Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:10, курсовая работа
Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957) — один из самых оригинальных писателей и наиболее ярких стилистов русской литературы XX века. Его необычная творческая натура поражала современников новизной художественных форм, глубиной мировоззрения и масшта-бом самовыражения авторского «Я». На протяжении всей своей жизни, он создавал миф о са-мом себе, отражавший различ¬ные стороны его твор¬чес¬ких принципов. Худо¬жествен¬ная де¬я-тель¬ность Ремизова вторгалась не только в различные сферы культуры и искусства, но также и быта . Его новаторские экспериментальные методы и приёмы, никог¬да не те¬ряв¬шие связи с на¬циональ¬ной народной тради¬цией, оказали большое влияние на дальнейшее развитие отечественной литературы .
Введение 2
Глава I. Творческие принципы А. М. Ремизова 5
Глава II. Особенности авторского стиля А. М. Ремизова
в сборнике сказок «Посолонь» 13
Заключение 30
Список использованной литературы 31
И ты, семицветная радуга, бык-корова небесных полей, ты жадно пьёшь речную студёную воду <…>
Пожелайте счастья мне от светлого востока, сколько белых цветов земляники!
Пожелайте счастья мне от синих сумерек запада, сколько алых лепестков диких роз!
Пожелайте счастья мне от ледяного севера, сколько зелёных цветов смородины!
Пожелайте счастья мне от знойного юга, сколько на ниве золотого зерна! <…>
(«Плача», с. 49).
Особенности организации синтаксического уровня тем самым отражают ремизовскую установку на передачу устного характера речи, то есть на восстановление «события высказывания»110. Этому же служит и авторская манера писать текст короткими абзацами. Этот приём имеет своей целью придать каждому из этих абзацев самостоятельность, и следовательно особую смысловую нагрузку. Благодаря «красным строкам» Ремизов придаёт каждому такому предложению очень глубокое эмоционально-экспрессивное значение.
Таким образом, уникальный стиль ритмизованной прозы Ремизова создаётся как на макро-, так и на микро- уровнях построения художественного текста. С помощью особого лексического состава, ритмико-синтаксической конструкции текста, своеобразного композиционного построения, передающие специфическую «певучую» интонацию, Ремизову удаётся создать так называемый «русский лад» — органическое художественное выражение в литературной письменной форме устной народной речи. С помощью этого «лада», с помощью Слова, в его «звуковой и буквенной ипостасях», Ремизов пытается отразить славянскую, «русскую мифологию, — как она в веках сложилась и донесена русским народом в песнях, играх, обрядах и сказках».
«Посолонь» стала одним из первых шагов к воплощению эстетических задач, поставленных перед собой писателем: воссоздавая в художественной форме народный миф, обломки которого обнаруживаются в различных фольклорных жанрах, восстановить некую первоначальную «правду», раскрыть истоки изначальной гармонии, целостности мира, единства человека и природы, возродить живой «народный и национальный дух»111. «Автор идёт по русской земле и встречает не ˝мёртвые души˝, а живых духов земли, воздуха и воды: все эти духи живут на русской земле, говорят по-русски и как-то входят в русскую долю, чаруя и крася закатом, сумерками и зорями»112.
Сама композиция «Посолони» представляет собой поэтическую картину мира — она включает четыре годовых цикла «народного календаря»: «Весна-красна», «Лето красное», «Осень тёмная», «Зима лютая», — отражающих систему мифологических представлений об основах мироустройства и обязательных ритуальных действиях, которые обеспечивают «космический порядок» и гармоничное функционирование всего мироздания, в центре которого находится солнце.
Заглавие произведения — «Посолонь», является ключом к его содержанию, на что указывает сам автор в Примечаниях:
Посолонь — по солнцу, по течению солнца. Церковнославянское слънь (слонъ), слънь-це (слоньце), древнерусское сълънь (солонь), слънь-це (солоньце) — солнце, отсюда посълънь (посолонь) — по солнцу. На Спиридона-поворота (12 декабря) солнце поворачивает на лето (зимний солоноворот) и ходит до Ивана Купала (24 июня), с Ивана Купала поворачивает на зиму (летний солоноворот) <...>
(Примечания, с. 160).
Метафорический образ солнца определяет направление «вектора повествования», его «маршрут» — посолонь. Образ солнца, являясь осью, организующей сложную и многогранную модель пространства-времени художественного мира произведения, связует и обобщает все четыре цикла.
Солнце — сквозной образ, пронизывающий каждый из циклов, может обладать в одном контексте различным толкованием. Так, по замечанию исследователя А. С. Жилякова113, в миниатюре «Красочки» «образ солнца так или иначе связывает Ангела и Беса»:
Сели Ангел и Бес на пригорке в солнышко. Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо <…>
(«Красочки», с. 23).
Однако далее, можно заметить в этом тексте, что солнце становится более близким к бесовой стороне:
Так все цветочки, какие были у Ангела, не могли удержаться и расхохотались.
И стало у Беса многое множество и белых и синих — целый лужок.
Высоко стояло на небе солнышко, играло по лужку зайчиком.
Тут прибежало откуда-то семь бесенят, и ещё семь, и ещё семь, и такую возню подняли <…>
(«Красочки», с. 23);
тогда как дождь и тучи были связаны с Ангелом:
Измятые цветочки уж едва качаются. Попить запросили.
Ангел поднялся с горки, поманил белым крылышком тёмную тучку. Приплыла тёмная тучка, улыбнулась. Пошёл дождик.
Цветочки и попили досыта.
А бесенята тем временем в кусты попрятались. Бесенята дождика не любят <…>
Ангел увидел, что цветочкам довольно водицы, махнул белым крылышком, сказал тучке:
— Будет, тучка, плыви себе <…>
(«Красочки», с. 24–25).
В заключительной же части миниатюры, солнце, напротив, сблизилось с Ангелом и ангелятами:
Поплыла тучка. Показалось солнышко.
Ангелята явились, устроили радугу.
А цветочки хватились за ручки да бегом горелками с горки —
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло…
(«Красочки», с. 25).
Отсюда следует, что солнце, имея универсальное значение, предстаёт как амбивалентный и неоднозначный образ, соединяющий в себе различные противоположные сущности. Солнце в «Посолони» является объединяющим началом двух — светлой и тёмной — сторон народного духа. Образ солнца воплощает в себе «единство живой мифологической природы и человека, принадлежащего русской земле».
Именно в этом единстве для Ремизова заключалась вся «правда», которая была способна возродить в современном ему обществе утраченные духовные ценности и традиции. Именно в «русском мифе», художественно воссозданном в «Посолони» с помощью слова, содержались ответы автора на все вопросы сложной и противоречивой эпохи начала XX века.
Волшебная Россия — земляная — подземная — надземная — была, есть и будет, пока светит солнце над большой русской землёй, и не раз скажется она в слове пока жива человеческая речь и смотрят на мир детские глаза114.
Заключение
Итак, в произведении «Посолонь» Алексей Ремизов, в полной мере смог выразить своё глубоко личное мироощущение. С помощью интерпретированных им фольклорных источников: игр, обрядов, сказок и др., — автор создаёт уникальные со стилистической точки зрения миниатюры, которые представляют собой своеобразные синкретические произведения, объединяющие в себе различные жанровые компоненты. Пронизанные лирико-поэтическим настроением, «сказки» отражают разные, подчас противоположные, стороны народного сознания, они наполнены различными мифологическими образам и мотивами фольклорных поверий При этом с помощью авторских комментариев — Примечаний — создаётся связь традиционного народного творчества, преломлённого в «Посолони» сквозь призму ремизовского «Я», с модернистской культурой начала XX века.
В «Посолони» Ремизову в художественно-литературной форме удалось передать устно-народную, живую речь. Так называемый «русский лад» выражается при помощи: особого лексического состава, состоящего из разговорно-просторечного, народно-поэтического и древнерусского словесных пластов; своеобразного синтаксического строя, который посредством инверсий, повторов, параллельных конструкций, «красных строк» — передаёт «песенный склад» ремизовского языка; а также общее композиционное построение «Посолони»: четыре годовых календарных цикла, связанных единым народным и национальным духом, образным воплощением которого в сказочном мире «Посолони» является солнце. Солнце — сквозной образ, который проходит через всю ткань «посолонного» повествования, определяет его, что подтверждает само название произведения.
Таким образом, Алексей Ремизов в «Посолони» выполняет свою главную художественно-эстетическую установку — он создаёт живописный, выраженный в слове, мир Волшебной русской земли, заключающий в себе истинную общечеловеческую «правду», утратив которую современная ему кризисная эпоха в полной мере ощутила всю трагическую основу жизни.
Список использованной литературы
1 Синявский А. Д. Литературный процесс в России / А. Д. Синявский. — М., 2003. — С. 299–313.
2 Слобин, Грета Н. Проза Ремизова 1900–1921 / Грета Н. Слобин. Пер. с англ. Г. А. Крылова. — СПб., 1997.
3 Ильин И. А. О тьме и
4 Блищ Н. Л. Автобиографическая проза
А. М. Ремизова (проблема мифотворчества)
/ Н. Л. Блищ. — Минск, 2002; Чуйкова. О. А. Мифологический аспект
прозы А. Ремизова 1900–1910 гг. / О. А, Чуйкова.
— М., 2001;
Артемьева О. В. Мифопоэтика прозы
А. М. Ремизова : Автореф. дис. на соиск. учен.
степ. канд. филол. наук / О. В. Артемьева.
— М. 1999.
5 Дорожкина В. Ю. Принципы сказового изложения в произведениях А. Ремизова : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / В. Ю. Дорожкина. — СПб., 1996. Карпов И. П. Авторология русской литературы : И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов / И. П. Карпов. — Йошкар-Ола, 2003.
6 Грачёва А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура / А. М. Грачёва. — СПб., 2000.
7 Грачёва А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910–1950-е годы) / А. М. Грачёва. — СПб., 2010.
8 Завгородняя Г. Ю. Алексей Ремизов : Стиль сказочной прозы : монография / Г. Завгородняя. — Ярославль, 2004.
9 Михайлов А. И. Сказочная Русь Алексея Ремизова // Русская литература : историко-литературный журнал. — СПб., 1995. — №4. — С. 50–67.
10 Обатнина Е. Р. Алексей
11 Алексей Ремизов : исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачёва. — М, 1994. Алексей Ремизов : исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачёва и А. Д’Амелия. — Салерно, 2003.
12 Блищ Н. Л. Автобиографическая проза А. М. Ремизова (проблема мифотворчества) / Н. Л. Блищ. — Минск, 2002. — С. 9.
13 Жиляков А. С. Жанровое своеобразие
литературной сказки рубежа XIX–XX веков («
14 Обатнина Е. Р. Алексей
15 Блищ Н. Л. Автобиографическая проза А. М. Ремизова (проблема мифотворчества) / Н. Л. Блищ. — Минск, 2002. — С. 9.
16 Михайлов А. И. Сказочная Русь Алексея Ремизова // Русская литература : историко литературный журнал. — СПб., 1995. — №4. — С. 52.
17 Слобин, Г. Н. Проза Ремизова 1900–1921 / Грета Н. Слобин. Пер. с англ. Г. А. Крылова. — СПб., 1997. — С. 37.
18 Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М., 1971. — Т. 6. — С. 831–841.
19 Слобин, Г. Н. Проза Ремизова 1900–1921 / Грета Н. Слобин. Пер. с англ. Г. А. Крылова. — СПб., 1997. — С. 7.
20 Обатнина Е. Р. Алексей
21 Завгородняя Г. Ю. Алексей Ремизов : Стиль сказочной прозы : монография / Г. Завгородняя. — Ярославль, 2004. — С. 6.
22 Жиляков А. С. Жанровое своеобразие
литературной сказки рубежа XIX–XX веков
(«Посолонь» А. М. Ремизова, «Пак с волшебных
холмов» Р. Киплинга) : Автореф. дис. на соиск.
учен. степ. канд. филол. наук / А. С. Жиляков.
— Томск, 2008. — С. 9.
Блищ Н. Л. Автобиографическая проза
А. М. Ремизова (проблема мифотворчества)
/ Н. Л. Блищ. — Минск, 2002. — С. 9–14.
23 Обатнина Е. Р. Алексей
24 Завгородняя Г. Ю. Алексей Ремизов : Стиль сказочной прозы : монография / Г. Завгородняя. — Ярославль, 2004. — С. 9.
25 Ильин И. А. О тьме и
26 Цит. по: Марков В. Ф. Неизвестный писатель Ремизов / В. Ф. Марков // О свободе в поэзии : Статьи, эссе, разное. — СПб., 1994. — С. 234.
27
Цит. по: Обатнина Е. Р. Алексей
28 Гунн Г. П. Очарованная Русь / Г. П. Гунн. — М., 1990. — С. 254.
29 Ильин И. А. О тьме и
30 Волошин М. А. Алексей Ремизов. «Посолонь» / М. А. Волошин // Волошин М. А. Лики творчества. — Л., 1989. — С. 509.
31
Цит. по: Гунн Г. П. Очарованная
32 Ильин И. А. О тьме и
33 Обатнина Е. Р. Алексей
34 Ильин И. А. О тьме и
35 Обатнина Е. Р. Полемический диалог А. Ремизова и И. Ильина / Е. Р. Обатнина // Алексей Ремизов : исследования и материалы. — Салерно, 2003. — С. 196.
36 Там же. С. 126.
37 Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М., 1967–1971. — Т. 4. — С 876–881.
38 Обатнина Е. Р. Алексей
39 Обатнина Е. Р. Алексей
40 Ильин И. А. О тьме и
Информация о работе Своеобразие стиля А. М. Ремизова в произведении ˝Посолонь˝