Сказки Х. К. Андерсена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные предания ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на этом поприще? Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, больше всего любил слушать сказки. А кроме того Андерсен очень любил детей. Он часто развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им «истории, которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок».
Но так ли добр был всегда улыбчивый Андерсен детских сказок? Нет! Иногда его нравственный кодекс был весьма суров.

Вложенные файлы: 1 файл

дет литра.docx

— 83.08 Кб (Скачать файл)

Не  найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету  Земля. Первой, кого встречает Маленький  принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники  мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет  в себе чудодейственную силу и  горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю  земле, из которой он вышел”. Она  предлагает герою познакомиться  с жизнью Земли и указывает  ему дорогу к людям, уверяя при  этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить  себя и принять самое важное в  его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться  на родную планету, дав ему своего яда.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад  роз. Он почувствовал себя еще более  несчастным: “его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним “пять тысяч точно таких же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана “ростом мне по колено”, какой же он после этого принц...

Вот тут-то и приходит на помощь герою  Лис. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и  знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Лис открывает малышу жизнь человеческого  сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность  любить. Не даром цветок говорит о людях: “Их носит ветром”. А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? Замечает: “Даже сам машинист не знает этого”. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о “простых истинах”: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но  если ты меня приручишь, мы станем нужны  друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для  тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...” Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.

Любовь  не только связывает нас с другими  существами, но и помогает лучше  понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще  один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так  дорога тебе потому, что ты отдавал  ей всю свою душу... Люди забыли эту  истину, но ты не забывай: ты навсегда в  ответе за всех, кого приручил”. Приручить  — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное  отношение ко всему живому. Приручить  — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для  него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через  любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается  и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное  в жизни, что было скрыто, погребено  всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое  узы дружбы.

 

О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования –  в посвящении. В авторской системе  ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и  отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии  и взаимопомощи.

“Это  печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит  герой сказки. Маленькая героиня  из рассказа А. Гайдара “Голубая чашка”. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты “взрослой” жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет  на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Глубокий  смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

“Маленький  принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство  ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет  рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что  это за штука?” Тогда все встанет  на свои места, и к уже взрослому  человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и  оценок, какая бывает только у детей.

Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам  же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа  воды очень значим для Сент-Экзюпери.

В древних  летописях, поверьях и преданиях  воду стерегли драконы, но у пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

“Она  родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет пока вера выведет нас к ней.

Истовая вера автора в существование скрытых  родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести  заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение  несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся  в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и  общая направленность произведения.

Композиция  произведения весьма своеобразна. Парабола – основной компонент структуры  традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени  и конкретной ситуации. Сюжет развивается  следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Начало  и конец повести “Маленький принц” имеют отношение к прибытию героя  на Землю или с покиданием Земли, летчиком и Лисом. Маленький принц  опять улетает на свою планету, ухаживать  и растить прекрасную Розу.

Время, которое летчик и принц – взрослый и ребенок провели вместе, они  открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

Мы  уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части  нашего исследования. В итоге стоит  отметить и выделить следующее: “Маленький принц” – это не традиционный и  общепринятый, знакомый нам всем вид  сказки-притчи. Мы видим перед собой  новый ее вариант, измененный, приспособленный  к законам настоящего времени. Это  подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.

В повести  очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых  литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: “...А по ночам  я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...”. Его проста – это детская истина и точность.

Язык  Экзюпери полон воспоминаний и размышлений  о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

“...Когда  мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...”  или: “...Вот уже шесть лет, как  мой друг вместе с барашком меня покинул”.

Стиль и особая, не похожая ни на что  мистическая манера Сент-.Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Экзюпери.

Язык  его произведения естественен и  выразителен: “смех, точно родник в  пустыне”, “пятьсот миллионов бубенцов”. Казалось бы, обыденные, привычные понятия  неожиданно приобретают у него новый  оригинальный смысл: “вода”, “огонь”, “дружба” и т. д. Столь же свежи  и естественны многие его метафоры: “они (вулканы) спят глубоко под  землей, пока один из них не вздумает проснуться”; писатель употребляет  парадоксальные сочетания слов, какие  в обычной речи не встретишь: “дети  должны быть очень снисходительны к  взрослым”, “если идти все прямо  да прямо, далеко не уйдешь...” или  “у людей уже не хватает времени  что-либо узнавать”.

В такой  манере выражать свои мысли заключена  тайна, она по новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом  особенностей. Это доверительная  беседа старых друзей – так автор  общается с читателем. Поэтому хочется  ему верить, зная, что он никогда  не обманет.

Мы  чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем  и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

Феномен сказки “Маленький принц” в том, что  написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

Не  все доступное взрослым откроется  сразу детям. Но дети читают эту книгу  с удовольствием, так как она  привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так  остро ощущается в наши дни.

Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в  детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого  бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их “практической пользой”!

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных  истин: нельзя прятать звезды в банке  и бессмысленно их пересчитывать, нужно  беречь тех, за кого ты в ответе и  прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

“ — На твоей планете, - сказал Маленький  принц, - люди выращивают в одном  саду пять тысяч роз… и не находят  того, что ищут…

— Не находят, - согласился я.

— А ведь то, чего они ищут можно  найти только в одной единственной розе, глотке воды…”

Главное, для чего написана эта сказка, это  то, чтобы эту истину запомнили  дети и не прошли мимо основного  – надо быть верным в любви и  дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к  тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

 

3. «Винни-Пух» представляет собой две самостоятельные книги: «Винни-Пух» (1926г.) и «Дом в Медвежьем Углу» (1929г.) Плюшевй медведь появился в доме Милнов на первом году жизни мальчика. Затем поселились там осел, поросенок. Папа для расширения компании придумал Сыча, Кролика, и купил Тигру и Кенгуру с малышом Ру.

Местом  обитания героев будущих книг стало  Кочфордская ферма, приобретенная семьей в 1925 г. и окрестный лес.

А. А. Милн построил свои произведения как сказки, рассказанные отцом сыну, - прием, использованный и Р. Киплингом. По началу сказки прерываются «реальными» отступлениями.

Информация о работе Сказки Х. К. Андерсена