Русская пунктуация и ее назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Краткое описание

Пунктуация (от лат. punctum ‘точка’) – это совокупность знаков
препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления.
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы
написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи,
составляются слова, а речь складывается из слов . Но дело в том, что
произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое
понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда
между отдельными словами делаются интервалы различной длинны, на словесных
группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона.
И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и
повышения и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые
оттенки смысла речевых отрезков.

Содержание

1. Введение.
2. История современной пунктуации.
3. Пунктуационные знаки в современном русском языке.
4. Принципы современной пунктуации.
5. Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

русский.январь-февраль..docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

– особенности построения предложения, его частей, наличие  или отсутствие

союзов, способы выражения  членов предложения, порядок их расположения и т.

п., что и составляет структурно- грамматическую основу пунктуации.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Без умения ставить знаки  препинания невозможно овладеть письменной речью в

целом, поэтому так важно  знать пунктуацию – раздел науки  о языке, в котором

рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря

которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в  поколение,

невозможно даже представить  себе жизнь сегодня.

Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово,

да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова,

есть только один способ.

При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается  и мысленно

произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во

всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки  препинания дают

возможность сказать в  письменной речи гораздо больше, чем  можно записать

буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их

чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А

иногда. даже и вместо слов.

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор

Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К

рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только

знак: «?» Издатель также  ответил письмом без слов: «!».

Записанные на бумаге слова  могут выразить далеко не все, что  содержится в

живой человеческой речи, что  передаётся интонацией, темпом речи, жестами  и

мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но

и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно и

точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», -

писал основоположник русской  грамматики М. В. Ломоносов.

Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного  текста на

отрезки большей или меньшей  самостоятельности в соответствии со смысловой

структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для  такого членения

соответствующего устного  высказывания посредством пауз. Таким  образом, первые

знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей  длительности внутри

письменного текста.  Само собой разумеется, что пишущие  могли удовлетвориться

такой примитивной пунктуацией  только в течение первоначальных этапов

пользования письмом.  И  действительно, по мере развития письменности, и в

особенности после введения и распространения книгопечатания, система

пунктуации усложнялась  и углублялась, пока за сравнительно краткий период не

достигла того состояния, которое сохраняется в своих  основных чертах в

современных европейских  языках. Но так как процесс развития пунктуации шёл

почти стихийно, лишь изредка  и только в отношении частных  своих правил

подвергаясь обязательной регламентации, то существующая в настоящее время

пунктуация не отражает какой  либо единой, последовательно проводимой системы.

Тем не менее наша современная  пунктуация в целом удовлетворительно

обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся

выразить в тексте те или  иные смысловые отношения и оттенки, равно как и

интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии

последних.

Для современной науки  характерно логико-синтаксическое понимание  основ

пунктуации, которое находит  отражение во всем большем числе  научных, учебных

и учебно-методических работ  в этой области. Интонация не рассматривается  как

основа современной пунктуационной системы, так как  знаки препинания не

всегда имеют соответствие в интонации. Часто паузам устной речи на письме не

соответствуют знаки препинания или знакам препинания не соответствуют  паузы.

Именно в этих случаях  учащиеся допускают наибольшее количество пунктуационных

ошибок, поэтому учитель  должен знать хотя бы наиболее типичные из них.

Принципы пунктуации взаимосвязаны  и в одном и том же пунктуационном факте мы

можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический

(структурный). Современная  русская пунктуация опирается  и на смысл, и на

структуру, и на ритмико-интонационное  членение предложения в их

взаимодействии. Поэтому  русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с

обязательными правилами  содержит указания, допускающие пунктуационные

варианты.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

                             

1.    Л. П. Демиденко  И. С. Козырев Т. Г. Козырева  «Современный русский язык». 

2.    Г. Г. Граник  С. М. Бондаренко «Секреты пунктуации».

3.    А. Н. Наумович  «Современная русская пунктуация».

4.    А. Б. Шапиро  «Современный русский язык. Пунктуация».

5.    И. Э. Савко  «Русский язык. Учебное пособие».

6.    Иванова В.  Ф. «История и принципы русской  пунктуации».

7.    Баранов М.  Т. «Русский язык: справочные материалы:

учебное пособие для учащихся».

 


Информация о работе Русская пунктуация и ее назначение