Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 19:08, лекция
«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».
Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.
Ситуация обостряется. Наступает
кульминационный момент. Водовоз
выступает как «спаситель»
А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да до- бра наживать».
Повествование в сказке вновь возвращается
к другому брату – Ивану-
Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и пред- меты, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.
Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:
«В некоторое время вышел Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из кармана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная».
Добрые чувства Ивана –
Бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.
В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
В сказке присутствуют элементы необычного:
щука в поле, заяц в воде. Но они
связаны с реальными действиями
старика, который остроумным способом
вздумал подшутить над
Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.
Сказка наказывает и порицает болтливую
и упрямую старуху и с
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте раздел пособия
и ответьте на вопрос: что вы
понимаете под термином «
2. Прокомментируйте народные
3. Какие разновидности сказок вы знаете?
***
4. Вспомните сказки о животных, назовите их основные темы и сюжеты. Перескажите одну из них.
5. Какова композиция сказок о животных? Перечитайте сказку «Бобовое зернышко» или «Звери в яме» и покажите, как разворачивается сюжет, повторяются ситуации. В чем состоит принцип кумулятивности? Почему такие сказки можно назвать цепными?
6. Назовите героев сказок о животных и охарактеризуйте их.
7. Покажите положительное и
***
8. Прочитайте в пособии о
9. Как в характеристике
10. Охарактеризуйте мир людей и «тридевятое царство, тридесятое государство» в волшебных сказках (образ дурака Ивана, Ивана-царевича и фантастический мир).
11. Как разворачивается сюжет в сказке «Бой на Калиновом мосту»?
12. Каковы героини сказок (царь-девица, царевна, падчерица, Василиса Премудрая, Марья Моревна)?
13. Отметьте художественное
14. Как в сказке изображены
волшебные персонажи и их
15. Найдите в указанных сказках
элементы поэтической
16. Выявите в сказках малые
фольклорные жанры (пословицы,
поговорки, прибаутки, загадки)
17. Приведите встречающиеся в
сказках разнообразные
18. На примере сказки «Два
Ивана – солдатских сына»
19. Рассмотрите, как сюжет сказки
постепенно переходит от
20. Расскажите о превращении
крестьянских детей в
21. Приведите описания чудесных
предметов, помогающих братьям.
22. Расскажите о богатырском бое Ивана – крестьянского сына со змеем.
23. Прочитайте древнерусское
24. Какие идеалы утверждает
25. Прочитайте немецкую народную
сказку «Снегурочка» и
***
26. Расскажите о бытовых сказках.
Чем они отличаются от
27. Каковы герои, а также
28. Обратитесь к бытовой сказке «Жена-доказчица». Почему она так называется?
29. Назовите упоминающиеся в сказке элементы необычного, связанные с реальной действительностью.
30. Как в сказке выражено
***
31. Попробуйте самостоятельно сочинить сказку о животных или волшебную. Перечитайте текст пособия и вспомните их художественные особенности. Продумайте выбор героя, развитие сюжета, зачин, концовку, сформулируйте моральную «формулу» оценки событий.
32. Какие народные идеалы и мечты отразились в сказках?