Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 06:47, реферат
«Слово о Ломоносове» А.Н. Радищева является, по сути, самостоятельным произведением. В 1780 г. он начал его писать, закончил лишь в 1788 г. и включил в «Путешествие из Петербурга в Москву». Созданное в XYIII веке оно долго было запрещено в связи с вольнодумными антимонархическими заявлениями автора: с закрытым доступом для исследователей.
Введение…………………………………………….……………………………..3
1. Представления о М.В. Ломоносове..…………..…...………………………...4
1. Ломоносов в глазах современников…………….………………………..4
2. А.Н. Радищев о Ломоносове.……………………………………………..6
2. Общественно-политические взгляды Радищева…………………...………..8
3. Радищев и демократический сентиментализм………………………..……11
4. Слово о Ломоносове …………………………………………………………12
Вывод…………………………………………………….……………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
В «Выдропуске» все несчастья народа, «се слабая картина всех пагубных следствий пышного царей действия (ст. 172)». Это открытое нападение на государей, а в то время на Екатерину II. Не зря она испугалась меткого слово Радищева, который смелее всех, открыто обращается к ней, разоблачает в сознании современником образ идеального правителя и намекает о неотвратимости наступления революции. «Екатерина II видела особенность русского характера в «образцовом послушании». Радищев же утверждает, что русский человек «порывист, отважен, сварлив15». О вопросе о справедливости, Радищев считает, что русский народ имеет право на самозащиту. Эта мысль повторяется в оде «Вольность»:
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя
(13 строфа, 256 ст.)
«Сочинитель
не любит царей, и где может
к ним убавить любовь и почтение,
тут жадно прицепляется с редкою смелостию»16
- таков был невнятный ответ шокированной
произведением Радищева Екатерины II, которая
не смогла достойно полемизировать с автором,
а пыталась скрываться за вежливыми формулировками.
Правительница заменила смертную казнь
годами ссылки, так как боялась свершения
предрекаемого Радищев, революции, а значит
допускала возможность ее осуществления.
3.
Радищев и демократический
сентиментализм
«Путешествие из Петербурга в Москву» объединяет в себе 2 направления: сентиментализм и реализм.
Первое
объясняется наличием у лирического
героя-путешественника
Как уже было раньше было сказано, Радищев допускает возможность революции, мало того даже пропагандирует: «Не медлите, возлюбленные мои [обращение к крестьянам]. Время летит; дни наши преходят в недействии» (ст. 161). Здесь явно звучит призыв к немедленному восстанию. Также ярким пример является глава «Тверь», где происходит «эффект мгновенного превращения героя в революционера под влиянием революционера-поэта»19. Парадоксально сближение сентиментализма и революции, но Радищев смог совместить такие далекие понятия.
До Радищева народ не был героем искусства. О нем лишь говорили или иногда о нем упоминали, но не более. Радищев, писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги. Изображая русских крестьян, низведенных крепостничеством на положение пленника», он героизировал их, видя в мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в каждом из них будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает его потенциальная судьба свободного человека.
Демократизм
Радищева становится очевидным. «Исключительное
внимание Радищева к народу – крестьянству,
равно как самый характер художественной
обрисовки им людей из народа, были совершенно
новым и чрезвычайно значительным в нашей
литературы»20. Также Радищев широко
раскрывает идею внесословной ценности
человека, а значит не важно кто этот человек
по статусу: государь, дворянин или крестьянин.
Все имеют одинаковые права от рождения
и своими способностями завоевать себе
место под солнцем.
4. Слово о Ломоносове
«Слово о Ломоносове является последним аккордом в «Путешествием из Петербурга в Москву»: оно завершает произведение, и это не случайно.
Ломоносов упорядочил литературный язык своей эпохи, привел его в стройную систему. До него «церковно-славянский перестал быть языком светской литературы еще до Ломоносова, но русский литературный язык по-прежнему находился в состоянии неупорядоченного хаоса. Он свободно черпал из запасов старшего языка, ибо, чтобы стать литературным, не мог обойтись без его богатого абстрактного и интеллектуального словаря и сложного синтаксиса, который церковнославянский взял у греческого. Но слияние русского и славянского элемента было неполным и неустановившимся. Задачей Ломоносова стало найти modus vivendi (условия существования) для обоих и придать новому литературному языку окончательную форму»21. Ломоносов реформировал русскую литературу, собственно привел ее в порядок: придал ей каноническую стройность, преобразовал европейский классицизм.
Ломоносов был человеком, стремившимся в будущее, и на поколения вперед подарил писателям новый язык. Как пишет Радищев: «в стезе российской словесности Ломоносов есть первый (ст. 251) ». Помещая Слово в конце, Радищев предрекает долгую жизнь Ломоносова в последующем творчестве русских писателей. Классицизм долго был единственным направлением в русской литературе и нападений со стороны не испытывал, и в измененном виде продолжал жить в других направлениях.
«Москва! Москва!» - данное восклицание объясняет то, что Радищев выражает надежду совершения теоретического содержания «Путешествия из Петербурга в Москву», что русский народ, наконец, обретет естественно полагающиеся ему права.
Ломоносов – это пример человека, который с помощью собственных усилий, усердия, желания познавать смог достичь небывалых высот. Похвальное «Слово о Ломоносове» является ни чем иным, как «результатом радищевских размышлений о путях формирования выдающейся личности и ее роли в истории»22, ее общественной значимости, ее развития. Радищев считал, что «гений» может быть только суммой сложения таланта и долгого упорного труда, а также самовоспитания.
Ломоносов
был выходцем из народа: он родился
в семье крестьянина-помора. Ему пришлось
выдать себя за дворянского сына, чтобы
поступить в академию. А если бы так не
случилось, знали бы мы сейчас об этом
удивительном человеке? Его низкое происхождение
и стремительное возвышение является
практическим доказательством идей Радищева,
что быть просвещенным имеет право весь
народ и что он способен на это.
Вывод
Таким образом, Радищев, завершая «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове» ставит точку в своей главной просветительской общественно-политической идее: дать естественное право быть полноправными гражданами народу, крестьянам, долженствующим стать главной движущей силой в стране.
Это включает в себя и право на образование, на землю, на справедливый суд, на самозащиту в лице революции. Это сохранность морального облика страны, где помещики не могут бесчинствовать, совершать злодеяния по отношению к своим подневольным. Это страна свободных отношений, передовых людей.
Именно М.В. Ломоносов был таким передовым человеком, в котором сочетается для Радищева истинная национальность, талант, трудолюбие и пытливый ум.
«Слово
о Ломоносове» - это надежда на
благополучное будущее, вера неотвратимости
воцарения полноправия людей, что в России
еще будут истинные сыны Родины, те люди,
которые поднимут из нищеты и раболепства
великую страну.
Список
литературы:
Источники:
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга
в Москву» — М: Детская литература, Москва,
1975
Используемая литература:
1. А.Н. Радищев о М.В. Ломоносове. Л.И. Кулакова// Литературное творчество М. В. Ломоносова: Исследования и материалы / Под ред. П. Н. Беркова, И. З. Сермана. — М: Изд-во АН СССР, 1962.
2. А. Н. Радищев о праве и государстве//
http://www.kursach.com/biblio/
3. Вступительная статья Д. Благого// «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. – М: АСТ: Олимп, 1999
4. Ломоносов.
Жизнь замечательных людей. Евгений Лебедев.
Онлайн библиотека// http://www.erlib.com/Евгений_
5. История
русской литературы XVIII века. О.Б.Лебедева.//
Учебник для вузов – М: издательство: Высшая
школа, 2003.// http://www.infoliolib.info/
6. Композиция
и проблематика «Путешествия из Петербурга
в Москву» А. Н. Радищева// http://etelien.ru/Collection/
7. Ломоносов и русская литература / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Отв. ред. А. С. Курилов. — М.: Наука, 1987
8. Ломоносов. Мирский Д. С. // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992
9. Русский сентиментализм. П.А. Орлов. – М: Издательство МГУ, 1977
10. Статья:
М.Н. Муравьев – Критик о Гении// Сборник:
Критика и ее исследователь. А.Н. Пашкуров.
— М: Казанский государственный университет,
2003// http://www.ksu.ru/fil/kn4/