«Слово о Ломоносове» и его место в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 06:47, реферат

Краткое описание

«Слово о Ломоносове» А.Н. Радищева является, по сути, самостоятельным произведением. В 1780 г. он начал его писать, закончил лишь в 1788 г. и включил в «Путешествие из Петербурга в Москву». Созданное в XYIII веке оно долго было запрещено в связи с вольнодумными антимонархическими заявлениями автора: с закрытым доступом для исследователей.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
1. Представления о М.В. Ломоносове..…………..…...………………………...4
1. Ломоносов в глазах современников…………….………………………..4
2. А.Н. Радищев о Ломоносове.……………………………………………..6
2. Общественно-политические взгляды Радищева…………………...………..8
3. Радищев и демократический сентиментализм………………………..……11
4. Слово о Ломоносове …………………………………………………………12
Вывод…………………………………………………….……………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат слово о ломоносове.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

      В «Выдропуске» все несчастья народа, «се слабая картина всех пагубных следствий пышного царей действия (ст. 172)». Это открытое нападение на государей, а в то время на Екатерину II. Не зря она испугалась меткого слово Радищева, который смелее всех, открыто обращается к ней, разоблачает в сознании современником образ идеального правителя и намекает о неотвратимости наступления революции. «Екатерина II видела особенность русского характера в «образцовом послушании». Радищев же утверждает, что русский человек «порывист, отважен, сварлив15». О вопросе о справедливости, Радищев считает, что русский народ имеет право на самозащиту. Эта мысль повторяется в оде «Вольность»:

      Се  право мщенное природы

      На  плаху возвело царя

               (13 строфа, 256 ст.)

      «Сочинитель не любит царей, и где может  к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостию»16 - таков был невнятный ответ шокированной произведением Радищева Екатерины II, которая не смогла достойно полемизировать с автором, а пыталась скрываться за вежливыми формулировками. Правительница заменила смертную казнь годами ссылки, так как боялась свершения предрекаемого Радищев, революции, а значит допускала возможность ее осуществления. 

     3. Радищев и демократический сентиментализм  

      «Путешествие  из Петербурга в Москву» объединяет в себе 2 направления: сентиментализм и реализм.

      Первое  объясняется наличием у лирического  героя-путешественника чувствительности, а также которой, прежде всего, наделены крестьяне, но лишены дворяне. Однако у сентименталистов герой обычно погружен в собственное сознание, а здесь – он направлен на социальную составляющую общества. Также исследователей сбивает то, что Радищев рисует в духе реализма картины быта, зорко оголяет пороки общественно-политической системы. Таким, образом «Путешествие» включает 3 компонента: «факт, чувство и размышление»17, последние из которых соединяет два первых. Однако «каждое из рассуждений – не бесстрастное логическое умозаключение, а мысль, окрашенная соответствующими переживаниями»18.

      Как уже было раньше было сказано, Радищев  допускает возможность революции, мало того даже пропагандирует:  «Не медлите, возлюбленные мои [обращение к крестьянам]. Время летит; дни наши преходят в недействии» (ст. 161). Здесь явно звучит призыв к немедленному восстанию. Также ярким пример является глава «Тверь», где происходит «эффект мгновенного превращения героя в революционера под влиянием революционера-поэта»19. Парадоксально сближение сентиментализма и революции, но Радищев смог совместить такие далекие понятия.

        До Радищева народ не был героем искусства. О нем лишь говорили или иногда о нем упоминали, но не более. Радищев, писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги. Изображая русских крестьян, низведенных крепостничеством на положение пленника», он героизировал их, видя в мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в каждом из них будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает его потенциальная судьба свободного человека.

      Демократизм Радищева становится очевидным. «Исключительное внимание Радищева к народу – крестьянству, равно как самый характер художественной обрисовки им людей из народа, были совершенно новым и чрезвычайно значительным в нашей литературы»20. Также Радищев широко раскрывает идею внесословной ценности человека, а значит не важно кто этот человек по статусу: государь, дворянин или крестьянин. Все имеют одинаковые права от рождения и своими способностями завоевать себе место под солнцем. 

      4. Слово о Ломоносове

       

      «Слово  о Ломоносове является последним аккордом в «Путешествием из Петербурга в Москву»: оно завершает произведение, и это не случайно.

      Ломоносов упорядочил литературный язык своей эпохи, привел его в стройную систему. До него «церковно-славянский перестал быть языком светской литературы еще до Ломоносова, но русский литературный язык по-прежнему находился в состоянии неупорядоченного хаоса. Он свободно черпал из запасов старшего языка, ибо, чтобы стать литературным, не мог обойтись без его богатого абстрактного и интеллектуального словаря и сложного синтаксиса, который церковнославянский взял у греческого. Но слияние русского и славянского элемента было неполным и неустановившимся. Задачей Ломоносова стало найти modus vivendi (условия существования) для обоих и придать новому литературному языку окончательную форму»21. Ломоносов реформировал русскую литературу, собственно привел ее в порядок: придал ей каноническую стройность, преобразовал европейский классицизм.

      Ломоносов был человеком, стремившимся в будущее, и на поколения вперед подарил писателям новый язык. Как пишет Радищев: «в стезе российской словесности Ломоносов есть первый (ст. 251) ». Помещая Слово в конце, Радищев предрекает долгую жизнь Ломоносова в последующем творчестве русских писателей. Классицизм долго был единственным направлением в русской литературе и нападений со стороны не испытывал, и в измененном виде продолжал жить в других направлениях.

      «Москва! Москва!» - данное восклицание объясняет  то, что Радищев выражает надежду  совершения теоретического содержания «Путешествия из Петербурга в Москву», что русский народ, наконец, обретет естественно полагающиеся ему права.

      Ломоносов – это пример человека, который  с помощью собственных усилий, усердия, желания познавать смог достичь небывалых высот. Похвальное «Слово о Ломоносове» является ни чем иным, как «результатом радищевских размышлений о путях формирования выдающейся личности и ее роли в истории»22, ее общественной значимости, ее развития. Радищев считал, что «гений» может быть только суммой сложения таланта и долгого упорного труда, а также самовоспитания.

      Ломоносов был выходцем из народа: он родился в семье крестьянина-помора. Ему пришлось выдать себя за дворянского сына, чтобы поступить в академию. А если бы так не случилось, знали бы мы сейчас об этом удивительном человеке? Его низкое происхождение и стремительное возвышение является практическим доказательством идей Радищева, что быть просвещенным имеет право весь народ и что он способен на это.  
 

      Вывод 

      Таким образом, Радищев, завершая «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове» ставит точку в своей главной просветительской общественно-политической идее: дать естественное право быть полноправными гражданами народу, крестьянам, долженствующим стать главной  движущей силой в стране.

     Это включает в себя и право на образование, на землю, на справедливый суд, на самозащиту в лице революции. Это сохранность морального облика страны, где помещики не могут бесчинствовать, совершать злодеяния по отношению к своим подневольным. Это страна свободных отношений, передовых людей.

      Именно  М.В. Ломоносов был таким передовым  человеком, в котором сочетается для Радищева истинная национальность, талант, трудолюбие и пытливый ум.

      «Слово  о Ломоносове» - это надежда на благополучное будущее, вера неотвратимости воцарения полноправия людей, что в России еще будут истинные сыны Родины, те люди, которые поднимут из нищеты и раболепства великую страну. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список литературы: 

Источники: А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» — М: Детская литература, Москва, 1975 

Используемая  литература:

1. А.Н. Радищев о М.В. Ломоносове. Л.И. Кулакова// Литературное творчество М. В. Ломоносова: Исследования и материалы / Под ред. П. Н. Беркова, И. З. Сермана. — М: Изд-во АН СССР, 1962.

2. А.  Н. Радищев о праве и государстве//

http://www.kursach.com/biblio/0030006/016_2.htm

3. Вступительная статья Д. Благого// «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. – М: АСТ: Олимп, 1999

4. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. Евгений Лебедев. Онлайн библиотека// http://www.erlib.com/Евгений_Лебедев/Ломоносов/1/

5. История русской литературы XVIII века. О.Б.Лебедева.// Учебник для вузов – М: издательство: Высшая школа, 2003.// http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/radishch.html

6. Композиция и проблематика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева// http://etelien.ru/Collection/15/15_00105.htm

7. Ломоносов и русская литература / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Отв. ред. А. С. Курилов. — М.: Наука, 1987

8. Ломоносов. Мирский Д. С. // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992

9. Русский сентиментализм. П.А. Орлов. – М: Издательство МГУ, 1977

10. Статья: М.Н. Муравьев – Критик о Гении// Сборник: Критика и ее исследователь. А.Н. Пашкуров. — М: Казанский государственный университет, 2003// http://www.ksu.ru/fil/kn4/index.php?sod=14

Информация о работе «Слово о Ломоносове» и его место в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева