Сатира и ирония в романах Генри Филдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

в своей работе я попытаюсь выяснить, что такое «сатира» и «ирония» и какое значение они имеют в литературе, а также проследить, как они проявляются в романах гениального писателя Генри Филдинга по отношению к сюжету, героям и их поступкам.

Содержание

I ВВЕДЕНИЕ
II ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга
1. Сатира как вид комического в литературе
1.1 Понятие «Сатира»
1.2 Сатирический образ и типы Сатиры
2. Ирония как художественный прием в литературе
2.1 Понятие «Ирония»
2.2 Развитие Иронии в литературе
2.3 Формы иронии
3. Генри Филдинг – создатель великих произведений
3.1 Комедии нравов
3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга
4. «История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века
4.1 «История Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия британской жизни XVIII
4.2 Особенности построения и формы романа
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕРЕВОДА И ЯЗЫКОЗНАНИЯ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ИСТОРИИ  ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ТЕМУ: 

Сатира  и ирония в романах Генри Филдинга  
 
 
 

Выполнила:

Ускова  Анастасия Евгеньевна,

студентка 3 курса 4 группы

перевода 

Научный руководитель:

доцент  Русаков Л.Д.    
 
 
 
 

Одесса  – 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                      стр.

I ВВЕДЕНИЕ 3
II ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга  
1. Сатира как вид комического в литературе 4
  1.1 Понятие «Сатира» 4
  1.2 Сатирический образ и типы Сатиры 5
2. Ирония как художественный прием в литературе  7
  2.1 Понятие «Ирония» 7
  2.2 Развитие  Иронии в литературе 7
  2.3 Формы иронии 9
3. Генри Филдинг – создатель великих произведений 11
  3.1 Комедии нравов 11
  3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга 14
4.   «История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века 19
  4.1 «История  Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия британской жизни XVIII 19
  4.2 Особенности построения и формы романа 21
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
IV Список использованной литературы 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Тема  моей курсовой работы звучит следующим  образом: «Сатира и ирония в романах Генри Филдинга». Интерес к этой теме у меня был вызван тем,  что сатира и ирония являются одними из самых распространенных явлений в художественной литературе, а также потому, что сатира и ирония всегда вызывали особый интерес у исследователей разных областей, начиная от лингвистов и заканчивая психологами.

    Как один из ярких способов проявления комического в искусстве и литературе, суть сатиры состоит в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.Сатира может пронизывть собой любые литературные жанры. Между тем формы сатирических произведений чрезвычайно своеобразны.

    Что касается иронии, мы охотно пользуемся ею в речи, замечаем в литературных текстах, но при попытке раскрыть ее внутренний механизм наталкиваемся на затруднения. Она существует в самых различных литературных направлениях и вызывает у читателя особый интерес к тексту.

    Античная  комедия, гротескный мир Рабле, философская  повесть Вольтера, богатый оттенками комизм Гоголя и Чехова свидетельствуют о присутствии сатирического и иронического на всех этапах истории европейской литературы. [3]

    Одними  из самых ярких представителей сатирической прозы являются произведения Генри  Филдинга, именно поэтому я и выбрала  его произведения для изучения.

    Итак, в своей работе я попытаюсь выяснить, что такое «сатира» и «ирония» и какое значение они имеют в литературе, а также проследить, как они проявляются в романах гениального писателя Генри Филдинга по отношению к сюжету, героям и их поступкам. 
 
 

    ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.

    САТИРА  И ИРОНИЯ В РОМАНАХ  ГЕНРИ ФИЛДИНГА

    Прежде, чем проанализировать проявление сатиры и иронии в романах Г. Филдинга, я бы хотела выяснить, что собой представляют эти понятия, где и когда они берут свое начало. 

    1. САТИРА КАК ВИД КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ

    1.1 ПОНЯТИЕ «САТИРА»

    САТИРА (лат. satira, от более раннего saturaсатура, буквальносмесь, всякая всячина) – вид комического; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов. [14]

      В этом случае о сатире можно говорить как об особой разновидности комического: уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение.

    На  мой взгляд, обязательное следствие сатирического творчества – смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается – наряду с обличением – основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием.

    Следует различать сатиру и юмор. От юмора  сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Я думаю, для юмора смех – самоцель, задача писателя-юмориста – развеселить читателя. Для сатиры смех – средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету – в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета.

    Специфика сатиры не в том, что она вскрывает  отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло. [11] 

   1.2 САТИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ  И ТИПЫ САТИРЫ

    Сатирический  образ – результат сознательного  «искажения», благодаря которому в  предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска.[15]

    Важная  разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование – наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка. Пародия – одно их ключевых средств литературной эволюции.

    Иной  тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа. В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения. Гротеск представлен лишь легкими штрихами – ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности. Этот тип сатиры может быть назван психологическим. Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества (безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У.Теккерея и т.п.). Сюжет в сатире такого рода – последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости. [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ИРОНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ

    2.1 ПОНЯТИЕ «ИРОНИЯ»

    Другим  приемом изображения комического в произведениях Г. Филдинга является ирония.

    Толковый  словарь Даля дает следующее определение  этого понятия: ИРОНИЯ (греческое eironeia — притворство) — речь, смысл или значение которой  противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. [17]

    Ирония  является категорией эстетики. Это – средство комической подачи материала. Я думаю, она является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов их истинному значению.

    Суть  иронии заключается в том, что «кому-нибудь или чему-нибудь приписывается та черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается». [6]

    Как вид насмешки, ирония принадлежит к области комического и находит себе применение во всех его родах: комедии, фарсе, сатире, юмористике, остротах и пр.

    Следует различать иронию и юмор. В отличии  от юмора ирония часто вовсе не смешит, и иронист не скрывает того, что его слова — только маска, за которой кроется его подлинное отношение к делу; тогда как юмор всегда смешит, и юморист так глубоко скрывает свое подлинное отношение к делу. Ирония — не смех, а усмешка, и иронист внешне может быть серьезен; юмор — смех, хотя и сквозь слезы, и юморист высказывается весело.  

    2.2 РАЗВИТИЕ ИРОНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

    Ирония родилась из особого стилистического приема, известного уже античным авторам. Древние греки называли так словесное притворство, когда человек хочет казаться глупее, чем он есть на самом деле. Мастер иронии – ИРОНИК – умел отстаивать истину «от обратного». [3]

    С V в. до н.э. и до Х1Х в. ирония трактовалась в поэтике как риторический прием, называющий вещи обратными именами. На последовательном его применении строились сатиры Лукиана, произведения Свифта. [3]

    В эстетике классицизма иронию понимали как атрибут комического, один из приемов смеховой критики в сатире. Принадлежность иронии к низкому стилю была строго зафиксирована, но при этом существовало выражение «ирония судьбы», означавшее роковое расхождение предположений человека с тем, что предрекли ему боги.

    В конце ХVШ - начале ХIХ вв. взгляды  на иронию в корне пересмотрены романтизмом. В своей эстетике романтики возвели ее на уровень философской жизненной позиции, отождествили с рефлексией (самоанализом) вообще. Они особенно подчеркнули то, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект. Высшей ценностью романтического сознания была свобода от несовершенства действительности. Этот принцип требовал «универсального иронизирования» – установки на то, чтобы художник подвергал сомнению не только реальные предметы и явления, но и свои собственные суждения о них. Стремление свободно переходить через границы установленных правил и мнений, не будучи связанным никакой окончательной истиной, было закреплено романтиками в категориальном понятии «Игра». Творчество и жизненная позиция поэта оказывались своего ряда высокой иронической игрой, как и все «игры мироздания». [3]

    Теоретики послеромантического искусства  устремили свои поиски к тому, чтобы универсализация иронии не препятствовала пониманию внутренней сути изображаемого, не делала предмет изображения беспомощной игрушкой в руках художника, не превращала ироническую игру в самоцель.

    На  протяжении последних ста лет  ирония была предметом исследовательского интереса психологов, лингвистов, логиков, а также представителей таких новых отраслей гуманитарного знания, как семиотика (наука о знаках и значениях) и теория коммуникации (наука о законах общения).

    Данные  лингвистики, логики и семиотики свидетельствуют, что значение иронической образности неустойчиво и в каждом конкретном случае индивидуально. Неизменна лишь функция иронии – соединять несоединимое, делать образ перекрестьем двух и более знаковых систем. [3] 

Информация о работе Сатира и ирония в романах Генри Филдинга