Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:17, курсовая работа
в своей работе я попытаюсь выяснить, что такое «сатира» и «ирония» и какое значение они имеют в литературе, а также проследить, как они проявляются в романах гениального писателя Генри Филдинга по отношению к сюжету, героям и их поступкам.
I ВВЕДЕНИЕ
II ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга
1. Сатира как вид комического в литературе
1.1 Понятие «Сатира»
1.2 Сатирический образ и типы Сатиры
2. Ирония как художественный прием в литературе
2.1 Понятие «Ирония»
2.2 Развитие Иронии в литературе
2.3 Формы иронии
3. Генри Филдинг – создатель великих произведений
3.1 Комедии нравов
3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга
4. «История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века
4.1 «История Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия британской жизни XVIII
4.2 Особенности построения и формы романа
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ПЕРЕВОДА И ЯЗЫКОЗНАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА ТЕМУ:
Сатира
и ирония в романах
Генри Филдинга
Выполнила:
Ускова Анастасия Евгеньевна,
студентка 3 курса 4 группы
перевода
Научный руководитель:
доцент
Русаков Л.Д.
Одесса – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
II | ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга | |
1. | Сатира как вид комического в литературе | 4 |
1.1 Понятие «Сатира» | 4 | |
1.2 Сатирический образ и типы Сатиры | 5 | |
2. | Ирония как художественный прием в литературе | 7 |
2.1 Понятие «Ирония» | 7 | |
2.2 Развитие Иронии в литературе | 7 | |
2.3 Формы иронии | 9 | |
3. | Генри Филдинг – создатель великих произведений | 11 |
3.1 Комедии нравов | 11 | |
3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга | 14 | |
4. | «История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века | 19 |
4.1 «История Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия британской жизни XVIII | 19 | |
4.2 Особенности построения и формы романа | 21 | |
III | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 |
IV | Список использованной литературы | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы звучит следующим образом: «Сатира и ирония в романах Генри Филдинга». Интерес к этой теме у меня был вызван тем, что сатира и ирония являются одними из самых распространенных явлений в художественной литературе, а также потому, что сатира и ирония всегда вызывали особый интерес у исследователей разных областей, начиная от лингвистов и заканчивая психологами.
Как один из ярких способов проявления комического в искусстве и литературе, суть сатиры состоит в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.Сатира может пронизывть собой любые литературные жанры. Между тем формы сатирических произведений чрезвычайно своеобразны.
Что касается иронии, мы охотно пользуемся ею в речи, замечаем в литературных текстах, но при попытке раскрыть ее внутренний механизм наталкиваемся на затруднения. Она существует в самых различных литературных направлениях и вызывает у читателя особый интерес к тексту.
Античная комедия, гротескный мир Рабле, философская повесть Вольтера, богатый оттенками комизм Гоголя и Чехова свидетельствуют о присутствии сатирического и иронического на всех этапах истории европейской литературы. [3]
Одними из самых ярких представителей сатирической прозы являются произведения Генри Филдинга, именно поэтому я и выбрала его произведения для изучения.
Итак,
в своей работе я попытаюсь выяснить,
что такое «сатира» и «ирония» и какое
значение они имеют в литературе, а также
проследить, как они проявляются в романах
гениального писателя Генри Филдинга
по отношению к сюжету, героям и их поступкам.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
САТИРА И ИРОНИЯ В РОМАНАХ ГЕНРИ ФИЛДИНГА
Прежде,
чем проанализировать проявление сатиры
и иронии в романах Г. Филдинга, я бы хотела
выяснить, что собой представляют эти
понятия, где и когда они берут свое начало.
1. САТИРА КАК ВИД КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 ПОНЯТИЕ «САТИРА»
САТИРА (лат. satira, от более раннего satura — сатура, буквально — смесь, всякая всячина) – вид комического; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов. [14]
В этом случае о сатире можно говорить как об особой разновидности комического: уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение.
На мой взгляд, обязательное следствие сатирического творчества – смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается – наряду с обличением – основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием.
Следует различать сатиру и юмор. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Я думаю, для юмора смех – самоцель, задача писателя-юмориста – развеселить читателя. Для сатиры смех – средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету – в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета.
Специфика
сатиры не в том, что она вскрывает
отрицательные, вредные или позорные
явления, но в том, что она всегда осуществляет
это средствами особого комического закона,
где негодование составляет единство
с комическим изобличением, изобличаемое
показывается как нормальное, чтобы затем
обнаружить через смешное, что это норма
— только видимость, заслоняющая зло.
[11]
1.2 САТИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ И ТИПЫ САТИРЫ
Сатирический
образ – результат
Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование – наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка. Пародия – одно их ключевых средств литературной эволюции.
Иной
тип сатиры являют произведения, высмеивающие
ущербную личность и исследующие психологическую
природу зла. Сатира такого рода тесно
связана с жанром реалистического романа.
В произведения широко вводятся реалистические
детали, точные наблюдения. Гротеск представлен
лишь легкими штрихами – ненавязчивыми
подчеркиваниями автором каких-то сторон
жизни героя, едва уловимыми перестановками
акцентов в изображении привычной действительности.
Этот тип сатиры может быть назван психологическим.
Образ-характер здесь осмысляется в свете
доминирования какого-то одного качества
(безнравственное честолюбие Ребекки
Шарп в Ярмарке тщеславия У.Теккерея и
т.п.). Сюжет в сатире такого рода – последовательное
жизнеописание, окрашенное авторскими
эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости.
[15]
2. ИРОНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ
2.1 ПОНЯТИЕ «ИРОНИЯ»
Другим приемом изображения комического в произведениях Г. Филдинга является ирония.
Толковый словарь Даля дает следующее определение этого понятия: ИРОНИЯ (греческое eironeia — притворство) — речь, смысл или значение которой противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. [17]
Ирония является категорией эстетики. Это – средство комической подачи материала. Я думаю, она является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов их истинному значению.
Суть иронии заключается в том, что «кому-нибудь или чему-нибудь приписывается та черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается». [6]
Как вид насмешки, ирония принадлежит к области комического и находит себе применение во всех его родах: комедии, фарсе, сатире, юмористике, остротах и пр.
Следует
различать иронию и юмор. В отличии
от юмора ирония часто вовсе не смешит,
и иронист не скрывает того, что его слова
— только маска, за которой кроется его
подлинное отношение к делу; тогда как
юмор всегда смешит, и юморист так глубоко
скрывает свое подлинное отношение к делу.
Ирония — не смех, а усмешка, и иронист
внешне может быть серьезен; юмор — смех,
хотя и сквозь слезы, и юморист высказывается
весело.
2.2 РАЗВИТИЕ ИРОНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Ирония родилась из особого стилистического приема, известного уже античным авторам. Древние греки называли так словесное притворство, когда человек хочет казаться глупее, чем он есть на самом деле. Мастер иронии – ИРОНИК – умел отстаивать истину «от обратного». [3]
С V в. до н.э. и до Х1Х в. ирония трактовалась в поэтике как риторический прием, называющий вещи обратными именами. На последовательном его применении строились сатиры Лукиана, произведения Свифта. [3]
В эстетике классицизма иронию понимали как атрибут комического, один из приемов смеховой критики в сатире. Принадлежность иронии к низкому стилю была строго зафиксирована, но при этом существовало выражение «ирония судьбы», означавшее роковое расхождение предположений человека с тем, что предрекли ему боги.
В конце ХVШ - начале ХIХ вв. взгляды на иронию в корне пересмотрены романтизмом. В своей эстетике романтики возвели ее на уровень философской жизненной позиции, отождествили с рефлексией (самоанализом) вообще. Они особенно подчеркнули то, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект. Высшей ценностью романтического сознания была свобода от несовершенства действительности. Этот принцип требовал «универсального иронизирования» – установки на то, чтобы художник подвергал сомнению не только реальные предметы и явления, но и свои собственные суждения о них. Стремление свободно переходить через границы установленных правил и мнений, не будучи связанным никакой окончательной истиной, было закреплено романтиками в категориальном понятии «Игра». Творчество и жизненная позиция поэта оказывались своего ряда высокой иронической игрой, как и все «игры мироздания». [3]
Теоретики послеромантического искусства устремили свои поиски к тому, чтобы универсализация иронии не препятствовала пониманию внутренней сути изображаемого, не делала предмет изображения беспомощной игрушкой в руках художника, не превращала ироническую игру в самоцель.
На протяжении последних ста лет ирония была предметом исследовательского интереса психологов, лингвистов, логиков, а также представителей таких новых отраслей гуманитарного знания, как семиотика (наука о знаках и значениях) и теория коммуникации (наука о законах общения).
Данные
лингвистики, логики и семиотики свидетельствуют,
что значение иронической образности
неустойчиво и в каждом конкретном случае
индивидуально. Неизменна лишь функция
иронии – соединять
несоединимое, делать
образ перекрестьем
двух и более знаковых
систем. [3]
Информация о работе Сатира и ирония в романах Генри Филдинга