Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:05, сочинение
Первая книга романа Михаила Александровича Шолохова "Поднятая целина" вышла в 1932 г., вторая была закончена в конце 1959г. В романе развиваются события, которые происходили на Дону в самый разгар коллективизации. Создавая "идиллию" колхозной жизни, выдавая желаемое за действительное, Шолохов тем не менее, зная не понаслышке обстановку в Ростовской области, сумел сказать о коллективизации правду, пусть неполную. Начинается коллективизация в хуторе Гремячий Лог под руководством двадцатипятитысячника Семена Давыдова, рабочего Краснопутиловского завода, приехавшего по зову партии, чтобы привести "крестьянина на пролетарском буксире к социализму.
Первая книга романа Михаила Александровича Шолохова "Поднятая целина" вышла в 1932 г., вторая была закончена в конце 1959г. В романе развиваются события, которые происходили на Дону в самый разгар коллективизации. Создавая "идиллию" колхозной жизни, выдавая желаемое за действительное, Шолохов тем не менее, зная не понаслышке обстановку в Ростовской области, сумел сказать о коллективизации правду, пусть неполную. Начинается коллективизация в хуторе Гремячий Лог под руководством двадцатипятитысячника Семена Давыдова, рабочего Краснопутиловского завода, приехавшего по зову партии, чтобы привести "крестьянина на пролетарском буксире к социализму.
Многое в романе кажется противоречивым, но зачастую закономерным. С одной стороны мы видим, как меняется нравственный облик казаков. Давыдов старается воздействовать на сознание сельчан своим собственным примером, когда ставит рекорд на самой трудной сельской работе - пахоте: "Умру на пашне, а вспашу десятину с четвертью!", задев этим самолюбие казаков. После этого даже Антип Грач, самый забитый бедностью и неудачами казак, вспахал столько же и почувствовал уважение к себе. Конечно, велика сила примера самого руководителя, человека идейно убежденного, честного, бескорыстного. За несколько месяцев изменилось сознание крестьян: стали казаки трудиться на колхозном поле не за страх, а за совесть. Примером для них служит Кондрат Майданников, совестливый и трудолюбивый человек, который "колхозную копейку уронит, а две поднимет".
С другой стороны - нравственное падение человека. Необходимость расстаться с кровным, нажитым, с теми, кого ты кормил и кто кормил тебя, оборачивается крушением мира для казаков. И как бы в предчувствии конца света, они начинают уничтожать стельных коров и овец, молодняк. В сцене раскулачивания Гаева Шолохов показал окончательное падение людей. Беднота, дорвавшаяся, наконец, до чужого добра, бесчинствует. С упавшего старика Лапшинова Демид Молчун стянул валенки и надел на себя. Ушаков рвал из рук хозяйки гусыню до тех пор, пока не оторвал голову. Любшин щеголяет в шароварах, отобранных у соседа, а жена Ушакова в новой юбке, снятой с кулацкой девки, а детишки их получили одежонку, возможно, с детей Гаева. Даже Андрей Разметнов, председатель сельсовета, отказывается идти раскулачивать, "с детишками воевать". "Разве это дело!… Пришли мы - как они взъюжались…На мне ажник волос ворохнулся!…Бабы - по-мертвому, водой отливали сноху…детей"- говорит он. И так в каждой семье раскулаченных.. Так на практике осуществлялся социалистический гуманизм, который, отвергая общечеловеческие ценности, носил классовый характер - любовь к человеку социально близкому и ненависть к классовому врагу, даже к детям которого не допускалось сострадание: "А они нас жалели?"- кричит Давыдов, вспоминая свое детство. Нагульнов же в припадке ненависти говорит Разметнову: " Жалеешь? Да я..тысячи станови зараз дедов, детишек, баб..Да скажи мне, что надо их в распыл…Для революции надо…Я их из пулемета…всех порешу!" Нагульнов готов все проблемы решать при помощи револьвера: наганом бьет единоличника Банника по голове, заставляя везти свое семенное зерно в общественный амбар, в другой раз с наганом в руках обороняет колхозный амбар от бунтующих баб. Таким образом, грабеж, присвоение чужого были официально разрешены и одобрены, давали законные основания для проявления самых низменных чувств и устремлений - зависти, стяжательства, давая выход злобе, мстительности, т.е. освобождая от моральной ответственности каждого соучастника творимого преступления. Это можно объяснить, но не оправдать, отчасти тем, что обращение людей в иную веру - "колхоз", часто сопровождающееся насильственными методами, требование отказаться от веры в бога, не посещать церковь, которая для русского народа всегда была неотъемлемой частью жизни, поломало привычный стиль жизни, моральные устои. Отчасти тем, что тогда многие, особенно молодежь, с оружием в руках защищая власть Советов, думали, что путь в счастливое будущее лежит через насилие и кровь. Мне кажется, что идея коллективизации потерпела не только физический, но и моральный крах.
Многое критики
сейчас спорят, изменил ли талант Шолохову,
в своем романе он написал полуправду.
Мне кажется, людям свойственно
идеализировать действительность, когда
они хотят, чтобы было как лучше.
Шолохов не избежал этой участи.
Заканчивая роман, Шолохов утверждает
веру в новую жизнь, мечту о лучшем: "…за
невидимой кромкой горизонта алым полымем
озарялось сразу полнеба, и, будя к жизни
засыпающую природу, величавая и буйная,
как в жаркую летнюю пору, шла последняя
в этом году гроза".
Передо мной статья В.Марченко "Хлеб наш насущный" (Лите-
ратурная Россия", октябрь 1990 г.). Читаю: "Сталинская коллек-
тивизация... стараниями вождей революции превратила российско-
го (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужден-
ного от земли, лишенного традиций, мудрого постижения се-
лянского бытия... Ни одно общество во всей мировой истории, ни
одно государство не позволяло себе роскоши так ненавидеть свое
крестьянство, как наше..." Тяжелые, жестокие слова. Подобные
им все чаще слышатся с трибун съездов, в различных выступлени-
ях и докладах.
Да, "великий перелом" в деревне, "революция сверху" ока-
зались ненужными, разрушительными, ведущими в тупик. Причины
трагедии и ее виновники в основном известны, хотя историкам
предстоит еще очень много работы. Но большинство людей черпают
свое представление о той или иной эпохе не из работ ученых, а
из художественной литературы. И наши потомки о времени коллек-
тивизации будут судить по романам и повестям. А ведь более яр-
кого произведения о том времени, чем "Поднятая целина", пока
не создано. Недаром публицисты, говоря о периоде коллективиза-
ции, часто берут примеры из Шолохова.
Роман этот, как бы о нем ни судить, прочно и навсегда во-
шел в золотой фонд русской литературы. В истории литературы мы
прочтем, что об эпохе коллективизации писали многие. Почему же
забыты "Бруски" Ф.Панферова, "Лапти" П.Замойского и другие
произведения, а шолоховский роман живет?
У произведения много достоинств. Оно написано языком
мастера, книга полна неподдельного юмора, прекрасных описаний
природы, легко читается. Превосходно описан казачий быт, точно
и ярко воспроизведены язык и образ мыслей казаков.
Внимательно читая книгу, сравнивая ее с теми фактами, ко-
торые стали известны, с современными произведениями о деревне
20-30-х годов В.Белова, Б.Можаева, А.Антонова и других, мы
увидим, что Шолохов в большинстве случаев отразил эпоху.
Сомнения и колебания крестьян (обоснованные!), массовый
убой скота, принуждение казаков с помощью пистолета, полный
произвол при раскулачивании, раскулачивание середняков, расте-
рянность начальства после выхода лицемерной статьи Сталина
"Головокружение от успехов" и многое другое изображены писате-
лем ярко, выпукло, правдиво.
Но, говоря о книге и отношении к ней, все время испытыва-
ешь какую-то двойственность. Ведь наряду с правдой Шолохов до-
пускает и ее искажение в угоду политическим требованиям. Много
места в романе отведено тому, как бывший белогвардеец создает
тайную организацю "Союз освобождения Дона", чтобы свергнуть
Советскую власть. Известно, что эти организации выдумывались
Сталиным и его окружением, чтобы оправдать произвол и реп-
рессии. А убийство Давыдова и Нагульнова? Историки давно дока-
зали, что рассказы об ужасах "кулацкого террора" служили прик-
рытием террора против крестьян. А ограбленными и озлобленными
крестьянами убито руководителей во много раз меньше, чем унич-
тожено председателей колхозов самой властью. И тем не менее, я думаю, что Шолохов, как и многие наши
деятели культуры того времени, честно верил, что страна строит
прекрасное будущее. Юность его прошла в огне гражданской войны
и последующих схваток. Возможно, поэтому насилие не казалось
ему столь ужасным, как нам.
Известно, что Михаил Александрович сам много занимался
созданием колхозов, боролся с недостатками, ошибками и переги-
бами в колхозном движении на Дону, выручал многих честных ком-
мунистов, советских работников, рядовых тружеников от нео-
боснованных репрессий. Вероятно, ему казалось, что эти труд-
ности и "перегибы" можно преодолеть, что в жизни крестьян
действительно наступят счастливые дни. Во второй части "Подня-
той целины", написанной через 20 лет, чувствуется, что автор
пишет уже без прежнего задора и оптимизма.
Мне лично роман "Поднятая целина" нравится. Я от души по-
тешаюсь над выходками и рассказами деда Щукаря, переживаю
вместе с Кондратом
Майданниковым и другими
"со слезой и кровью" рвут "пуповину", соединяющую... с
собственностью, с быками, с родным паем земли". Я хохочу над
тем, как Макар Нагульнов изучает английский язык, слушает по
ночам петухов. Я жалею Давыдова, который мучается от того, что
не может порвать с Лушкой, и любуюсь Варей Харламовой и ее
чистым чувством к Давыдову. Мне до слез жалко красавца Тимофея
Рваного. Настоящая, сочная жизнь предстает из романа.
Но что-то мешает ограничиться в выводах. Нет в этом про-
изведении чего-то, что всегда отличало русскую литературу. Ви-
димо, здесь недостает гуманизма. Ведь почти во всех сценах, в
которых описывается произвол, автор как бы молча сочувствовал
насильникам.
Судьба "Поднятой целины" доказывает еще раз, что нельзя
служить идее, которая призывает строить счастье с помощью
жестокости. Писатель прежде всего человеколюбец, а уже потом
политик. Шолохов, выполняя сталинский заказ, как бы оправдывал
своим талантом те неслыханные надругательства и беззакония,
которые творили над крестьянством.
К героям романа
отношение также
это касается Давыдова и Нагульнова. Бывший балтийский матрос,
слесарь Краснопутиловского завода подкупает своей силой, чест-
ностью, умением понять и признать ошибки, отсутствием заз-
найства. Мы сочувствуем ему, когда он, надрываясь, пашет свою
десятину. Нельзя не погрустить над его гибелью. Но мы не можем
не удивляться легкости, с которой этот горожанин берется су-
дить о сельском хозяйстве. Нас отталкивает его отношение к
"кулакам". Ни разу его не посещать мысль, что это, прежде все-
го, люди, имеющие такое право на счастье, жизнь и свободу, как
он сам! После разговора с секретарем райкома он размышляет:
"Почему его нельзя- к ногтю? Нет, братишка, извини! Через твою
терпимость веры ты и распустил кулака... с корнем его как вре-
дителя".Макар Нагульнов до мозга костей предан идее мировой рево-
люции. Это человек, которому лично ничего не надо, аскет, жи-
вущий ради высших интересов. Но страшно становится, когда чи-
таешь его признания: "Жа-ле-е-шь? Да я... тысячи станови зараз
дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что их надо в распыл...
Для революции надо... Я их из пулемета..." Не такие ли, как
Нагульнов, с легким сердцем ради "революции" и уничтожали
тысячи ни в чем не повинных людей? Макар ведь не только гово-
рит. Он не задумывается применять силу, чтобы заставить каза-
ков сдать хлеб...
Нет! К настоящей, счастливой жизни подымает людей не си-
ла, не принуждение. Человек должен почувствовать, что он хозя-
ин своей судьбы, а не винтик в огромной государственной маши-
не. Человек хочет быть хозяином над землей не в песне, а на
своем, пусть небольшом, участке. Он должен есть хлеб, выращен-
ный на его земле и его руками, а не "отпущенный" властями. Се-
Информация о работе Роман Михаила Александровича Шолохова "Поднятая целина"