«Слово о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:05, реферат

Краткое описание

В данной работе ставится цель:
1. На основе анализа исторического памятника «Слово о полку Игореве» выявить основную мысль автора – призыв к единению русской земли.
Данная цель реализуется через выполнение следующих задач:
1. проанализировать положение Древнерусского государства на момент создания «Слова о полку Игореве»;
2. исследовать содержание исторического памятника.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Положение Древней Руси на момент создания исторического памятника «Слово о полку Игореве»………………………………………5
Глава II. «Слово о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель…………………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………….……………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Слово о полку Игореве готовое.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Положение Древней Руси на момент создания исторического памятника «Слово о полку Игореве»………………………………………5

Глава II. «Слово о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель…………………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………….13

Список используемой литературы…………………….……………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово о полку  Игореве - самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем  Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).

«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Как верно подметил Н. И. Карамзин, «Слово о полку Игореве» является откликом на события своего времени, полный еще не притупившегося горя1. Автор "Слова о полку Игореве" обращается в своем произведении к современникам событий, которым эти события были хорошо известны. Поэтому данное произведение составлено из намеков, из напоминаний, из глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.

Автор «Слова»  показывает этот поход как событие  общерусского масштаба и стремится  убедить князей в необходимости  объединения в борьбе против кочевников и прекращения междоусобиц, то есть постоянных стычек между отдельными феодалами, в которых на стороне противников часто сражались и половцы.

Автор «Слова»  в целом принимает систему  феодальных взаимоотношений своего времени, хотя раздробленность Руси и породила такие явления, как  междоусобные войны, стремление некоторых  князей силой захватывать чужие земли («се мое, а то мое же»). Негодуя по поводу сложившегося положения вещей, он старается убедить князей в необходимости прекращения междоусобиц и безусловного подчинения великому князю Киевскому, то есть призывает князей раздробленных русских земель объединится в единое государство.

В данной работе ставится цель:

1. На основе  анализа исторического памятника  «Слово о полку Игореве»  выявить  основную мысль автора – призыв  к единению русской земли.

Данная цель реализуется через выполнение следующих задач:

1. проанализировать положение Древнерусского государства на момент создания «Слова о полку Игореве»;

2. исследовать  содержание исторического памятника.

Данная работа включает в себе две главы:

1. Положение Древней Руси на момент создания исторического памятника «Слово о полку Игореве»;

  2.  «Слово  о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Положение Древней Руси на момент создания исторического памятника «Слово о полку Игореве»

 

"Слово о полку Игореве" создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси, достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - "полугосударств" - враждует между собой, отбирая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра Русской земли.

С. М. Соловьев утверждал, что распад единого Киевского государства начался уже при Ярославе Мудром, в первой половине XI века, когда обособилась Полоцкая земля2. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава, основные русские города того времени: Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский, Смоленск, с окружающими их областями были распределены между его сыновьями. В конце XI века Черниговское княжество окончательно закрепляется за внуком Ярослава - Олегом Святославичем и его потомством. Этого Олега Святославича автор "Слова о полку Игореве" прозвал Олегом Гориславичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых "свяшется и растяшсть усобицами" Русская земля.

Политическая  раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались  по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Обособление отдельных  земель как наследственных княжеских  владений было признано при Владимире Мономахе на Любечском съезде князей в 1097 году. Одно из решений этого съезда гласило: "Каждо да держит отчину свою", то есть "пусть каждый владеет землею отца".

Любечский съезд, признавший разделение Русской земли, не привел князей даже к временному соглашению, его решения были тотчас же нарушены. Один из князей - Василёк Теребовльский - был вероломно схвачен двумя другими и ослеплен. Снова начались княжеские раздоры. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не "погубити Русьскые земли" своими раздорами, напоминая, что враги родины - половцы "имуть радоватися и возмуть землю нашю". Призыв заканчивался прямым укором князьям, которые своими усобицами хотят "погубити землю Русьскую". Этот призыв народа к князьям был на устах у каждого поколения русских людей, в каждом княжестве, в каждом городе. Галич, Рязань, Смоленск, Владимир-Волынский, Владимир-Залесский, Ростов, Новгород - все эти областные центры решительно стремятся к политической самостоятельности, уходят из-под влияния слабеющего золотого киевского стола, замыкаются в своих эгоистических местных интересах; князья вступают в борьбу друг с другом, про малое говорят "се великое" и погрязают в бесконечных братоубийственных войнах.

Междоусобная борьба князей, по справедливому замечанию Н. М. Костомарова, была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью3. Как сообщает исследователь, половцы заняли еще в середине XI века степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили существованию Византийской империи, и последняя постоянно обращалась за помощью к русским князьям. Русским князьям в начале XII века удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять мирное население русских сел и городов: они грабили сельское население, сжигали города, избивали и угоняли в рабство жителей. Быстрая степная конница не знала естественных преград на бесконечных, открытых, необозримых южных и юго-восточных границах Руси, которые было трудно оберегать. Кочевники из бескрайного "дикого поля", из "страны незнаемой" неожиданными походами стремились глубоко проникнуть в Русскую землю. Волны степных набегов разбивались о стойкое сопротивление разрозненных княжеств. Часть половцев оседала на пограничных землях и "под именем "ковуев" и "своих поганых", то есть "своих язычников", постепенно проникалась мирным влиянием русской культуры. Но раздоры русских князей создавали возможность для новых вторжений. Враждуя между собой, князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской государственности.

Таким образом, на момент написания  «Слова о полку Игореве», Древнерусское  государство переживало состояние  феодальной раздробленности. По мнению Р. Г. Скрынникова, данное состояние является закономерным этапом в развитии государства. Но междоусобные войны князей сильно ослабляли государство во всех его сферах, главным образом, его обороноспособность, которая находилась на критическом уровне. Именно в это время кочевники неожиданными походами стремились проникнуть в Русскую землю, дабы учинить грабеж и насилие. Именно тогда нашелся человек, который попытался донести до русских земель необходимость объединения русских земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. «Слово о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель

 

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Н. И. Карамзин верно определил смысл данного произведения - призыв к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности4. По точному выражению Р. Г Скрынникова, смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов"5. Этот призыв и составляет основное содержание "Слова о полку Игореве". На примере поражения Игоря     автор показывает печальные последствий политического разъединения Руси.

Автор считал своим  долгом предупредить читателей и  особенно       ее передовую часть, — верхушку общества — о прекращении княжеских усобиц и объединении. Существующее положение «перманентной войны каждого против всех» могло быть нарушено вторжением более страшной, более организованной и сплоченной силы — врага, который способен поработить раздробленную Русь.                                                                    И приход такого врага не заставил себя ждать. По мнению И. В. Можейко, отношение автора «Слова о полку Игореве» к русским князьям не настолько критическое, как могло бы показаться на первый взгляд6. Ведь именно в них, по мнению автора, заключается сила, которая реально может постоять за Русь, дать отпор настоящему врагу.

Д. С. Лихачев, один из самых известных исследователей «Слова о полку Игореве» пишет, что автор тем не менее «осуждает их эгоистическую, узко местную политику и их раздоры,                               их нежелание совместно защищать русскую землю7. На примере похода Игоря Святославича Новгород-Северского автор показывает, к чему может привести отсутствие единения. 

 Игорь терпит  поражение только потому, что пошел в поход один. Он действует по феодальной формуле: «мы собе, а ты собе». Слова Святослава Киевского, обращенные к Игорю, характеризуют в известной мере и отношение к нему автора «Слова о полку Игореве». «Святослав упрекает Игоря и Всеволода в том, что они... хотели похитить славу его побед над половцами и разделить только между собою славу своего похода»8.

Особенно автор  осуждает князей, которые, по его мнению, явились родоначальниками усобиц. Целесообразно выделить                   следующие исторические личности: дед Игоря — Олег Гориславич, внук Ярослава Мудрого, противник Владимира Мономаха. Олег удостаивается таких эпитефов: «...мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял, при нем сеялась и прорастала усобицами Русская земля»9. Автор дает ему говорящее имя — Гориславич, имея в виду то горе, которое он принес своими действиями русскому народу и Руси в целом. Символом князя периода феодальной раздробленности становится и образ Всеслава Полоцкого. На примере его неудавшейся судьбы, несмотря на все хитросплетения и интриги, автору удается абсолютно удачно проиллюстрировать бессмысленность и безысходность усобиц. Еще более подчеркивают драматичность обстоятельств и судьбы народа, которого угоняют в тяжелое рабство, и женские образы произведения. Поэтичный и пронзительный     плач       Ярославны на стене в Путивле, которая скорбит о судьбе всех безвременно ушедших воинах, служит той же цели автора.

Раздоры между  князьями, их растущие амбиции, игнорирование  родственных связей несут горе и  печаль и им самим, и их семьям, и народу русскому в целом.

Автор мечтает  об объединении князей, создании сильной  власти, способной уберечь родную землю и ее народ от гибели. Этот завет автора его потомкам остается актуальным для России на многие века.

Конкретно идея относительно единения русских земель высказана автором «Слова о полку Игоря» в одном из разделов данного исторического памятника – «Золотое слово Святослава».

События предыдущего  раздела сообщают нам о том,  что войско Игоря сражается храбро, в первой битве оно одерживает победу, далее последовал ещё один бой, бились, так что поле стало незнакомым от крови. Брат Игоря Всеволод забыл и престол, и любимую жену, но битва обречена на поражение. Разбито войско, убит Всеволод, князь Игорь попал в плен, страдает его жена Ярославна. В результате произошедшего, автор решил передать мысль об объединении русских земель, дабы такого больше не повторялось.

«Золотое слово  Святослава» говорит о том, что объединение это самое мудрое и ценное что надо сделать, чтобы защитить Русь. Д. С. Лихачев подчеркивает, что в финале автор прославляет всех князей, находит в каждом достойные черты, он не хочет соперничества между ними и призывает славных князей объединить свои усилия.10

Таким образом, содержание исторического памятника «Слово            о полку Игореве» есть не что иное, как призыв к объединению русских земель. Автор абсолютно верно полагал, что сила русских князей есть      их объединение в единое целое, нежели их междоусобные распри, в результате которых страдают русские люди. Именно единое централизованное государство сможет преодолеть все стоящие перед ним проблемы, тем более, что одна из таких проблем,                                             как монголо-татарское иго, нависло на Русью.

Информация о работе «Слово о полку Игореве» как призыв к объединению русских земель