Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:56, доклад
Актуальность изучения символики цвета абсолютно бесспорна. Чтобы раскрыть характер героев своих произведений, авторы прибегают к различным приёмам. Одним их таких является художественная деталь. Некоторые авторы используют детали одежды, или поступки, чтобы акцентировать внимание на своём герое. Мне бы хотелось, более подробно остановится на двух авторах, чьи литературные портреты, можно сравнить с полотнами художников. И как художественную деталь - они используют цвет. Л.Н.Толстой и О.Де.Бальзак - величайшие писатели 19 века. Читая произведения Бальзака и Л.Н.Толстого, кажется, что совершаешь путешествие по картинной галерее, каждый персонаж- это завершенная картина.
Символика цвета.
Актуальность изучения символики цвета абсолютно бесспорна. Чтобы раскрыть характер героев своих произведений, авторы прибегают к различным приёмам. Одним их таких является художественная деталь. Некоторые авторы используют детали одежды, или поступки, чтобы акцентировать внимание на своём герое. Мне бы хотелось, более подробно остановится на двух авторах, чьи литературные портреты, можно сравнить с полотнами художников. И как художественную деталь - они используют цвет. Л.Н.Толстой и О.Де.Бальзак - величайшие писатели 19 века. Читая произведения Бальзака и Л.Н.Толстого, кажется, что совершаешь путешествие по картинной галерее, каждый персонаж- это завершенная картина. Проводя параллели между их произведениями, можно выделить основные особенности использования цвета в литературном портрете.
Любимые женские образы
авторы стараются наделять
Цвет волос лишь
подчеркивает чистоту и
Духовную эволюцию
в жизни Наташи Ростовой автор
также отражает с помощью
В значении готовности
к новой жизни и духовного
возрождения выступает белый
цвет при описании платья
Но все скрытые возможности
цвета и света раскрываются
в описании негативных героев,
здесь автор может
Портрет изменяющей
жены, так же довольно красноречив:
«И тут я вдруг заметил, что
его жена вся дрожит
мелкой дрожью и белая
Л.Н.Толстой также мастерски
показывает мертвую, и
В образе Элен Курагиной белый цвет становится олицетворением внешнего холодного лживого блеска, бесчувственности (эпитет белый часто вступает в сочетания с эпитетом мраморный, характеризующим красоту этой героини, и приобретает еще значение цвета «холода, льда». Элен холодна, как лед: «Слегка шумя своею белою бальной робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами...». [10,с.168] И автор уточняет, что наряд украшен плющом, или мохом, что ещё раз подчеркивает безжизненность.
В романе «Анна Каренина»
читаем «Анна была в черном,
низко срезанном бархатном
Символику этого одеяния можно расшифровать, как Анна заранее надевает траур по себе. Завершают картину фиалки, которые несут «символику траура, страха, печаль. Жемчуг-символ слез. Оплакивает себя. Это цвет меланхолический [8,с. 17].
В конце вечера Кити произносит: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней». «Черный цвет - это самый темный цвет. Черный - это абсолютная граница, где кончается жизнь»[8,с.15].
Мужские персонажи, также подразделяются на положительные и отрицательные. Отрицательные персонажи показываются Бальзаком и Толстым в двух вариантах. Первые, это герои, чей портрет раскрывает их внутренний мир настолько ярко. Например, описание внешности Гобсека Бальзаком: «...его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота».[ 9,с.5]. «Все его бледное лицо было освещено переливающимися отблесками алмазов».[ 9,с.36]
И даже перед смертью
«Такой же холодный, как
его металлический взгляд, и
умер...»[9,с.62] Читая такие описания,
автор раскрывает нам ту
Второй тип героев,
авторы изображают как
У Л.Н.Толстого целая плеяда таких героев: Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». [10,с.225]
Денисов Василий Дмитриевич -офицер, игрок «маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». [10,с.313]
Долохов Федор -«курчавый и с светлыми, голубыми глазами». [10,с.193]
Друбецкой Борис - «Высокий белокурый юноша..» [10,с.203]
Дорогие автору мужские
образы, когда Л.Н.Толстому не
хватает возможностей контра
Пьера Наташа характеризует как темно-синего с красным:
«Наташа продолжала:
- Неужели вы не понимаете?
Николенька бы понял... Безухов
- тот синий, темно-синий с
Если мы обратимся
к психологической
Соединение красного
и синего цветов в образе
Пьера создает наиболее
На примере анализа
данных эпизодов можно сказать,
Различие между авторами в том, что Де. Бальзак использует малую палитру цветов по сравнению с Л.Н.Толстым. Цвета у Бальзака более чистые, и количество оттенков сравнительно мало. Но в использование светотени он ни чуть не уступает Л.Н.Толстому. И пример тому портрет Гобсека, где в блеске бриллиантов проявляются все черты его характера.
Изучение художественного
произведения в аспекте цвета
способствует более глубокому
пониманию его особенностей, творчества
писателя в целом и его
Литература:
Базыма Б.А., Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001-78с..
Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке. М.: Наука, 1975. ─ 287 с.
Брагина, А.А. Темно-синий с красным Пьер: цветовой образ у Л.Толстого // Русская речь. 1983. № 5. С. 20-26.
Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 1996, с. 281-349
Каленокав О.В. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Русская речь. 1982. № 1. С. 9-12с.
Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М., 1989.-300с.
Люшер М. Цвет вашего характера // Люшер М. Тайны почерка. М., 1996.-210с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с. http://mikhalkevich.narod.ru/