Серебряный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Серебряный век (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями. Литература этого периода явление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу, расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу.

Вложенные файлы: 1 файл

сербряный век 1.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

 

Ñåðåáðÿíûé âåê (òåðìèí âïåðâûå ïðåäëîæåí ôèëîñîôîì Íèêîëàåì Àëåêñàíäðîâè÷åì Áåðäÿåâûì) - ýòî ïåðèîä êîíöà XIX - íà÷àëà ÕÕ âåêà, âðåìÿ ðàñöâåòà ïîýçèè, ïðåäñòàâëåííîé ðàçíûìè íàïðàâëåíèÿìè è ëèòåðàòóðíûìè òå÷åíèÿìè. Ëèòåðàòóðà ýòîãî ïåðèîäà ÿâëåíèå íåîäíîðîäíîå, ÿðêîå è ðàçíîîáðàçíîå.  íåì ðóññêàÿ ïîýçèÿ ïðîøëà áîëüøîé ïóòü â î÷åíü ñæàòûå ñðîêè. Òåîðèè è äîêòðèíû ðàçëè÷íûõ ãðóïï, øêîëû, òå÷åíèÿ çà÷àñòóþ ïðîòèâîðå÷èëè äðóã äðóãó, ðàñõîäÿñü ñ æèâûì òâîð÷åñêèì ìàñòåðñòâîì. Îäíî òîëüêî ïåðå÷èñëåíèå èìåí, êàæäîå èç êîòîðûõ ñîñòàâëÿåò ÷åñòü è ãîðäîñòü îòå÷åñòâåííîé ñëîâåñíîñòè, ìîæåò çàíÿòü íå îäíó ñòðàíèöó. Êðîìå Ñîëîâüåâà ýòî Áðþñîâ è Àííåí-ñêèé, Âÿ÷. Èâàíîâ è Äì. Ìåðåæêîâñêèé, Áëîê è Ãóìèëåâ, Îñèï Ìàíäåëüøòàì è Àííà Àõìàòîâà, Áóíèí è Âîëîøèí, Ñåðãåé Åñåíèí, Ìàðèíà Öâåòàåâà, Ïàñòåðíàê, Ìàÿêîâñêèé, Õëåáíèêîâ è òàê ïî÷òè äî áåñêîíå÷íîñòè, äî íåâíÿòíîãî áîðìîòàíèÿ Àëåêñåÿ Êðó÷åíûõ, äî êóáîôóòóðèñòîâ Áóðäþêîâ. Êàæåòñÿ, âñå òî, ÷òî ìîãëî ñëó÷èòüñÿ â ïîýçèè, ÷òî â íåé ìîãëî ïðîèçîéòè, - âñå óæå ïðîèçîøëî è ñëó÷èëîñü â ñåðåáðÿíîì âåêå. Òåñíî áûëî íà ïîýòè÷åñêîì Ïàðíàñå. Ìûñëèëè íà áàøíå Âÿ÷åñëàâà Èâàíîâà ñèìâîëèñòû: ×òî ëèñò óïàâøèé - äàð ÷åðâîííûé; ×òî âçãëÿä îêðåñò - áàãðÿíûé ñòèõ... À íàä ïàð÷îþ ïîõîðîííîé Òàê îáëèê ñìåðòè ÿñíî-òèõ.

Àêìåèçì-(îò ãðå÷. Akme — âûñøàÿ ñòåïåíü ÷åãî-ëèáî, ðàñöâåò, çðåëîñòü, âåðøèíà, îñòðè¸) — îäíî èç ìîäåðíèñòñêèõ òå÷åíèé â ðóññêîé ïîýçèè 1910-õ ãîäîâ, ñôîðìèðîâàâøååñÿ êàê ðåàêöèÿ íà êðàéíîñòè ñèìâîëèçìà

Ìîäåðíèçì (îò ôðàíö. "íîâåéøèé", "ñîâðåìåííûé") - ëèòåðàòóðíîå íàïðàâëåíèå, ïðîòèâîïîñòàâëåííîå ðåàëèçìó, îòðèöàþùåå ñîöèàëüíûå öåííîñòè. Öåëü ìîäåðíèçìà - ñîçäàíèå ïîýòè÷åñêîé êóëüòóðû, ýñòåòè÷åñêîãî èäåàëà, äóõîâíîå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ÷åëîâåêà

Ñèìâîëèçì - òå÷åíèå ìîäåðíèçìà, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíû "òðè ãëàâíûõ ýëåìåíòà íîâîãî èñêóññòâà: ìèñòè÷åñêîå ñîäåðæàíèå, ñèìâîëû è ðàñøèðåíèå õóäîæåñòâåííîé âïå÷àòëèòåëüíîñòè..." , "íîâîå ñî÷åòàíèå ìûñëåé, êðàñîê è çâóêîâ"; îñíîâíûì ïðèíöèïîì ñèìâîëèçìà ÿâëÿåòñÿ õóäîæåñòâåííîå âûðàæåíèå ïîñðåäñòâîì ñèìâîëàñóùíîñòè ïðåäìåòîâ è èäåé, íàõîäÿùèõñÿ çà ïðåäåëàìè ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ.

  • Õðîíîëîãè÷åñêèå ðàìêè

«Ñåðåáðÿíûé âåê» ïðîòåêàë ñ 1880 äî 1920 ãîäîâ. Âîïðîñ î õðîíîëîãè÷åñêèõ ðàìêàõ ýòîãî ÿâëåíèÿ îñòà¸òñÿ ñïîðíûì.

  • Öâåòàåâà, Ìàðèíà Èâàíîâíà

(26 ñåíòÿáðÿ (8 îêòÿáðÿ) 1892, Ìîñêâà — 31 àâãóñòà 1941, Åëàáóãà). Ðóññêàÿ ïîýòåññà, ïðîçàèê, ïåðåâîä÷èê, îäíà èç êðóïíåéøèõ ïîýòîâ XX âåêà.

 1910 ãîäó Ìàðèíà îïóáëèêîâàëà (â òèïîãðàôèè À. À. Ëåâåíñîíà) íà ñâîè ñîáñòâåííûå äåíüãè ïåðâûé ñáîðíèê ñòèõî◠«Âå÷åðíèé àëüáîì», â êîòîðûé áûëè âêëþ÷åíû â îñíîâíîì å¸ øêîëüíûå ðàáîòû. Ÿ òâîð÷åñòâî ïðèâëåêëî ê ñåáå âíèìàíèå çíàìåíèòûõ ïîýòî◠Âàëåðèÿ Áðþñîâà, Ìàêñèìèëèàíà Âîëîøèíà è Íèêîëàÿ Ãóìèë¸âà.  ýòîì æå ãîäó Öâåòàåâà íàïèñàëà ñâîþ ïåðâóþ êðèòè÷åñêóþ ñòàòüþ «Âîëøåáñòâî â ñòèõàõ Áðþñîâà». Çà «Âå÷åðíèì àëüáîìîì» äâóìÿ ãîäàìè ïîçæå ïîñëåäîâàë âòîðîé ñáîðíèê — «Âîëøåáíûé ôîíàðü». Öâåòàåâà ó÷àñòâóåò â äåÿòåëüíîñòè êðóæêîâ è ñòóäèé ïðè èçäàòåëüñòâå «Ìóñàãåò». Íà ðàííåå òâîð÷åñòâî Öâåòàåâîé çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå îêàçàëè Íèêîëàé Íåêðàñîâ, Âàëåðèé Áðþñîâ è Ìàêñèìèëèàí Âîëîøèí.  1911 ãîäó Öâåòàåâà ïîçíàêîìèëàñü ñî ñâîèì áóäóùèì ìóæåì Ñåðãååì Ýôðîíîì; â ÿíâàðå 1912 — âûøëà çà íåãî çàìóæ.  ýòîì æå ãîäó ó Ìàðèíû è Ñåðãåÿ ðîäèëàñü äî÷ü Àðèàäíà (Àëÿ).  1913 ãîäó âûõîäèò òðåòèé ñáîðíèê — «Èç äâóõ êíèã»

 1918—1919 ãîäàõ Öâåòàåâà ïèøåò ðîìàíòè÷åñêèå ïüåñû; ñîçäàíû ïîýìû «Åãîðóøêà», «Öàðü-äåâèöà», «Íà êðàñíîì êîíå».  ×åõèè íàïèñàíû çíàìåíèòûå «Ïîýìà Ãîðû» è «Ïîýìà Êîíöà», ïîñâÿùåííûå Êîíñòàíòèíó Ðîäçåâè÷ó Áîëüøèíñòâî èç ñîçäàííîãî Öâåòàåâîé â ýìèãðàöèè îñòàëîñü íåîïóáëèêîâàííûì.  1928 â Ïàðèæå âûõîäèò ïîñëåäíèé ïðèæèçíåííûé ñáîðíèê ïîýòåññû — «Ïîñëå Ðîññèè», âêëþ÷èâøèé â ñåáÿ ñòèõîòâîðåíèÿ 1922—1925 ãîäîâ. Ïîçäíåå Öâåòàåâà ïèøåò îá ýòîì òàê: «Ìîÿ íåóäà÷à â ýìèãðàöèè — â òîì, ÷òî ÿ íå ýìèãðàíò, ÷òî ÿ ïî äóõó, òî åñòü ïî âîçäóõó è ïî ðàçìàõó — òàì, òóäà, îòòóäà…»

 1930 ãîäó íàïèñàí ïîýòè÷åñêèé öèêë «Ìàÿêîâñêîìó» (íà ñìåðòü Âëàäèìèðà Ìàÿêîâñêîãî), ÷ü¸ ñàìîóáèéñòâî ïîòðÿñëî Öâåòàåâó.

 îòëè÷èå îò ñòèõîâ, íå ïîëó÷èâøèõ â ýìèãðàíòñêîé ñðåäå ïðèçíàíèÿ, óñïåõîì ïîëüçîâàëàñü å¸ ïðîçà, çàíÿâøàÿ îñíîâíîå ìåñòî â å¸ òâîð÷åñòâå1930-ãîäîâ («Ýìèãðàöèÿ äåëàåò ìåíÿ ïðîçàèêî셻).  ýòî âðåìÿ èçäàíû «Ìîé Ïóøêèí» (1937), «Ìàòü è ìóçûêà» (1935), «Äîì ó Ñòàðîãî Ïèìåíà» (1934), «Ïîâåñòü î Ñîíå÷êå» (1938), âîñïîìèíàíèÿ î Ìàêñèìèëèàíå Âîëîøèíå («Æèâîå î æèâîì», 1933), Ìèõàèëå Êóçìèíå («Íåçäåøíèé âå÷åð», 1936), Àíäðåå Áåëîì («Ïëåííûé äóõ», 1934) è äð.

Ìàðèíà Öâåòàåâà

«Êîøêè»

Ìàêñó Âîëîøèíó

 
Îíè ïðèõîäÿò ê íàì, êîãäà 
Ó íàñ â ãëàçàõ íå âèäíî áîëè. 
Íî áîëü ïðèøëà - èõ íåòó áîëå: 
 êîøà÷üåì ñåðäöå íåò ñòûäà! 
 
Ñìåøíî, íå ïðàâäà ëè, ïîýò, 
Èõ îáó÷àòü äîìàøíåé ðîëè. 
Îíè áåãóò îò ðàáñêîé äîëè: 
 êîøà÷üåì ñåðäöå ðàáñòâà íåò! 
 
Êàê íè ìàíè, êàê íè çîâè, 
Êàê íè áàëóé â óþòíîé õîëå, 
Åäèíûé ìèã - îíè íà âîëå: 
 êîøà÷üåì ñåðäöå íåò ëþáâè!

 

Êàê èçâåñòíî êîøêà ãóëÿåò ñàìà ïî ñåáå è íè êîìó íå ïîä÷èíÿåòñÿ. Òàêèì îáðàçîì îíà ñòàëà ñèìâîëîì íåçàâèñèìîñòè è ñàìîäîñòàòî÷íîñòè.

Êàê èçâåñòíî, â 1911 ãîäó, êîãäà ïîÿâèëîñü ýòî ñòèõîòâîðåíèå, Ìàðèíà âìåñòå ñ ñåñòðîé Àëåé ãîñòèëà ó Âîëîøèíà â Êîêòåáåëå, ãäå è ïîçíàêîìèëàñü ñî ñâîèì áóäóùèì ìóæåì Ñåðãååì Ýôðîíîì.

Òðåõ÷àñòíîå ñòèõîòâîðåíèå «Êîøêè» óäèâëÿåò ñòðîãîñòüþ ïîñòðîåíèÿ ïîñëåäíÿÿ ñòðîêà â êàæäîì ÷åòâåðîñòèøèè ïî÷òè öåëèêîì ïîâòîðÿåòñÿ:

     êîøà÷üåì ñåðäöå...

À äàëüøå ïîñëåäîâàòåëüíî óïîìèíàåòñÿ ñòûä, ðàáñòâî, ëþáîâü — êàçàëîñü áû, íåñîâìåñòèìûå ïîíÿòèÿ. Äàæå íå ñëèøêîì èñêóøåííîìó â ïîýçèè ÷èòàòåëþ ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî ñòèõîòâîðåíèå, êîíå÷íî, íå î êîøêàõ

    Îíè ïðèõîäÿò ê íàì...

Êòî îíè? Êîøêè?. Íî ïîñâÿùåíèå ñòèõîòâîðåíèÿ ìóæ÷èíå, ïðè÷åì æåíùèíîé, ÿâíî óêàçûâàåò íà êàêóþ-òî ñêðûòóþ àññîöèàöèþ

Âîçìîæíî, ïîýòåññà îò ëèöà âñåõ æåíùèí,«ãóëÿþùèõ ñàìè ïî ñåáå», (ïðè ýòîì îáëàäàÿ óæå ñîáñòâåííûì îïûòîì ëþáîâíûõ îòíîøåíèé), ÷åðåç àëëåãîðè÷åñêèé îáðàç êîøêè, êàê ýòî ïðèíÿòî â áàñíÿõ, ïûòàåòñÿ îïèñàòü æåíñêèå ÷óâñòâà.

     Íî áîëü ïðèøëà — èõ íåòó áîëå: 
 êîøà÷üåì ñåðäöå íåò ñòûäà!

Äåéñòâèòåëüíî, æåíùèíà, ýãîèñòè÷íàÿ, äóìàþùàÿ òîëüêî î ñâîèõ æåëàíèÿõ, íàâåðíîå, íå çàõî÷åò äåëèòü ñ ìóæ÷èíîé åãî áîëü — íå áóäåò âíèêàòü â åãî ïðîáëåìû. Ìóæ÷èíà äîëæåí áûòü ñèëüíûì è ñàì ðàçáèðàòüñÿ ñî ñâîèìè òðóäíîñòÿìè, âîò è íåò ñòûäà â êîøà÷üåì (÷èòàé, æåíñêîì) ñåðäöå. Æåíùèíà ñîçäàíà äëÿ ðîñêîøè è íåãè. Åå íóæíî ëþáèòü, åþ íóæíî âîñõèùàòüñÿ, à íå îáðåìåíÿòü ñâîèìè ïðîáëåìàìè

Âî âòîðîì ÷åòâåðîñòèøèè âîçíèêàåò äðóãîé îáðàç æåíùèíû — Ìóçû, âåäü çäåñü çâó÷èò îáðàùåíèå ê ïîýòó:

Ñìåøíî, íå ïðàâäà ëè, ïîýò, 
Èõ îáó÷àòü äîìàøíåé ðîëè

Òó, êîòîðàÿ âäîõíîâëÿåò ïîýòà, ñëóæèò åãî ìóçîé, íåâîçìîæíî ñäåëàòü êóõàðêîé èëè óáîðùèöåé, à âåäü èìåííî ãîòîâêîé è óáîðêîé áîëüøå âñåãî çàíèìàåòñÿ îáû÷íàÿ æåíùèíà íå èç áîãåìû. À ïîñòîÿííàÿ çàáîòà î õëåáå íàñóùíîì è ñîçäàíèè óþòà äëÿ òâîð÷åñêîãî ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíî ïîðàáîùàåò æåíùèíó. Íå ñëó÷àéíî â íà÷àëå ÕÕ âåêà ýòî ñòàëè íàçûâàòü ïîøëîñòüþ è ìåùàíñòâîì. Îäíàêî åñòü òå, êòî «áåãóò îò ðàáñêîé äîëè», ïîòîìó ÷òî «â êîøà÷üåì ñåðäöå ðàáñòâà íåò».

 

 


Информация о работе Серебряный век