Современная русская фантастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть жанрово-стилевое своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша».
Данная цель позволила сосредоточить внимание на следующих задачах:
рассмотреть теоретическую сущность фантастики как жанра художественной литературы;
охарактеризовать пути развития современной российской фантастики;
рассмотреть такое явление в современной фантастической литературе, как симбиоз фантастики и мифологии на примере произведений О. Корабельникова и Е. Грушко;
ознакомиться с жизненным и творческим путем Марии Галиной;

Содержание

Введение ………………………………………………………………....стр.3

Глава I.Теоретические аспекты художественной фантастики:
1.1. Фантастика и фантастическое допущение .………………………стр.5
1.2. Истоки, виды и жанры современной фантастики ………………. стр.8

Глава II.Пути развития современной российской фантастики:
Русская фантастика: история и современный этап развития….стр.16
2.2. Контекст мифологического в русской фантастике……………..стр.19

Глава III. Художественное своеобразие романа
М.Галиной «Малая Глуша»:
3.1. Творческий облик Марии Галиной ……………………………...стр.28
3.2. Идейно-философская проблематика романа
М. Галиной «Малая Глуша»……………………………………..стр.31
3.3. Мифологические образы романа
М. Галиной «Малая Глуша»…….………………………………стр.43

Заключение …………………………………………………………..…. стр.49

Литература………………………….. ………………………………..….стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

С 1995 года оставила науку, став профессиональным литератором. Как отметила М. Галина в одном из своих интервью: «На 35-м году жизни и вполне адекватной научной карьеры послала все на фиг и стала переводчиком фантастики».23 М. Галина занялась переводами прозы англоязычных авторов, в том числе Стивена Кинга, Джека Вэнса, Эдвина Табба, Клайва Баркера, Питера Страуба, а также стихов украинских поэтов. Параллельно с этим начала писать повести и «заодно критиковала чужие – и в этом вполне преуспела»24, поэтому известна больше как критик, чем как фантаст.

В печати дебютировала с поэтическими публикациями в журнале «Юность» и в дальнейшем выпустила две книги стихов. Вот, что вспоминает писательница об этом периоде своей жизни: «Первая публикация стихов прошла очень давно, в конце 70-х, в многотиражке «Антарктика», обслуживающей китобойную флотилию «Слава», приписанную к Одессе. В 1993-м вышли две книги стихов, за одну мне заплатили гонорар, огромный по тем временам – полторы тыщи рублей, а зарплата у меня была 120. И я сразу захотела бросить работу и жить на гонорары. Но тут грянула инфляция. Гонорар испарился как сухой лед – бесследно».25

В 1996 году состоялся дебют и в фантастике: под псевдонимом Максим Голицын вышел роман в жанре фантастического боевика «Гладиаторы ночи», за которым последовали и другие: «Время побежденных», «Все истории бездны». Одновременно с этим М. Галина стала активно выступать в печати как критик-фантастовед и переводчик англо-американской научной фантастики. В 2002-2003 годах уже под своим именем опубликовала три книги фантастической прозы: «Покрывало Аваддона», «Прощай, мой ангел» и «Волчья звезда». Повесть «Покрывало для Аваддона» вошла в шорт-лист премии Аполлона Григорьева (2000), вручаемой Академией русской современной словесности. В настоящий момент является лауреатом всяческих сетевых конкурсов.

В 1990-е годы целиком посвятила себя литературной деятельности.

Является членом Союза писателей Москвы. Мария Галина написала множества статей, публиковавшихся в «Литературной газете» (где работала с 1998 по 2001, вела полосу фантастики и поэтическую рубрику «Поэзия non-stop»), журналах «Новый мир» (сотрудник отдела критики), «Знамя» (ведущая рубрики «Арахна»). Также сотрудничала с журналами «Вопросы литературы», «Реальность фантастики» газетами ExLibris и «Известия» и т. д.   В издательстве «Форум» является редактором-составителем серии интеллектуальной фантастики «Другая сторона». Главный редактор книжного дайджеста «Библио-Глобус». Неоднократно входила в жюри жанровых премий, в частности, в экспертный совет премии «Большая книга» и жюри литературной премии «Дебют» (2007).

Появившись в московском литературном круговороте в 90-х, с 1998-го — систематически публикуясь в журнале “Арион” сперва со стихами, а потом и с короткими поэтическими рецензиями, довольно долго она, тем не менее, пребывала на периферии читательского внимания.

В 2005 году в поэтической серии журнала «Арион» вышла ее книга стихов «Неземля», отмеченная премией журнала «Новый Мир» «Anthologia».

«К сожалению, Галина как поэт остается менее известной вне профессионального круга, нежели следовало бы, — посетовал, рецензируя первую московскую книгу ее стихов, Данила Давыдов. — Выход ее поэтического сборника «Неземля», быть может, исправит эту досадную ситуацию...»26

Именно «Неземля» несколько лет назад заставила заговорить о Галиной всерьез, удивив и обрадовав своевременностью того речевого обновления, которое вскипало в этом густом, насыщенном, приправленном акцентным одесским говорком. «Галина неожиданно органично вошла в поэтическую атмосферу конца века, начала тысячелетия, подтвердив и опробовав в «Неземле» все ее смысловые симптомы: зыбкость почвы и нестабильность сознания, ощущение вывихнутости времени, выстраивание мифологического бэкграунда и жажду живого, разговорного слова, стремление к диалогу — в большинстве случаев неудовлетворенное и вырождающееся в очередной нескончаемый монолог. Этой псевдозначительной монологичности в поэзии Галиной не было; был — полифонический гул голосов».27

 

 

 

Заключение

Итак, в результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

Истоками фантастического жанра можно увидеть в фольклоре, мифологии и научной фантастике.

Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. Это позволило нам разграничить понятия «жанра» и «поджанра», существующих в современной литературе.

На данный момент можно   говорить о существовании таких поджанров научной фантастики как твердая научная фантастика, антиутопия, постапокалиптика, «космоопера», киберпанк, альтернативная история, хронофантастика. Современное фэнтези можно разделить на героическое, эпическое, темное, историческое, лирическое, юмористическое фэнтези и технофэнтези.

Современная русская фантастика имеет богатую историю развития и на современном этапе продолжает традиции классического жанра.

Отличительной чертой современной фантастики является использование в произведениях современных авторов большого количества мифологических образов. На примере произведений О. Корабельникова «Башня птиц» и Е.Грушко «Венки Обимура» мы пришли к выводу, что включение таких образов в художественную ткань произведения обусловлено стремлением писателей показать существующие проблемы действительности, в частности проблему взаимоотношения человека и природы.

Мария Галина, чей роман стал предметом пристального изучения, является автором новым, принадлежащим к поколению «нулевых годов». Ее творчество малоизученно, но каждое новое произведение вызывает интерес, как со стороны читателей, так и со стороны критики. Заметим, что М. Галина не только пишет прозаические произведения фантастического характера, но и является автором нескольких поэтических сборников, а также критиком и переводчиком.

Роман «Малая Глуша» состоит из двух частей, которые можно назвать отдельными повестями с пересекающимися персонажами. Первую часть романа можно отнести к психологической прозе, а вторую, собственно «Малую Глушу» – к философской фантастике.

 «Малая Глуша» - это философско-фантастический роман, в котором автор решает ряд проблем – человеческой памяти, истинной и ложной любви, города и деревни, взаимоотношения человека и природы.

Мария Галина стремится показать как в государстве, которое основано на атеизме, человек получает подмену любви, хотя он стремится к настоящей, но он не может этого сделать, так как советская идеология вытравляет лучшие духовно-нравственные качества человека.

Образы песьеголовых и ламий, использованные автором, играют роль связующего звена между жизнью и смертью, а также придает фантастическому роману М. Галиной «Малая Глуша» черты народного сказа, приближая тем самым читателя к атмосфере бытового мистицизма.

Язык М. Галиной богат и метафоричен, так как она использует в образно-композиционном построении романа множество эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

В своих произведениях Мария Галина смешивает тенденции массовой и «серьезной» литературы.

 

 

 

 

Литература

 

1. Большой энциклопедический  словарь/Бурцева В.В.,Семенова Н.М.–М.,2010,553 с.

2.Бритиков А.Ф.Отечественная научно-фантастическая литература.Спб.,2000. –125 с.

3. Бугров В., Халымбаджа И. Фантастика в дореволюционной русской литературе. М., 1985. –170 с.

4. Галина М. Малая Глуша. / Серия «Лучшая современная женская проза».

– М., 2009. – 480 c.

5.Галина М. Прощай, мой ангел: Роман. – М.,2002. – 300 с.

6.Галина М.Фантастика/Футурология:Мир без солнца//Новый мир. –2010. –

август. – С.238-238.

7.Губайловский В. На границе абсурда. //Новый мир.– 2005.– № 3–С.55-56.

7.Давыдов Д. И страсть  печальная сквозит... //Новый мир.– 2006.– № 2–С.21-24.

8. Зубакин Ю.Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения». – М.,2006.–130 с.

9. Иванова Э. Создание вторичных миров: Дж.Р.Р.Толкин и жанр «фэнтези» // Искусство в школе. – 2008. – № 4. – С. 43-48.

10. Кайуа Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Н.Кисловой. –  СПб., 2006, 110 с.

11.Ковтун Е. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века). /Е. Н.Ковтун. – М.:МГУ, 2000. –C. 308

12. Неёлов Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2008. - № 91. - С. 100.

13. Олди Г. Л. Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир Фантастики. — 2008. — №2. — С. 32—33.

14.Первушин А. «10 мифов о советской фантастике. Миф 3»//Реальность Фантастики.–2007.– № 1.–С.15-18.

15.Покровский В. Тихий плеск «Четвертой волны» (о российской «фантастической прозе») // Четвертая волна отечественной фантастики. – М., 2004. –С.8-14.

16. Ревич В.А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе.– М., 1979.– 110 с.

17. Толкиен Д.Р. Дерево и лист// Гнозис. –1991. –№6.  –С.52-54.

18. Фантастическое направление и его своеобразие//Русская проза конца ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. –М.,2005. –С.98–126.

19.Фрейденберг О. Миф и литература древности.– М., 1998,370 с.

20.Фрумкин К.Философия и психология фантастики. –М.,2004,300 с.

 

                                              Интернет-источники:

 

1. http://samlib.ru/w/woloshin_w_w/fatastika_defenition.shtml

2.http://lenta2012.ru/pulsblog/26859_pisateli-fantasti-predskazivaut-  budushee.aspx

3. URL:http://www.mirf.ru/Reviews/review3402.htm.

4. URL:http://litradio.ru/podcast/galina_interview/detail2.htm.

5. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/1/des11.html

6. www.slovosfera.ru/bookreview/galina_glusha.html

7. http://exlibris.ng.ru/lit/2009-07-30/6_attack.html

 

1 Фрумкин К.Философия и психология фантастики–М.,2004,С.15.

2 Толкиен Д.Р. Дерево и лист//Гнозис.–1991.–№6–С.52.

3 Большой энциклопедический словарь / Бурцева В.В.,Семенова Н.М.–М.,2010,С.372.

4 Кайуа Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Н.Кисловой. –  СПб., 2006, С.110

5 Олди Г. Л. Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир Фантастики. — 2008. — №2. — С. 32—33.

6 Там же. С. 33.

7 Зубакин Ю.Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения». – М.,2006,С. 25.

 

8 Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1998, с. 370.

9 Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – С. 372.

10 http://samlib.ru/w/woloshin_w_w/fatastika_defenition.shtml

 

11 Иванова Э. Создание вторичных миров: Дж.Р.Р.Толкин и жанр «фэнтези» // Искусство в школе. - 2008. - № 4. - С. 43.

12 Неёлов Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2008. - № 91. - С. 100.

 

13  Ковтун Е. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века). /Е. Н.Ковтун. – М.:МГУ, 2000. –C. 308

14 Ревич В.А.Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе.- М.,, 1979.- 64 с.-Новое в жизни, науке, технике. Серия литература.- 1979.- № 6.

15 Бугров В., Халымбаджа И. Фантастика в дореволюционной русской литературе. М., –1985. –С.52

16 Первушин А. 10 мифов о советской фантастике. Миф 3//Реальность Фантастики–2007.– № 1.

17 Бритиков А.Ф.Отечественная научно-фантастическая литература,Спб.,2000. –С.24

18 Покровский В. Тихий плеск «Четвертой волны» (о российской «фантастической прозе») // Четвертая волна отечественной фантастики. М., 2004. –С. 8.

 

 

19 http://lenta2012.ru/pulsblog/26859_pisateli-fantasti-predskazivaut-budushee.aspx

 

20 Корабельников 0. Башня птиц. – Сб.: Час оборотня.– М.: СП Вся Москва, 1990.- С.25.

21 Там же,С.34.

 

22 «Автор о себе» – в кн.: Галина М.С. Прощай, мой ангел: Роман. – М.,2002. – С.2. – (Звездный лабиринт.Библиотека фантастики «Сталкера»)

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же,С.3.

 

26 Давыдов Д. И страсть печальная сквозит... //Новый мир–2006.– № 2–С.22.

27 Губайловский В. На границе абсурда. // Новый мир–2005.– № 3–С.55.


Информация о работе Современная русская фантастика