Комедия А. С. Грибоедова “Горе
от ума” явилась новаторским произведением
в русской литературе первой четверти
XIX века. В классической комедии герои
делились на положительных и отрицательных,
количество тех и других было примерно
одинаковым. Положительные герои
превозносились и в результате побеждали,
отрицательные высмеивались и в
конце, соответственно, оказывались
поверженными. У Грибоедова мы находим
совсем другое построение системы персонажей:
герои делятся на представителей
“века нынешнего” и “века минувшего”,
первых несоизмеримо меньше (фактически
один Чацкий). Главный герой нередко
оказывается смешон, а Фамусов, один
из основных представителей “века
минувшего”, предстает перед читателем
заботливым отцом и в принципе
добродушным человеком. Образы, созданные
Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны
для классицистической комедии;
нетрадиционен и конфликт пьесы.
Между Чацким
и Фамусовым разгораются бурные
споры о приемлемости различных
способов для получения повышений
по службе и наград, о значимости
общественного мнения, об образовании.
Это противостояние не двух
людей, а двух мировоззрений,
общественных позиций; Чацкий
и Фамусов — лишь наиболее
яркие их представители. Чацкий
обращается со своими возмущенными
монологами к Софье, Молча-лину,
наконец ко всем гостям на
балу (“В той комнате незначащая
встреча”). Конфликт этот — социальный;
с одной его стороны — Чацкий
и некоторые внесценические персонажи
(брат Скалозуба, князь Федор,
племянник Тугоуховской), с другой
— московское дворянское общество
во главе с Фамусовым. Завязкой
этого внешнего конфликта можно
считать приезд Чацкого в дом
Фамусова, развитием — споры и
монологи героев (“А судьи кто?”,
“Вот то-то, все вы гордецы!”),
нарастающее непонимание и отчужденность.
Кульминация — бал, точнее
признание Чацкого безумным, эта
сцена — апогей неприятия и
непонимания одним “лагерем”
идей и воззрений другого. Неспособное
задуматься и объяснить для
себя поведение Чацкого, фамусовское
общество находит наиболее легкий
способ — признать его безумным.
Развязка — отъезд Чацкого
из Москвы. В целом конфликт
в комедии разрешен, только остается
непонятно, кто же все-таки
победил: Чацкий с новыми идеями,
за которыми, очевидно, будущее, или
дворянское общество, многочисленностью
и тупой убежденностью в своей
правоте вынудившее его бежать.
С исторической точки зрения
такой вариант общественного
конфликта неразрешим: противостояние
старого и нового мирным путем
разрешиться не может. Однако
в комедии отношения конкретных
героев, Чацкого и фамусовского
общества, выяснены до конца: они
глубоко презирают друг друга,
не хотят иметь ничего общего;
конфликт в литературном смысле
разрешим, в общечеловеческом —
нет.
Другой не менее
важный конфликт — личный: по-прежнему
влюбленный Чацкий и изменившаяся
за время его отсутствия, полюбившая
Молчалина Софья. Три года странствий
не охладили чувство Чацкого,
и, вернувшись, он надеется на
взаимность. Однако Софья встречает
его по-светски радушно, а когда
он насмешливо отзывается о
Молчалине, тон ее становится
холодным и оскорбленным. Вероятно,
первое упоминание Чацкого о
Молчалине и есть завязка этого
конфликта, заключающегося в том,
что Софья пытается скрыть
свои отношения с секретарем
отца и одновременно уязвить
Чацкого, а тот в свою очередь
силится разгадать тайну возлюбленной
и вернуть прежнюю Софью, которая
была ему близка. Между тем
Софья, неординарная и нетипичная
для московского общества девушка,
— единственная, кто противостоит
Чацкому в спорах на равных.
Даже Фамусов затыкает уши
и отстреливается общими положениями
своей морали; лишь у Софьи
хватает остроумия и такта,
чтобы отвечать Чацкому четко,
внятно и едко. Их отношения
становятся более и более напряженными,
Софья говорит о своем бывшем
друге: “Не человек — змея!”,
Чацкий теряется в догадках, пока
наконец в кульминационной для
этого конфликта сцене объяснения
Молчалина с Лизой и потом
с Софьей не узнает правду. Известие
о связи Софьи и Молчалина становится
настоящим ударом, которого не может выдержать
влюбленность; Чацкий осознает, что перед
ним — опустившаяся московская барыш-ня,
принявшая для себя “высокий идеал московских
всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга,
из жениных пажей”. Развязка здесь — опять
же отъезд Чацкого. Любовный конфликт,
очевидно, разрешен и одновременно способствует
разрешению конфликта социального: ведь
именно Софья из соображений личной мести
пускает слух о сумасшествии Чацкого и
именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном
ему доме, а затем, разочаровавшись в ней,
своей последней надежде, уезжает.
“Горе от ума”
— комедия, гениальная по типичности
и яркости очерченных в ней
образов, отношений, по жизненности
изображенных социальных противоречий
в русском обществе 20-х годов
XIX века. И. А. Гончаров писал,
что Чацкий — образ собирательный
и появляется каждый раз, когда
грядет смена общественных формаций,
когда возникает конфликт между
старым и новым. Такие проблемы,
как отношения отцов и детей,
мужчины и женщины, новых веяний
и устаревших форм жизни, характерны
для любого общества, в том
числе и современного, поэтому
комедия А. С. Грибоедова и
рассмотренные в ней конфликты
остаются актуальными, волнуя
и современного читателя и
зрителя.