Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:31, контрольная работа
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский[1].
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский[1].
Вопрос о
хронологических рамках этого явления
остаётся спорным. «Серебряный век»
условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием
XX в.[2][3] Если в определении начала «серебряного
века» исследователи достаточно единодушны —
это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает
споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921
году. Одни исследователи настаивают
на первом варианте, полагая, что после 1917
года с началом Гражданской
войны «Серебряный век» прекратил
своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал
это явление своим творчеством[источник не
Основная статья: Русский символизм
Новое литературное
направление — символизм — явилось порождением глубокого
кризиса, охватившего европейскую культуру
в конце XIX века. Кризис проявился в негативной
оценке прогрессивных общественных идей,
в пересмотре моральных ценностей, в утрате
веры в силу научного
сознания, в увлечении идеалистической
философией. Русский символизм зарождался
в годы крушения Народничества и широкого распространения
пессимистических настроений. Все это
обусловило тот факт, что литература «Серебряного
века» ставит не злободневные социальные
вопросы, а глобальные философские. Хронологические
рамки русского символизма — 1890-е годы — 191
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.
Основная статья: Акмеизм
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Основная статья: Русский футуризм
Футуризм был
первым авангардным течением в русской литературе.
Отводя себе роль прообраза искусства
будущего, футуризм в качестве основной
программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию
техники и урбанизма как главных признаков
настоящего и грядущего. Родоначальниками
русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным,
но не единственным объединением футуристов:
существовали также эго-футуристы во главе сИгорем
Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин
поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Бак
Основная статья: Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого,эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давиди Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Основная статья: Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
Основная статья: Новокрестьянские поэты
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин,Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.
Основная статья: Имажинизм
Имажинисты
заявляли, что цель творчества состоит
в создании образа. Основное выразительное средство
имажинистов — метафора, часто метафорические цепи,
сопоставляющие различные элементы двух
образов — прямого и переносного. Для творческой
практики имажинистов характерен эпатаж, анархически