В
отечественном литературоведении
долго господствовала концепция, согласно
которой Горький однозначно отвергает
утешительную проповедь Луки. Но взгляд
писателя на эту проблему сложнее. Авторская
позиция выражается в первую очередь в
развитии сюжета. После ухода Луки всё
происходит совсем не так, как рассчитывали
герои и в чём убеждал их Лука. Васька Пепел
действительно поедет в Сибирь, но не как
вольный поселенец, а как каторжник, обвинённый
в убийстве Костылева. Актёр, потерявший
веру в свои силы, в точности повторит
судьбу героя притчи о праведной земле,
рассказанной Лукой. Доверяя герою рассказать
этот сюжет, Горький и сам в четвёртом
акте обыграет его, сделав прямо противоположные
выводы. Лука, рассказав притчу о человеке,
который, разуверившись в существовании
праведной земли, удавился, полагает, что
человека нельзя лишать надежды, пусть
иллюзорной. Горький же, показывая судьбу
Актёра, уверяет читателя и зрителя в том,
что именно ложная надежда может привести
человека к петле, полемизируя с Лукой.
В драме «На дне» Горький пытается определить,
каковы те социальные обстоятельства,
которые воздействовали на характеры
героев. Для этого он показывает предысторию
героев, которая становится ясна зрителю
из диалогов персонажей. Но важнее для
него воссоздать те социальные условия,
обстоятельства «дна», в которых оказались
герои теперь. Именно это их положение
уравнивает бывшего аристократа Барона
с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом
и формирует общие для всех черты сознания:
неприятие действительности и в то же
время пассивное отношение к ней. Внутри
русского реализма 40-х годов XIX века, с
возникновением натуральной школы и гоголевского
направления в литературе, выявляется
направление, которое характеризует пафос
социального критицизма в отношении к
действительности. Именно это направление,
которое представлено именами Гоголя,
Некрасова, Чернышевского, Добролюбова,
Писарева, получило название критического
реализма. Горький в драме «На дне» продолжает
эти традиции, что проявляется в его критическом
отношении к социальным сторонам жизни
и во многом к героям, в эту жизнь погружённым
и ею сформированным.
Сложность
произведений творчества Горького с
точки зрения метода и стиля обусловлена
сложностью самого времени и мировоззренческой
позицией автора, связанной с перипетиями
его творческой судьбы.