Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:27, реферат
Введение
Азербайджанский язык представлен не только на территории Азербайджана, он широко распространен в Грузии, Дагестане, а также в Иране, Турции, Ираке, Афганистане и в других странах. Если, на территории бывшего Советского Союза азербайджанцы составляли более 6 миллионов человек, то за рубежом их около 14 миллионов.
Испытывая на себе вли
Введение …………………………………………………………………3
1. Фонетика………………………………………………………………..5
2. Морфология……………………………………………………………7
3. Синтаксис………………………………………………………………16
4. Лексика…………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………..22
План
Введение …………………………………………………………………3
Список
использованной литературы…………………………..22
Введение
Азербайджанский язык представлен не только на территории Азербайджана, он широко распространен в Грузии, Дагестане, а также в Иране, Турции, Ираке, Афганистане и в других странах. Если, на территории бывшего Советского Союза азербайджанцы составляли более 6 миллионов человек, то за рубежом их около 14 миллионов.
Испытывая
на себе влияние арабского и
Азербайджанский язык наряду с турецким, туркменским и некоторыми другими языками относится к огузской группе тюркских языков.
Первым письменным памятником, составленным на основе азербайджанского общенародного разговорного языка, был эпос «Китаби Деде Коркуд", относящийся к XI в. Язык этого памятника еще не являлся литературным, а выступал в виде наддиалектного койне.
История
письменного литературного
1. ФОНЕТИКА
В азербайджанском языке девять гласных и двадцать три согласных фонемы.
Фонема ы в начале слова не встречается. Среди тюркских языков специфической для азербайджанского языка является широкая негубная фонема переднего ряда э, которая встречается во всех позициях. Долгие гласные в литературном языке не имеют фонематической значимости: все они обусловлены позиционно-комбинаторно.
В исконно азербайджанских словах гласные среднего подъема (э, в, о) встречаются, как правило, только в первых слогах.
Среднеязычный звонкий согласный к употребляется в основном в начале слов, а увулярный звук г, наоборот, в начале слов не выступает.
Графема к в азербайджанском алфавите передает заднеязычный глухой звук в заимствованных из русского языка словах, например: коммунист, трактор. Характерной особенностью глухих смычных является их аспирация. Кроме того, для азербайджанского консонантизма характерно наличие глухого и звонкого анлаута; ср. дик „торчком", тик- „строить", „шить", пас-„ржавчина", бас- „давить".
Удвоенные согласные встречаются не только в числительных (jeddu, алии, доггуз, сэккиз), но и в именах и звукоподражательных словах: аддым „шаг", саггал „борода", ешшэк „осел", таггылты „стук".
В азербайджанском языке тонов нет. Словесное ударение является аспираторным. Долгота гласного в слове не находится в зависимости от ударения. В исконных именах ударение обычно падает на конечный слог многосложного слова, тогда как в спрягаемых формах глагола, деепричастиях и наречиях, в зависимости от характера аффиксов, ударение может приходиться на любой слог. Целый ряд слов служебного характера, а также аффиксы сказуемости, глагольного отрицания и некоторые другие являются безударными, например: ушйг учун „для ребенка", /азычй;ам „я писатель", кврурсэн „видишь", демз „не говори" и т. д.
В заимствованных через посредство русского языка словах терминологического характера обычно сохраняется неизменным место ударения: госпиталь, эстетика, диагноз, диктор и т. д. В целом ряде слов вследствие выпадения конечного гласного а ударение оказалось на последнем слоге слова: анкет, газет, проблем, конфет, аптек и т. п. В ряде же общеупотребительных заимствованных слов ударение перемещается на конечный слог: булка, майка, бомба, лампа, марка и т. п.
Своеобразна мелодика азербайджанской речи и прежде всего фразовая интонация в вопросительных предложениях, не содержащих вопросительного слова или вопросительного аффикса. При этом конечный слог характеризуется восходящим движением основного тона независимо от места словесного ударения: Динчалдин? „Отдохнул (ты)?"
Азербайджанский язык относится к сингармоническим тюркским языкам. Сингармонизм здесь выступает в виде небной и губной гармонии. Последовательно выдерживается небный сингармонизм, тогда как губная гармония ограничена и распространяется только на узкие губные гласные, например: отурурдум „я сидел".
В отношении же согласных сингармонизм распространяется лишь на звонкость или глухость начальных звуков некоторых аффиксов, приспособляемых к звонкости или глухости конечного звука корня, например, кэр-кин „напряженный", вт-кам „надменный" и т. п.
Фонетически
обусловленная позиционная
Структура
слога в исконно
Слоговая структура азербайджанских корневых морфем, состоящих из одного слога, имеет следующие модификации:
В
связи с заимствованной лексикой
допустимы также слоговые структуры
ССГС или ССГСС, т. е. сочетания двух согласных
в начале слова, например: стол,
план, клуб, спирт, спорт
и т. п.
2. МОРФОЛОГИЯ
Морфологический тип азербайджанского языка — агглютинативно-синтетический.
В
азербайджанском языке
В
азербайджанском языке
Множественность как грамматическая категория выражается при помощи аффикса -лар11-лэр. Самое общее значение последнего — указание на неоднородное или неопределенное множество предметов и совокупности лиц. В частности, этот аффикс обозначает различные сорта, разновидности и т. п. предметов или общность лиц по семейному родству, например: сулар „воды", Amajeejwp „Атаевы"; собирательность лиц, объединенных по роду занятий, по профессии, сословию, династии и т. д., например: тэлэбэлэр „студенты", зщалылар „интеллигенция", Сэфавилзр „Сефевиды".
В азербайджанском языке семь падежей: основной, родительный, Дательно-направительный, винительный, местный, исходный, творительный.
Основной падеж (с нулевым аффиксом) служит для выражения субъекта, неопределенного объекта или атрибута; например: ев ти-килир „дом строится", мактуб]азырам „пишу письмо", дэмир гапы „железная дверь".
Родительный падеж, образующийся при помощи аффиксов -ын//-ин/-ун/-ун (после основ на согласные) и -нын/1 -нин/1 -нун/1 -нун (после основ на гласные), выражает принадлежность или определенность. Например: ушагын папагы „шапка ребенка", колхозун сэдри „председатель колхоза".
Дательно-направительный падеж с аффиксами -а//-а (после основ на согласные), -ja/l-ja (после основ на гласные) обозначает направление или конечный пункт движения, а также предмет, на который направлено действие, например: ева кетдим „я пошел домой", шакирда деди „он сказал ученику".
Винительный падеж, имеющий аффиксы -ы//-и//-у//-у (после основ на согласные) и -ны//-ни//-ну//-ну (после основ на гласные), указывает на определенность прямого объекта действия, например: китабы охудум „я прочитал книгу".
Местный падеж с аффиксами -да//-да выражает статику, т. е. отсутствие движения, местонахождение или местопребывание предмета, а также время совершения действия. Например: багда uiujtdjupdM „работаю в саду", саат бешдэ „в пять часов".
Исходный падеж, образующийся при помощи аффиксов -дан/1 -дэн, обозначает отправную точку в пространстве и времени. Например: аеачдаи душду „он слез с дерева"; кечэн илдэн „с прошлого года".
Творительный падеж, образующийся при помощи аффиксов -ла//-лэ (после основ на согласные и гласные) обозначает совместное движение, а также инструмент движения. Например: атасьцла кетди „с отцом пошел"; чэкичлэ мых вурду „с молотком забил гвоздь".
В
азербайджанском языке
Категория принадлежности может быть выражена синтетически (наиболее употребительный способ), синтетико-аналитически и аналитически) в 1 и 2 л. мн. ч., обычно в сравнительных оборотах, например: елкам, санип влкан, бизим елка.
Категория лица в азербайджанском языке сводится к категории сказуемости: личные аффиксы могут присоединяться как к глаголу, так и к именным частям речи. Например: ]азырам „пишу", квзэл-дир „он красив", сизеиниз „это вы".