Романтизм как направление в мировой литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда – так называемая «романтическая ирония» по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает всерьёз.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Характеристика романтизма как литературного направления
понятие романтизма………………………………………………………..4
социально-исторические предпосылки развития романтизма…………..7
отличия романтизма от других направлений……………………………..8
Основные течения романтизма………………………………………………11
Самые яркие представители романтизма……………………………………12
Вывод …………………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Заруб лит.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Измаильский государственный гуманитарный университет

Кафедра зарубежной литературы

 

 

 

 

Романтизм как направление в мировой литературе

 

 

 

   

реферат

студентки 61 группы

Атмажовой Е.И.

Преподаватель:

проф. Лебеденко Н.П.

     
     
     
     

 

 

 

 

Измаил, 2013

План

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Характеристика романтизма как литературного направления
  • понятие романтизма………………………………………………………..4
  • социально-исторические предпосылки развития романтизма…………..7
  • отличия романтизма от других направлений……………………………..8
  1. Основные течения романтизма………………………………………………11
  1. Самые яркие представители романтизма……………………………………12

Вывод …………………………………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Романтизм – направление в европейском искусстве 1-й  половины  XIX в. Термин  происходит  от  слова  «роман»  («романами»  в  XVII   в.   Называли сочинения, написанные не  на латыни, а  на  происходящих  от  неё  романских языках:  французском,  итальянском  и  др.,  а  позже  так  называлось   всё таинственное  и  чудесное).  Романтизм  XIX  в.  во  многом   противоположен классицизму,  предыдущей  эпохи  и  нормами  академического  искусства.

 Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но,  в отличие от сентиментализма, романтиков  интересует  не  обычный  человек,  а исключительные характеры  в  исключительных  обстоятельствах.  Романтический герой  испытывает   бурные   чувства,   «мировую   скорбь»,   стремление   к совершенству, мечтает об идеале  –  не  случайно  символом  романтизма  стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь один из героев  Новалиса.

Романтик любит и порой  идеализирует  далёкое  средневековье,  «первозданную природу», в мощных, исключительных проявлениях которой  он  видит  отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для  романтизма  характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают  тайны жизни. Привлекательные черты романтизма имеют и обратную  сторону. 

Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные»  люди  не  могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв  к  идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается  неприятием  повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда –  так  называемая  «романтическая ирония» по  отношению  к  устоявшейся  действительности,  которую  обыватель принимает   всерьёз.   Отсюда   и   внутренняя   раздвоенность    романтика, вынужденного  жить  в  двух  несовместимых  мирах   идеала   и   реальности, преходящая порой в протест не только против костной действительности,  но  и против божественного миропорядка («богоборческие» мотивы у Байрона).

В литературе понятие романтизма связано с творчеством  авторов:  Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта,  Вудвортса,  Байрона, Шелли,  Кольриджа,   Ламартина,   Мюссе,   Гюго,   Купера   и   По. Яркими представителями романтизма в русской литературе были – В. Жуковский,  ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.

  1. Общая характеристика направления романтизм
  • Понятие романтизм

Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню — романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических.

  В 18 в. это слово начинает  употребляться в Англии применительно  к литературе Средневековья и  Возрождения. Одновременно понятие  «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме[1].

 Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 — начале 19 в. в Йене, Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801—1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836).

 Термин «романтизм»  обрел в это время и более  широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

 Конечно, будучи столь  всеобъемлющим течением, романтизм  очень  разнообразен. Может быть, принципиальным антиуниверсализмом романтизма и акцентированной свободой самовыражения объясняется тот факт, что в среде романтиков был необыкновенно высок удельный вес фигур выдающихся. В свою очередь, великие, в отличие от эпигонов, труднее поддаются стандартизации. И в результате романтизм вмещает в себя так много (уже не говоря о столь многих), что провоцирует на прямо противоположные интерпретации. Его практически непродуктивно квалифицировать по стилистическим и даже идеологическим версиям; скорее можно говорить о различиях по странам (национальных характеристиках) и тесно связанной с ними «специализации» по областям знания.

Западная Европа в это время была уже достаточно целостным культурным ареалом, и взаимодействие романтических школ оказалось весьма прихотливым. В пространственных координатах мы бы выделили в качестве основополагающих немецкий, французский и английский варианты романтизма. Задавая тон в европейском искусстве и общественной мысли, эти национальные версии по-разному проявлялись в разных областях знания. Так, в Германии «романтичнее» других были философы, в то время как во Франции возникла блестящая плеяда историков-романтиков. В области литературы, живописи или музыки выделить «национального» лидера затруднительно. Что же касается архитектуры, то в этой сфере, помимо возрождения предшествующих стилей, сугубо романтической новации ей, кажется, следует признать только эстетизацию руин[2].

  «Пестрота» романтизма  во многом обусловлена тем, что  это направление с самого начала  формировалось под воздействием  принципиально различных идейно-политических  факторов. С одной стороны, романтизм  явился квинтэссенцией антипросветительского движения, прокатившегося на рубеже 18—19 вв. по всем европейским странам. В этом смысле классической страной романтизма была Германия. Антипросветительский дух немецкого романтизма во многом связан со спецификой немецкой философской и научной мысли, которая разительно отличалась от основной идейной традиции 18 в. в Западной Европе. Не философский материализм, рационализм и эмпиризм просветителей, а символизм, органология, мистицизм привлекали новое поколение немецких мыслителей.

  С другой стороны, «в явлении романтизма мы обнаруживаем  людей, устанавливающих заново отношения  со своим прошлым после шока  Французской революции», что кардинально  определило его природу и динамику. Однако не следует забывать, что  романтики прошли не только  через революции, но и через  реставрации, их «веком» был довольно  короткий, но необычайно динамичный период 1789—1848 гг. с бурными потрясениями европейского порядка, войнами, национально-освободительными движениями и недолгими паузами политического затишья. Если на первом этапе романтизм вдохновлялся пафосом революции, то на втором — бурно реагировал на ее последствия.

  • Социально-исторические предпосылки развития романтизма.

Появление и развитие в литературе различных стран направления, которое получило название «романтизм», следует отнести к последнему десятилетию XVIII и первой трети XIX века. Это сложное и своеобразное направление, нашедшее свое выражение в различных областях искусства (литература, живопись, музыка), необходимо рассматривать и изучать в прямой неразрывной связи с теми глубокими социально-историческими и политическими сдвигами, которые происходили в этот исторический период и знаменовали собой крушение феодальной системы и становление буржуазного общества. Наиболее полным и завершенным выражением этого исторического процесса была Великая французская буржуазная революция 1789—1794 годов, низвергшая феодальный мир и утвердившая господство буржуазии. Эта революция явилась важнейшим поворотным моментом в исторической жизни не только Франции, но и других европейских стран. Тот же процесс разложения феодализма и роста буржуазных отношений происходил более замедленным темпом в других странах (Германия, Россия, скандинавские, западно- и южнославянские страны и т. д.).

На I съезде по внешкольному образованию в 1919 году В. И. Ленин так определил значение французской буржуазной революции: «Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии».

Крушение феодально-дворянского мира и его культуры, торжество новых социальных отношений, которые установила революция конца XVIII века, не могли не вызвать важных сдвигов в сознании людей всех стран.

Установившийся (или только еще устанавливающийся в ряде стран) буржуазный правопорядок был неприемлем для всех сторонников старого, разрушенного революцией феодально-абсолютистского общества; он был неприемлем также, но по совершенно иным причинам, для тех, кто воспринимал революцию и ее результаты с точки зрения интересов и чаяний народа.

Таковы были социально-исторические предпосылки литературного направления, получившего название «романтизм».

  • Отличие романтизма от других направлений

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие — т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру[3].

  Утверждение и развертывание  прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, — сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность  как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая  путешествия во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные  пределы буржуазного общества  выступало в трех основных  формах, а именно:

  1) уход в природу, которая  была либо камертоном бурных  душевных переживаний, либо инобытием  идеала свободы и чистоты (отсюда  — критика города, идеализация  простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре).

  2) романтизм заглядывает  в иные регионы, экзотические  страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа). Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).

  Второе направление  бегства — уход от действительности  в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие; конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.

Информация о работе Романтизм как направление в мировой литературе