Замысел своего нового романа
Достоевский вынашивал шесть лет. За это
время были написаны «Униженные и оскорбленные»,
«Записки из Мертвого дома» и «Записки
из подполья», главной темой которых являлись
истории бедных людей и их бунта против
существующей действительности. 8 июня
1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому
для «Отечественных записок» свой новый
роман под названием «Пьяненькие». Но
Краевский ответил писателю отказом, который
объяснил тем, что у редакции нет денег.
2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду
Достоевский был вынужден заключить договор
с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же
деньги, которые Краевский отказался выплатить
за роман, Достоевский продал Стелловскому
право на издание полного собрания сочинений
в трех томах и обязался написать для него
новый роман объемом не менее десяти листов
к 1 ноября 1866 года.
Получив деньги, Достоевский
раздал долги и в конце июля 1865 года выехал
за границу. Но денежная драма на этом
не завершилась. За пять дней в Висбадене
Достоевский проиграл в рулетку все, что
у него было, включая карманные часы. Последствия
не заставили себя долго ждать. В скором
времени хозяева отеля, в котором он остановился,
приказали не подавать ему обеды, а еще
через пару дней лишили и света. В крошечной
комнате, без еды и без света, «в самом
тягостном положении», «сжигаемый какой-то
внутренней лихорадкой», писатель приступил
к работе над романом "Преступление
и наказание", которому суждено было
стать одним из самых значительных произведений
мировой литературы.
Л. Н Толстой
2.Расскажите об одном
из этапов творческого пути
писателя.
Лев Толстой поехал на Кавказ
с братом Николаем и следовал за ним как
член семьи, не имея ни прав, ни обязанностей.
Наконец, он решает поступить на военную
службу, сдает для этого в Тифлисе экзамены
и становится фейерверкером четвертой
батареи 20-й артиллерийской бригады. Кавказ
стал для будущего писателя началом не
только самостоятельной жизни, но и литературного
творчества. Впечатления реальных событий
тех лет отражены в произведениях «Набег»,
«Казаки», «Рубка леса», «Встреча в отряде».
В дневнике он запишет: «Есть во мне что-то,
что заставляет меня верить, что я не рожден
быть таким, как все... пишу не из тщеславия,
а по влечению».
2 июля 1852 года Лев Николаевич
окончил «Детство» и отправил
рукопись в Петербург, в редакцию
журнала «Современник» за подписью
«Л. Н.». 28 августа он получил долгожданный
ответ от Некрасова.
«Милостивый государь!
Я прочел вашу рукопись («Детство.») Она
имеет в себе настолько интереса, что я
ее напечатаю... Прошу вас прислать мне
продолжение. И роман ваш, и талант меня
заинтересовали. Еще я советовал бы вам
не прикрываться буквами, а начать печататься
прямо со своей фамилией... Н. Некрасов.
13 января 1854 года Толстой
сдал офицерский экзамен и
выехал в Дунайскую армию в
Бухарест. Несмотря на достигнутые
успехи, молодой офицер все так
же требователен к себе: «Что
я такое? Один из четырех сыновей
отставного подполковника, оставшийся
с 7 -летнего возраста без родителей
под опекой женщин и посторонних,
не получивший ни светского, ни
ученого образования и вышедший
на волю 17-ти лет; без большого
состояния, без всякого общественного
положения и, главное, без правил...
Я дурен собой, неловок, нечистоплотен
и светски не образован. Я раздражителен,
скучен для других, нескромен, нетерпим...
и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда...»
Самооценка жестока и едва ли справедлива.
После дунайского похода Толстой
уезжает в Крым. Начинается севастопольская
эпопея. Результатом увиденного и пережитого
стали «Севастопольские рассказы» (1855),
которые печатались и были очень популярны.
«Севастополь в декабре» читал государь
и приказал перевести рассказ на французский
язык.
4. Дайте краткую характеристику процесса
создания романа-эпопеи «Война и мир».
Роману "Война и мир" Л.Н.
Толстой посвятил семь лет напряженного
и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е.
Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого,
послал из Москвы в Ясную Поляну письмо
со следующим замечанием: «Вчера мы много
говорили о 1812 годе по случаю намерения
твоего написать роман, относящийся к
этой эпохе». Именно это письмо исследователи
считают «первым точным свидетельством»,
датирующим начало работы Л.Н. Толстого
над «Войной и миром». В октябре того же
года Толстой писал своей родственнице:
«Я никогда не чувствовал свои умственные
и даже все нравственные силы столько
свободными и столько способными к работе.
И работа эта есть у меня. Работа эта - роман
из времени 1810 и 20-х годов, который занимает
меня вполне с осени... Я теперь писатель
всеми силами своей души, и пишу и обдумываю,
как я еще никогда не писал и не обдумывал».
Свой замысел - запечатлеть
в художественной форме полувековую историю
страны - Толстой назвал «Три поры». Первая
пора - это начало века, его первые полтора
десятилетия, время молодости первых декабристов,
прошедших через Отечественную войну
1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их
главным событием - восстанием 14 декабря
1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный
для русской армии конец Крымской войны,
внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов,
их возвращение из ссылки и время ожидания
перемен в жизни России.
Работая над произведением,
Толстой также пользовался материалами
газет и журналов эпохи Отечественной
войны 1812 года. Много времени он провел
в рукописном отделении Румянцевского
музея и в архиве дворцового ведомства,
где внимательно изучил неопубликованные
документы (приказы и распоряжения, донесения
и доклады, масонские рукописи и письма
исторических лиц). Здесь же он познакомился
с письмами фрейлины императорского дворца
М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала
Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не
предназначавшихся для печати, писатель
находил драгоценные подробности, изображавшие
быт и характеры современников 1812 года.
На протяжении семи лет напряженного
труда, которого потребовало написание
«Войны и мира», Толстого не покидали душевный
подъем и творческое горение, и именно
поэтому произведение не утратило своего
значения до настоящего времени. Прошло
более столетия со дня появления в печати
первой части романа, и неизменно «Войну
и мир» читают люди всех возрастов - от
юношей до стариков. В годы работы над
романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель
художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить
вопрос, а в том, чтобы заставить любить
жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых
всех ее проявлениях». Тогда же он признался:
«Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу,
будут читать теперешние дети лет через
двадцать и будут над ним плакать и смеяться
и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю
свою жизнь и все свои силы». Немало таких
произведений создано Толстым. "Война
и мир", посвященная одной из кровопролитнейших
войн XIX века, но утверждающая идею торжества
жизни над смертью, занимает среди них
почетное место.
6. Как вы понимаете утверждение
Л. Н. Толстого «Люди, как реки»? Какие свойства
жизни человеческого духа оно отмечает?
“Люди как реки”, “человек
текуч” — вот что лежит в основе взглядов
Л, Н, Толстого на человека. Одним из ценнейших
свойств человека писатель считал способность
к внутреннему изменению, стремление к
самосовершенствованию, к нравственному
поиску. Любимые герои Л. Н. Толстого меняются,
нелюбимые — статичны. Психологический
рисунок последних предельно прост, и
они во многом похожи друг на друга. Показательно,
что все они красивы, но красивы мертвенной,
застывшей красотой. Они всегда одинаковы.
А.П. Чехов
5. Можно ли назвать жизнь семьи Туркиных
и людей их круга «футлярной»? Почему?
Докажите примерами из текста рассказа
«Ионыч».
Да можно,
«Вера Иосифовна читала свой
роман. Она начала так: «Мороз крепчал...»
Окна были отворены настежь, слышно было,
как на кухне стучали ножами, и доносился
запах жареного лука... В мягких, глубоких
креслах было покойно, огни мигали так
ласково в сумерках гостиной; и теперь,
в летний вечер, когда долетали с улицы
голоса, смех и потягивало со двора сиренью,
трудно было понять, как это крепчал мороз
и как заходившее солнце освещало своими
холодными лучами снежную равнину и путника,
одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна
читала о том, как молодая, красивая графиня
устраивала у себя в деревне школы, больницы,
библиотеки и как она полюбила странствующего
художника, — читала о том, чего никогда
не бывает в жизни, и все-таки слушать было
приятно, удобно, и в голову шли всё такие
хорошие, покойные мысли, — не хотелось
вставать».
«Вы печатаете свои произведения
в журналах? — спросил у Веры Иосифовны
Старцев.
— Нет, — отвечала она, — я нигде
не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу.
Для чего печатать? — пояснила она. — Ведь
мы имеем средства.
И все почему-то вздохнули.
— А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь,
— сказал Иван Петрович дочери.
Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты,
лежавшие уже наготове. Екатерина Ивановна
села и обеими руками ударила по клавишам;
и потом тотчас же опять ударила изо всей
силы, и опять, и опять; плечи и грудь у
нее содрогались, она упрямо ударяла всё
по одному месту, и казалось, что она не
перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь
рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело
всё: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина
Ивановна играла трудный пассаж, интересный
именно своею трудностью, длинный и однообразный,
и Старцев, слушая, рисовал себе, как с
высокой горы сыплются камни, сыплются
и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они
поскорее перестали сыпаться, и в то же
время Екатерина Ивановна, розовая от
напряжения, сильная, энергичная, с локоном,
упавшим на лоб, очень нравилась ему. После
зимы, проведенной в Дялиже, среди больных
и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть
на это молодое, изящное и, вероятно, чистое
существо и слушать эти шумные, надоедливые,
но всё же культурные звуки, — было так
приятно, так ново...
— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда,
— сказал Иван Петрович со слезами на
глазах, когда его дочь кончила и встала.
— Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили ее, поздравляли, изумлялись,
уверяли, что давно уже не слыхали такой
музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь,
и на всей ее фигуре было написано торжество»
— Прекрасно!— сказал и
Старцев, поддаваясь общему увлечению.
— Вы где учились музыке? — спросил он
у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
— Нет, в консерваторию я еще только собираюсь,
а пока училась здесь, у мадам Завловской.
— Вы кончили курс в здешней гимназии?
— О нет! — ответила за нее Вера Иосифовна.
— Мы приглашали учителей на дом, в гимназии
же или в институте, согласитесь, могли
быть дурные влияния; пока девушка растет,
она должна находиться под влиянием одной
только матери.
— А все-таки в консерваторию я поеду,
— сказала Екатерина Ивановна.
— Нет, Котик любит свою маму. Котик не
станет огорчать папу и маму.
— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина
Ивановна, шутя и капризничая, и топнула
ножкой.
6. На примере любого прочитанного
вами рассказа А. П. Чехова покажите основные
черты его писательского метода: особенности
композиции, роль художественной детали,
функции пейзажа, способы выражения авторской
позиции, сочетание комического и серьезного
и др.
12.Некоторые критики высказывают
мысль, что второстепенные персонажи
в пьесе вишнёвый сад определённой степени
парадируют главных героев.
Горничная Дуняша говорит о
себе: «Нежная стала, такая деликатная,
благородная». Подражая манерам нежной
барышни, Дуняша, здоровая и весёлая девушка,
жалуется на свои расстроенные нервы.
Кокетливая и жеманная, с неизменным зеркальцем
и пудреницей в руках, Дуняша вся во власти
любовных мечтаний. Фирс не без оснований
предупреждает её: «Закрутишься ты...»
13.Понятие символ - образ
– аллегория в пьесе «Вишнёвый сад»
В драматургических произведениях,
написанных «до Чехова», как правило, был
центр — событие или персонаж, вокруг
которого развивалось действие. В пьесе
Чехова такого центра не существует. На
его месте оказывается центральный образ-символ
— вишневый сад. В этом образе соединяются
и конкретное, и вечное, абсолютное — это
сад, «прекрасней которого ничего нет
на свете»; это красота, прошлая культура,
вся Россия. Вишнёвый сад это такой образ
между прошлым и будущим, всей России.
Который срубить сад изменить Россию и
вычеркнуть прошлое.