Светское Общество в романах Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой Нашего Времени"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Краткое описание

Проблема героя и окружающего его общества всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Вопрос становления, изменения характера персонажа ввиду влияния на него светской элиты и ее порядков всегда был востребован писателями-классиками, актуален по сей день и интересует любого внимательного читателя. Именно поэтому я решила осветить эту тему в своем реферате. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины XIX века, и, как мне кажется, тема светского общества в этих произведениях является одной из важнейших.

Содержание

Введение
Онегин – личность незаурядная
Печорин и трагедия его поколения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Онегин.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

 Космополитом, патриотом, 

 Гарольдом, квакером, ханжой, 

 Иль маской  щегольнет иной? 

<...> Как вы  да я, да целый свет? 

<...>Они смеются.  Входят гости. 

 Вот крупной  солью светской злости 

 Стал оживляться  разговор; 

 Поэт рассказывает  о лживости, жеманности, двуличности  общества. Очень веско Пушкин  дает описания представителям  светской элиты, «цвету столицы»: с виду злым дамам в чепцах, не улыбающимся девицам, сердитым  господам, падким на эпиграммы,  молодым франтам, «заслужившим  известность низостью души» и  многим другим. Александр Сергеевич  также подчеркивает неуместность  некоторых людей, отличавшихся  от «моды образцов» и «необходимых  глупцов»: 

 Тут был в  душистых сединах 

 Старик по-старому  шутивший: 

 Отменно тонко  и умно, 

 Что нынче несколько  смешно. 

................................................... 

 То, как Пушкин  описывает жизнь в своем романе, не может не трогать, не оставлять  каких-то следов в сердце читателя.  

 И хочется вспомнить  слова Бонди: «Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источни, рассказывающий о нравах и жизни того времени. Читая его, кажется сначала, что автор ничего не хотел этим доказать, никакой ясной, конкретной идеи или морали в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, разворачивает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества – словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно. 

 Но если внимательно  всмотреться в эту жизнь, которую  рисует Пушкин в романе, вдуматься  в ту правду, которую он нам  показывает, то поневоле читатель  должен прийти к определенным  выводам: неправильно, нехорошо  устроена та жизнь, которую  так широко и богато развернул  перед нами Пушкин! Счастливыми  могут быть в ней только  самодовольные пошляки, обыватели,  посредственности, люди, стоящие на  невысоком моральном и умственном  уровне». Но сам Онегин –  это шаг к будущему для этого  общества, именно поэтому он является  истинным героем своего времени.  Очень красочно выразился Ю.  Лотман: «Образ света получал  двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, Поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора «Евгения Онегина» — он сохраняет безусловную ценность.

А общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного  большинства или лучших представителей света». 

ПЕЧОРИН И ТРАГЕДИЯ ЕГО ПОКОЛЕНИЯ 

 Тема общества  никогда не оставляла умы прекрасных  писателей, и вот уже М. Ю.  Лермонтов ярко отразил судьбу  поколения 30х годов в своём  романе. Реалистически рисуя своего  героя со всеми его противоречиями  и пороками, писатель в то же  время показывает в нем и  все задатки подлинно героической  личности. 

 В. Г. Белинский,  в своей статье «Герой Нашего  Времени» обратил внимание на  то, что Печорина, во многом напоминающего  Евгения Онегина, можно считать  его «младшим братом». И правда, ведь именно роман Пушкина  в стихах дал почву для «Героя...».  Но подчеркивая несомненное сходство  героев двух великих поэтов, Белинский  говорил, что «различие их гораздо  меньше, чем расстояние между  Онегою и Печорою». 

 Печорина также  многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер  своего героя, Лермонтов помещает  его в самые различные социальные  сферы, сталкивает с самыми  разнообразными людьми. 

 Итак, четко можно  отметить, что Григорий Печорин  и окружающее его общество  – неразрывны. Ведь главный герой  – «это портрет, составленный  из пороков всего нашего поколения,  в полном их развитии». Но  все же, Лермонтов рисует «личность  в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими  обстоятельствами и в то же  время в противодействии им  – таков особый, двусторонний  подход автора к проблеме», - говорит  Удодов в своей статье. 

 Интересна и  точка зрения Герцена, для которого  и Онегин, и Печорин являют  собой образ «лишних» людей,  и «лишними» становятся потому, что в своем развитии идут  дальше большинства. Вместе с  тем, появление такого персонажа  в русской литературе, как Печорин,  обреченный жить «в стране  рабов, стране господ», знаменует  новый этап в развитии русского  общества. В нем, в этом обобщенном  характере тогдашних людей светской  элиты, запечатлен, по словам Удодова  «процесс огромной исторической  важности – интенсивного развития  общества и личного самосознания  в России 30-хх гг., когда невозможность  прямого общественного действия  способствовала самоуглублению  личности.» 

 В трагичности  некоторых ключевых моментов  романа, как мне кажется, виноват  общественный строй. Например, в  «Бэле», на мой взгляд, именно  общество сыграло немаловажную  роль в смерти девушки: так  как в романе нет ни идеализации  людей, и все пороки видны  без прикрас, ни надежды на  возможность «исцеления» Печорина, испорченного цивилизацией, путем  приобщения его к естественному  состоянию через любовь к «дикарке», - напротив, ее любовь оказывается  «немногим лучше любви знатной  барыни; невежество и простосердечие  одной так же надоедают, как  и кокетство другой» - все это  неминуемо приводит к гибели  Бэлы от того, что изначально  ложные чувства Печорина вовсе  охладели. И как мне кажется,  если бы не Казбич, то Бэла  все равно бы не смогла жить  дальше – радостно или хотя  бы спокойно. 

 Так же и  на отношении Печорина к Максиму  Максимычу виден наложенный обществом отпечаток. Максим Максимыч - «истинно русский человек», он простодушен и не всегда духовно возвышен, но эта его простота манит к себе читателя. В нем нет чопорности, манер, присущих человеку светского общества, он так рад встретить Печорина и готов «броситься ему на шею», но нет: Григорий лишь подает ему руку, всем видом показывая свое холодное отношение к штабс-капитану. Печорин в этот момент – воплощение светского пренебрежения к людям, его двуличности, лживости, и это отчетливо видно на протяжении того диалога. Он – эгоист: «Какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?» 

 «Исходя не  из бытующей морали, а из своих  представлений, - говорит Удодов, - Печорин  нередко преступает грань, разделяющую  добро и зло, так как, по  его убеждению, в современном  обществе они давно утратили  свою определенность. Это «смешение»  добра и зла придает Печорину  черты демонизма, особенно в  отношениях с женщинами. Давно  поняв призрачность счастья в  обществе «всеобщего неблагополучия»,  отказываясь от него сам, Печорин  не останавливается перед тем,  чтобы разрушить счастье сталкивающихся  с ним людей». Григорий Александрович  открыто формулирует свое жизненное  кредо: «Я смотрю на страдания  к радости других только в  отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные  силы...» На основании этого  правила Печорин развивает целую  теорию счастья: «Быть для кого-нибудь  причиной страданий и радости,  не имея на то никакого положительного  права, - не самая ли это сладкая  пища нашей гордости? А что  такое счастье? Насыщенная гордость.» 

 Можно было  бы еще распространяться на  тему того, сколько Печорин разбил  сердец в «Княжне Мери», как  у него не дрогнула рука  убить на дуэли своего бывшего  друга, и что без влияния  общества того времени здесь  тоже не обошлось, но в этой  части яркая печоринская индивидуальность  и рефлексия перебивает впечатление  от его «пороков». «Во мне  два человека: один живет в  полном смысле этого слова,  другой мыслит и судит его», - философствует он, пытаясь разобраться  в самом себе. В ночь перед  дуэлью с Грушницким он размышляет: «Пробегаю в памяти все мое  прошедшее и спрашиваю себя  невольно: зачем я жил? Для какой  цели я родился? А верно она  существовала, и верно, было мне  назначение высокое, потому что  я чувствую в душе моей силы  необъятные; но я не угадал  этого назначения. Я увлекся приманками  страстей пустых и неблагодарных;  из горнила их я вышел тверд  и холоден, как железо, но утратил  навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». И также в тот момент, когда он скачет за Верой на взмыленной, издыхающей лошади, наверное, впервые можно увидеть героя по-настоящему живым. 

 Все дело в  том, что Печорин – герой  действия, прикованный к чиновническо-дворянской «безгеройной» действительности; поэтому поступки его мелки, кипучая деятельность пуста и бесплодна. Кризис общества того времени дает существенный толчок в развитии индивидуалистической идеологии в русском обществе. Белинский констатировал в 1848 году: «Наш век... это век... разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов (даже умственных)...» Печорин со своим тотальным индивидуализмом в этом отношении фигура эпохальная. Принципиальное отрицание им этики и морали современного общества, как и других его устоев, было не только его личным достоянием. 

 Есть еще одна  особенность в характере Печорин,  которая заставляет во многом  по-новому взглянуть на исповедуемый  им индивидуализм. Одной из  доминирующих внутренних потребностей  героя является его ярко выраженное  влечение к общению с людьми, что уже само по себе противоречит  индивидуалистическим мировоззренческим  установкам. В Печорине поражает  постоянное любопытство к жизни,  к миру, а главное - к людям. 

 Печорин, говорится  в предисловии к роману, - тип  «современного человека», каким  автор «его понимает» и каким  слишком часто встречал. Он - герой  переходного времени, представитель  дворянской молодежи, вступивший  в жизнь после разгрома декабристов.  Отсутствие высоких общественных  идеалов - яркая черта этого  исторического периода. Однако  значение его фигуры значительно  шире. Печорин в своем журнале  неоднократно говорит о своей  противоречивой двойственности. Обычно  эта двойственность рассматривается  как результат полученного Печориным  светского воспитания, губительного  воздействия на него дворянско-аристократической  сферы, переходного характера  его эпохи. 

 Он устал от  светской жизни, избаловавшей  его. Герой страдает от своей  неприкаянности, в отчаянии задает  себе вопрос: «Зачем я жил? Для  какой цели я родился?» Печорин  – типичный герой времени,  лучший представитель свой эпохи,  но плата за это – его  одиночество.

 Печорин характеризует  себя, объясняя, как сформировались  у него дурные свойства: «…такова  была моя участь с самого  детства! Все читали на моем  лице признаки дурных свойств,  которых не было; но их предполагали  – и они родились<...>, я стал  скрытен<...>, я стал злопамятен<...>, я сделался завистлив, я выучился  ненавидеть, я начал обманывать, я сделался нравственным калекой». Он осознает, что прожил жизнь  пустую и бесцельную и не  видит в ней смысла. И этому  виной - влияние воспитания и,  в первую очередь, того самого  общества, поступков, мыслей окружающих  людей.

 «Наш век гнушается  этим лицемерством. Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими; обнажает свои кровавые раны, а не прячет их под нищенскими лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. Он знает, что действительное страдание лучше мнимой радости. <...> Нам скажут, что безнравственно представлять ненаказанным и торжествующим порок: мы против этого и не спорим. Но и в действительности порок торжествует только внешним образом: он в самом себе носит свое наказание и гордою улыбкою только подавляет внутреннее терзание», - говорит великий критик Белинский. 

 А проблемы  общества, между тем, все чаще  поднимаются писателями и критиками.  И Печорин, настоящий герой  того времени, оживший на страницах  романа М.Ю.Лермонтова и в умах  тысяч читателей благодаря бесконечному  творческому гению писателя, очень  важен, просто необходим, со  всеми его достоинствами и  недостатками, ведь именно такие,  как Печорин помогают нам оценить  поведение и мышление общества  тех времен. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Итак, перед нами  два героя, оба представители  своего непростого времени. Критик  В.Г. Белинский не ставил между  ними знака "равно", но и  большой пропасти между ними  не видел. Называя Печорина  Онегиным своего времени, Белинский  отдавал должное непревзойденной  художественности пушкинского образа  и вместе с тем полагал, что  «Печорин выше Онегина по идее»,  хотя, словно приглушая некоторую  категоричность этой оценки, добавлял: «Впрочем, это преимущество принадлежит  нашему времени, а не Лермонтову».

Информация о работе Светское Общество в романах Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой Нашего Времени"