Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Творчество известного американского писателя Джека Лондона разнообразно: это и романы, и повести, и рассказы. Ранние произведения Лондона — это так называемые северные рассказы, которые не только принесли известность писателю, но и вошли в золотой фонд американской и мировой литературы. Северные рассказы рисуют яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. В его произведениях выступают множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги.
Введение 3
Джек Лондон (1876 — 1916 гг.) 4
Пора Клондайка 4
Проблематика северных рассказов Джека Лондона 5
Борьба с природой 5
Закон Севера 6
Благотворное воздействие Севера 7
Конфликт Севера и буржуазной цивилизации 7
Воля к жизни 10
Проблема алчности 11
Проблема азарта 12
Проблема товарищества 12
Религия 13
Проблема ответственности за других 14
Герои северных рассказов Джека Лондона 15
Герои-мужчины 15
Героини 18
Заключение 21
Примечание 22
Список использованной литературы 23
Оглавление
Введение 3
Джек Лондон (1876 — 1916 гг.) 4
Пора Клондайка 4
Проблематика северных рассказов Джека Лондона 5
Борьба с природой 5
Закон Севера 6
Благотворное воздействие Севера 7
Конфликт Севера и буржуазной цивилизации 7
Воля к жизни 10
Проблема алчности 11
Проблема азарта 12
Проблема товарищества 12
Религия 13
Проблема ответственности за других 14
Герои северных рассказов Джека Лондона 15
Герои-мужчины 15
Героини 18
Заключение 21
Примечание 22
Список использованной литературы 23
Творчество известного американского писателя Джека Лондона разнообразно: это и романы, и повести, и рассказы. Ранние произведения Лондона — это так называемые северные рассказы, которые не только принесли известность писателю, но и вошли в золотой фонд американской и мировой литературы.
Первый северный рассказ Джека Лондона «За тех, кто в пути» печатается в январском номере журнала "Overland Monthly " за 1899 г.; второй рассказ, "Белое безмолвие" — в февральском номере журнала. В течение 1899 г. рассказы и очерки писателя появляются в нескольких журналах и газетах не только на Западе, но и на Востоке страны. Известный своими высокими литературными требованиями бостонский журнал «Atlantic Monthly» («Атлантический ежемесячник") принимает к печати рассказ "Северная Одиссея", увидевший свет в январе 1900 г. В этом же году бостонское издательство "Houghton Mifflin " выпускает сборник "Сын Волка", объединивший девять рассказов северного цикла. За ним последовал сборник «Бог его отцов» (ньюйорское издательство "McClure, Phillips&Co", 1901). Затем писатель заключает контракт с ньюйорским издательством «Macmillan», которое выпускает сборники «Дети мороза»(1902), «Мужская верность»(1904), «Любовь к жизни»(1907), «Потерявший лицо»(1910), «Смок Беллью»(1912).
Когда
первые северные рассказы Лондона стали
появляться в печати, читателей поразила
их новизна, необычность выраженного
в них художественного
Северные рассказы рисуют яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. В его произведениях выступают множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. По своему содержанию рассказы отличаются большим разнообразием. Одни из них посвящены человеческому героизму, другие — человеческой жестокости. Они говорят о борьбе с природой, страсти к золоту, любви к жизни, вере в человека.
Американский писатель Джек Лондон родился 12 января 1876 г. в Сан-Франциско. После рождения мальчику было дано имя Джон Чейни. Когда Джону Чейни было около восьми месяцев, его мать вышла замуж и у будущего писателя появилось новое имя — Джон Гриффит Лондон.
Поступив на службу матросом, Джон отправился в первое морское путешествие к берегам Японии. В 1894 г. Лондон участвовал в походе армии безработных на Вашингтон; затем скитался по США и Канаде, сидел в тюрьме за бродяжничество, подвергался арестам за социалистическую деятельность.
В 1896 г. Лондон поступил в Калифорнийский университет, но ушел из-за невозможности платить за обучение и отправился на Аляску, захваченный «золотой лихорадкой». В Сан-Франциско вернулся в 1898 г., испытав на себе все прелести северной зимы.
За свою первую литературную работу, очерк "Тайфун у берегов Японии", Джек Лондон получил первую премию еще в 1893 г., а серьезно заниматься литературой Лондон стал в 23 года, после возвращения с Аляски. В 1900 г. была издана его первая книга — сборник рассказов "Сын волка".
В короткую 40-летнюю жизнь писателя вместились занятия сельским хозяйством на ранчо в Калифорнии; работа в качестве корреспондента во время русско-японской войны, сан-францисского землетрясения 1906 г. и мексиканской революции; чтение лекций в Гарвардском и Йельском университетах; постройка парусной яхты "Снарк" и попытка обогнуть на ней земной шар; несколько тяжелых болезней (от цинги до тропической лихорадки) и две женитьбы.
Последние годы жизни писатель страдал от алкоголизма. 22 ноября 1916 г. Лондон умер в Глен-Эллене (штат Калифорния) от смертельной дозы морфия, которую он принял или с целью умерить боль, вызванную уремией, или сознательно, желая покончить собой.
Джек Лондон является автором более 200 рассказов, около 400 публицистических произведений, 20 романов, 3 пьес.
Джек Лондон прибыл туда в самом начале августа 1897 года. Золотоискатели, нахлынувшие на Аляску, устраивались зимовать кто как мог. Зима настигла Лондона у слияния Юкона и реки Стюарт. Там он провел долгих полгода, глубоко восприняв поэзию и правду Севера, и навсегда проникся его суровой красотой.
Золота он не нашел, но именно тогда он встретил героев своих будущих рассказов. Борис Полевой так говорит о результатах его поездки: «Джек Лондон, преодолев все трудности, расплатившись за свое путешествие жестокой цингой, не нашел ни крупинки золота, зато в голове, в памяти своей он увозил то, что было куда дороже желтого металла, за который на его глазах погибло столько людей. Он вез глубокое знание жизни. Он вез целые россыпи человеческих характеров, раскрывшихся перед ним в этом беспримерном походе за богатством. Он вез удивительные сюжеты, которые подглядел в жизни и услышал в часы бесконечной полярной ночи. Его острая память сохранила встречи, беседы, картины северной природы, случаи торжества и поражений человека в борьбе за жизнь. Но главное, год, проведенный на Севере, укрепил в нем веру в Человека, веру в товарищество, в дружбу, научил его показывать те поразительные высоты, на которые способен подняться человек в борьбе с силами природы и жестокостью социальных условий.»
Так родились рассказы, которые позднее принесли Лондону широкую известность. Впечатления этой зимы питали его творчество долгие годы — вплоть до "Смока Беллью", вышедшего за четыре года до смерти Лондона.
В его рассказах — отражение
тех реальных условий, в
Одной из ведущих тем рассказов Лондона является тема борьбы с природой. Волевые, активные герои Лондона стойко переносят холод, голод, борются со стихийными бедствиями. Огромные трудности приходится преодолеть Ситке Чарли, чтобы добраться до морского побережья («Сила женщины»). От истощения гибнут его спутники. У Ситки Чарли обморожено лицо, от слабости кружится голова, но он неуклонно идет вперед. Героический подвиг совершают и путники в «Мудрости снежной тропы»: они побеждают ледяную пустыню.
Поединок человека с природой и его победа над ней являются содержанием таких рассказов, как «Поручение», «Тайна женской души» и многих других. Но не всегда люди выходят победителями из единоборства с природой. Трагически погибает Мэйсон, задавленный сосной («Белое безмолвие»). Страшная участь постигает путников, застигнутых ледоходом на острове («У конца радуги»).
Враждебность или, в лучшем случае, равнодушие природы для писателя — повод для мыслей о бренности человека, об иллюзорности его материальных целей. «Всего сильнее, всего сокрушительнее — Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством и человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью, — перед богом, перед всем миром, а вместе со страхом — надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию — тщетное стремление плененной материи; вот тогда-то человек остается наедине с богом» .
Север необычайно обострил внимание Лондона к биологической стороне жизни. Это вообще было в духе времени. Считалось, что отношения между людьми, поколениями, расами, народами подчинены "закону жизни": побеждают молодые, сильные, лучше приспособленные. А каждодневный контакт с Севером заставлял проникнуться уважением к его законам, воздействовал на склад личности. «Север есть Север, — писал Лондон, — и человеческие сердца подчиняются здесь странным законам, которых люди, не путешествовавшие в далеких краях, никогда не поймут»
Страшная участь постигает путника в рассказе «Костер». «Он был чечако, новичок в этой стране и проводил здесь первую зиму» В такую лютую стужу, когда замерзает все живое и единственным спасением является костер, он не должен был пускаться в дорогу. Незнание природы Севера, забвение данных ему советов и собственная самоуверенность обрекают его на мучительную смерть.
Не всякий человек выходит победителем из борьбы с Севером. Из-за глупой случайности страшно искалечен Мэйсон, и его друг Мэйлмют Кид прекращает его нечеловеческие страдания выстрелом в упор ("Белое безмолвие"). Не выдержав одиночества и трудностей жизни на Севере, убивают друг друга Картер Уэзерби и Перси Катферт ("В далеком краю"), Ситка Чарли расправляется со своими спутниками индейцами Ка-Чутке и Гоухи, которые нарушили закон Севера — взяли себе по горстке муки втайне от товарищей и отказали в помощи больному ("Мудрость снежной тропы").
Закон Севера, так же, как и закон жизни, неумолим и жесток. Можно привести в пример рассказ «Закон жизни». Это рассказ о старом вожде, которого племя оставило умирать у костра, потому что голод заставлял индейцев спешить в богатые дичью края, а больной старик стал обузой. Коскуш знает, что таков закон жизни: "Природа безучастна. Она поставила жизни одну задачу, дала один закон. Задача жизни — продолжение рода, закон ее — смерть" И Коскуш почти не сопротивляется, когда вокруг его гаснущего костра начинает сжиматься волчье кольцо.
Несмотря на суровость и неумолимость природы северного края, Север положительно влияет на людей, закаляет их дух, делает сильнее. Мысль о благотворном воздействии Севера весьма настойчиво звучит в сборнике «Смок Беллью». Изнеженный, избалованный Смок Беллью приезжает на Аляску и перерождается. Север создает из него нового человека, мужественного, смелого, а новая страна становится для него второй родиной.
Показательна история Нийла Боннера из рассказа «Джис-Ук». Попав в северную глушь и проведя там пять лет, Боннер очищается от всего пошлого и поверхностного. Север отучает его от лени, прививает любовь к труду: «Его новая философия была проста: честная жизнь ведет к спасению; исполненный долг — оправдание жизни» Боннер тоже становится совершенно другим человеком.
Одна из ведущих тем северных рассказов Джека Лондона — это тема противопоставления «закона жизни» и буржуазной цивилизации. Цивилизации абсолютно невозможно "поладить" с Белым Безмолвием: как постоянно подчеркивает писатель, оно — это совершенно другой мир, в котором привычная "белому человеку" система ценностей просто не действует. Капиталистическому обществу с его собственнической моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но свободнее, где людям легче дышать.
Лондон с большим сочувствием относится к аборигенам. Куприн говорил в своих заметках: «Вся душа и все сердце Лондона на стороне этих вымирающих дикарей — гостеприимных, кротких, воинственных, терпеливо переносящих всякую боль, верных в дружбе, но не стесняющихся съесть труп своего отца».
Индейцы в его рассказах — положительные герои, не уступающие своими качествами белым. Во многих рассказах писатель развертывает тему трагической судьбы индейцев, подвергшихся массовому уничтожению, говорит о том, как за какой-нибудь десяток лет почти вымерли многочисленные племена . Можно привести в пример рассказ "Киш, сын Киша", повествующий о том, как варварски разрушаются миссионерами древние индейские традиции, как вторгаются непрошеные гости в жизнь народа и становятся причиной трагедий. Сострадания и душевности полон рассказ "Светлокожая Ли Ван", в котором полукровку Ли Ван писатель противопоставляет черствосердечным белым женщинам. Автор глубоко проникает в душу человека, осознающего свое кровное родство с белыми, но отвергаемого ими.
Сопротивление индейцев насильственному внедрению чуждых им идеалов, на первый взгляд, соответствующее общепринятому в обществе того времени представлению об индейцах как «кровожадных дикарях», интерпретируется писателем как ответная реакция свободолюбивых и независимых людей, выступающих на защиту собственного уклада жизни, своих законов и верований. В рассказе «Потерявший лицо» Лондон объясняет жестокость индейцев агрессивностью белых. Устами своего героя, Субьенкова, вспоминающего свой путь в Америку, автор высказывает мысль о том, что любая власть враждебна человеку; завоевание новых пространств неизбежно сопровождается кровопролитием, и в этом процессе едины все национальности.
В рассказе «Сын Волка» Лондон представил неизбежный и необратимый характер прихода белых людей в мир индейцев. Противостояние Бирюка Маккензи, «пионера, осваивателя земель» и индейцев – это противостояние двух рас. Индейцы видят в ситуации угрозу своему будущему: «…Волк не пара Ворону» Оперируя традиционными образами индейской мифологии, Лондон демонстрирует хорошее её знание, мастерство в создании особого внутреннего поэтического пространства, передавая атмосферу самобытной жизни индейского племени. «Ворон» и «Волк» в данном контексте воспринимаются как метафоры, раскрывающие суть возникающего на территории Севера конфликта. Ворон для многих индейских племен символизирует мудрость, является прародителем индейских родов; волк в мифологии большинства народов Европы, в библейской мифологии – символ хищника, свирепого врага, лжепророк В рассказе в интерпретации шамана ворон — «воплощение мирного созидательного начала», волк — воплощение начала воинственного и разрушительного». Свою связь с родом ощущают и Маккензи (в этом его сила), и индейцы, скорбящие об утрате традиций отцов. Мысль о необходимости следовать закону жизни рода, верности идеалам отцов как условии силы рода, выживания прослеживается во многих рассказах писателя индейской тематики. Лондон, безусловно, на стороне аборигенов Севера: его критическое отношение к внешним «благам» цивилизации очевидно. Но не менее очевидна его уверенность в необратимости поступательного хода истории.