ларра
свою ошибку: одинокий человек не может
быть счастлив, ведь даже законы Вечности
отвернулись от него: "Ему нет жизни,
и смерть не улыбается ему". Руководствуясь
идеей "если я только за себя, то зачем
я?", Горький обрекает Ларру на вечную
жизнь, постоянное презрение людей.
По принципу контраста заключительная
часть рассказа - тоже легенда, но повествует
она о подвиге великодушного Данко, бесконечно
любящего свой народ и отдавшего свое
сердце, чтобы просветить темное человеческое
сознание, указать верный путь из того
болота, в котором они оказались. Здесь
Данко возвышается над головами своих
соплеменников, жестоких и неразумных,
не сумевших оценить его великий подвиг.
Но герой умер, любя своих соплеменников,
и его сердце указало им дорогу истины.
Центральная, связующая эти две легенды
часть рассказа очень реалистична, она
как бы смыкает собой психологию реального
человека с богатым прошлым и душу легенды.
Отрываясь от сказки, читатель находит
дальше тесное переплетение с сегодняшним
миром. Биография Изергиль, ее любовные
истории в молодости пронизаны отголосками
времени. Вся ее жизнь - это вечные поиски,
погоня за неясным идеалом. У старухи не
ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для
Горького в этом образе ценна активная
неудовлетворенность настоящим, неукротимость
поиска. Да, в реальной жизни Изергиль
не нашла того, сто искала, но прошлое осталось
в ее памяти как призыв, мечта, сказка.
И недаром в старости Изергиль так привязалась
к людям, полюбила их - именно это дает
ей счастье.
Так и все ранние произведения Горького,
в которых реализм и романтизм тесно связаны,
несут будущим поколениям любовь к своему
народу, к своей истории, а также помогают
развивать в себе такие качества, как доброта,
сострадание, способность идти на жертвы
ради достижения высшей цели, во имя других
людей.
Информация о работе Романтизм и реализм в произведениях Горького