Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:42, доклад
Л. Н. Толстой в этом смысле тоже не является исключением. В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Нико-линька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света.
Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Тема отцов
и детей, а также смены поколений
является традиционной для русской
литературы: Тургенев — "Отцы и дети",
Чехов — "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин
— "Господа Головлевы", Гончаров
— "Обыкновенная история".
Л. Н. Толстой в этом смысле тоже не является
исключением. В Центре романа "Война
и мир" три семьи: Курагины, Ростовы,
Болконские Семья Болконских описана
с несомненной симпатией. В ней показаны
три поколения: старший князь Николай
Андреевич, его дети Андрей и Марья, его
внук Нико-линька. Из поколения в поколение
передаются в этой семье все лучшие душевные
качества и черты характера: патриотизм,
близость к народу, чувство долга, благородство
души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные.
Каждый из членов семьи постоянно чем-то
занят, в них нет ни капли лености и праздности,
которые характерны для семей высшего
света. Старый князь Болконский, считающий,
что на свете "есть только две добродетели
— деятельность и ум", неутомимо старается
следовать своему убеждению. Сам он, честный
и образованный человек, хочет развить
в дочери обе добродетели, давая ей уроки
алгебры и геометрии и распределяя ее
жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда
не бездействовал: то писал мемуары, то
работал на станке или в саду, то занимался
с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим
эту черту, доставшуюся ему от отца: он
— ищущая и деятельная натура, занимается
общественной работой со Сперанским, облегчает
быт крестьян в своем имении и постоянно
ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась
людям, Родине. Болконские — истинные
патриоты. У князя Андрея любовь к Родине
и интерес к жизни слиты воедино, он не
разделяет эти два чувства и хочет совершить
подвиг во имя России. Старый князь, узнав
о походе Наполеона на Москву, хочет хоть
чем-нибудь помочь Родине, он становится
главнокомандующим ополчения и отдается
этому всей душой. Мысль о покровительстве
генерала Рамо "приводила княжну Марью
в ужас, заставляя ее" содрогнуться,
краснеть и чувствовать еще не испытанное
чувство злобы и гордости". Она твердила
себе: "Поскорее уехать! Ехап/скорее!"
Всеми поступками Болконского руководит
чувство долга, которое в нем развито очень
сильно. Князь Николай Андреевич мог не
принимать должность главнокомандующего,
он был стар, но не счел себя вправе отказаться
в такое время, и эта вновь открывающаяся
ему деятельность возбудила и укрепила
его.
Князь Андрей уходит воевать, понимая,
что он должен быть там, где он нужен Родине,
тогда как мог остаться при особе государя.
Описывая свои* любимых героев, Толстой
подчеркивал их близость к народу. Есть
эта черта характера и у всех членов семьи
Болконских. Старый князь очень хорошо
вел хозяйство и не притеснял крестьян.
Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам".
Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам,
"ей странно было думать..., что могли
богатые не помочь бедным". А князь Андрей
на войне заботится о солдатах и офицерах
своего полка. Он был ласков с ними, в ответ
на это "в полку его называли наш князь,
им гордились и его любили". Третье поколение
Болконских — Николинька, сын Андрея;
маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге
романа, но уже тогда он внимательно слушает
Пьера, в чем происходит какая-то особая,
независимая, сложная и сильная работа
чувства и мысли. Он очень любит отца и
Пьера и, убедившись, что отец одобрил
бы революционные взгляды Безухова, говорит
себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже
он был доволен..."
Семья Ростовых также представлена в романе
широко, всеобъемлюще. Например, курьезный
и нелепый случай с медведем и квартальным
вызывает у графа Ростова добродушный
смех, у других — любопытство, а Марья
Дмитриевна с материнской ноткой грозно
журит бедного Пьера: "Хорош, нечего
сказать! Хорош мальчик! Отец на одр^ лежит,
а он забавляется, квартального на медведя
верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно!
Лучше бы на войну шел". Ох, побольше
бы таких грозных наставлений Пьеру, может
быть, и не было бы непростительных ошибок
в его жизни.
Интересен и сам образ тетушки - графини
Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила
по-русски, не признавая светских условностей;
надо заметить, что французская речь в
доме Ростовых звучит гораздо реже, чем
в петербургской гостиной (или почти не
звучит). И то, как почтительно все встали
перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд
вежливости перед "никому не нужной
тетушкой" Шерер, а естественное желание
выразить уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих
в согласии с движениями души. А каково
же младшее? Всех представил здесь Толстой:
Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу
Соню, друга Бориса, не обошел вниманием
и будущего мужа Веры — Берга.
"Старшая, Вера, была хороша, была неглупа,
училась прекрасно... голос у нее был приятный..."
вера слишком "умна" для этого семейства,
но ум ее обнаруживает свою ущербность,
когда соприкасается с эмоционально-душевной
стихией этого дома. От нее веет холодом
и непомерным высокомерием, недаром она
станет женой Берга — именно ему она под
стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно
и учтиво" размышлял Берг о преимуществе
пехоты против кавалерии, не замечая ни
насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне
серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба,
мечтал о вакансиях, полученных за счет
убитых на войне. "Ну, батюшка, вы и в
пехоте, и в кавалерии везде пойдете в
ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин,
трепля его по плечу". Берг и Вера, увы,
несут в себе шаблоны салонной противоестественной
жизни. Они не имеют собственной жизненной
программы, довольствуются заимствованной
на стороне. В романе есть лица раздражающие,
есть персонажи, которые вызывают восхищение
или ненависть, любовь, и среди них Николай
Ростов — самый задушевный герой романа.
Какой чудный детский мир в доме Ростовых:
жизнь чище и разговоры веселее. Студент
Николай Ростов — невысокий курчавый
молодой человек с открытым выражением
лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском
Павлодарском полку. Сложный мир воинских
взаимоотношений Николай выстраивает
при помощи трех главных для него оснований:
честь, достоинство и верность присяге.
Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное
положение, в котором он оказывается из-за
поступка Телятина, удивляет даже бывалых
однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр
увещевает Ростова: "Спросите у Денисова,
похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер
требовал удовлетворения у полкового
командира?" Молодой Ростов уверен,
что честь полка во внутренней иерархии
ценностей выше и дороже чести личной.
"Я виноват, кругом виноват!" — восклицает
он, когда осознает это. На наших глазах
происходит мужание характера. Порывистый,
чистый юноша превращается в защитника
отечества, связанного с товарищами по
оружию корпоративным понятием чести.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир"
— одно из самых густонаселенных произведений,
известных мировой литературе. Каждое
событие повествования притягивает к
себе, подобно магниту, множество имен,
судеб и лиц, огромное количество исторических
персонажей,-* десятки героев, созданных
творческой фантазией автора. Вслед за
Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого
существования и вместе с ним разглядываем
живые существа, которые в нем действуют.
Это очень сложная, разнообразная, уходящая
в бесконечный мир идей реальность.
Информация о работе Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"