Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Введение…………………………………………………….……….………3
История создания…………………………………………..……….……….4
Сюжетная схема произведения………………………………….….……...6
Проблема, поставленная автором………………………….……………..13
Философский смысл произведения…………………………………...….17
Биография И.А. Гончарова…………………………………….………….19
Приёмы, способы и формы, используемые автором……..……….……..23
Роль данного произведения в своё и наше время………………..............26
Черты русского национального характера……………………….............29
Заключение…………………………………………….……….……….…34
Обломов добр и гостеприимен (характерные
русские черты): его двери открыты для
всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев,
который груб и заносчив с Ильей Ильичом,
часто обедает у него дома.
Наиболее ярко характер главного героя
раскрывается в его отношениях с Ольгой
Ильинской. Любовь буквально преображает
Илью Ильича, выявляет его лучшие качества:
доброту, благородство, честность и “голубиную
нежность”. Обломов пробуждается от “спячки”,
он наверстывает упущенное за многие годы:
читает, пишет, работает. В это время Илья
Ильич живет, он полон высоких стремлений,
строит планы на будущее. Здесь раскрывается
такая черта Обломова (да и вообще русского
народа), как мечтательность. Она прослеживается
у него еще с детства, когда няня рассказывала
ему сказки о Емеле-дурачке и жар-птице.
Любовь Обломова и Ильинской продолжается
до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится
столкнуться с реальной жизнью, пока от
него не требуется решительных действий,
пока Ольга не понимает, что она любит
будущего Обломова. “Я узнала недавно,
что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб
было в тебе, что указал мне Штольц, что
мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!”
Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя
любовь не смогли заставить Обломова отказаться
от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной
жизни, плотной еды и безмятежного сна.
Но, я считаю, нельзя во всем винить Илью
Ильича. “Что сгубило тебя? Нет имени этому
злу...” - восклицает Ольга при прощании.
“Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал
он.
Но, несмотря на лень и бездеятельность
Обломова, мы не можем не отметить богатство
души главного героя. Он искренне, чистосердечно
любит Ольгу, ради нее совершает почти
невозможные перемены в своем образе жизни.
Он верен Штольцу, он неподдельно радуется
за счастье своего друга. Илья Ильич добр
к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится
о ее детях. И все эти черты исконно русские,
национальные.
И причиной такого образа жизни, миропонимания
русских людей является жестокая крепостническая
система, широко процветающая в нашем
государстве. Слуги тоже настолько приучены
выполнять чужую волю, что без своих господ
и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова,
после смерти барина становится нищим
и не может найти свое место в жизни.
Недаром автор дал имя своему герою Обломов
— “обломок” старого общества. Обломов
обобщил в себе те черты, которые были
присущи его отцам и дедам. Он воплотил
в себе чисто русский национальный характер.
Даже сейчас, приглядевшись к себе и к
окружающим меня людям, я убедился в том,
что в какой-то мере Обломов живет в каждом
из нас и, наверное, не умрет никогда.
Но я надеюсь, что не только лень и стремление
к покою будут передаваться как национальные
черты из поколения к поколению в русских
людях. Я надеюсь, что сохранится чистой,
как хрусталь, русская душа, открытая и
широкая, как родные просторы.
Заключение
Я заметил много сходств между собой
и Обломовым. Эту лень, привычку лежать
на диване, откладывать дела в долгий ящик.
А ведь так живут многие! Да что многие,
так живут почти все! Почти все одевают
дома свободный приятный халат, уютные
тапочки, встают утром с кровати с "наполеоновскими
планами", а за весь день ничего дельного-то
и не сделали. Просто провалялись на диване.
Гончаров специально написал этот роман
для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то,
что катимся в пропасть. Обломов, молодой
и талантливый человек погиб! А ведь он
мог бы прожить свою жизнь так красиво
и весело. У него было всё: имение, деньги,
любимая женщина, но он погубил себя. Его
жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А
сколько ещё таких же талантливых людей
прожили свою жизнь зря?
Обломовщина - бич и зло России, характерная
черта нашей жизни. Материалом для этого
романа послужила русская жизнь, которую
писатель наблюдал с самого детства!
Обломов, увы, живёт в каждом человеке!
Переводчик произведений И.А. Гончарова
на датский язык П.Ганзен писал "Не только
у Адуева и Райского, но даже в Обломове
я нашёл столько знакомого и старого, сколько
и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей
милой Дании есть много обломовщины".
Я считаю, что роман
«Обломов» показывает не только ленивца-барина,
а человека, воспитанного на русских
традициях. Человека, который отказался
от механического труда и
Гончаров, сумевший понять и показать
нам нашу «обломовщину», не мог, однако
не заплатить дань общему заблуждению:
он решился похоронить «обломовщину»,
сказать ей похвальное надгробное слово.
«Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой
век», – говорит он устами Штольца, и говорит
неправду. Вся Россия, которая прочитала
или прочтёт «Обломова», не согласится
с этим. Нет, Обломовка есть наша прямая
родина, её владельцы наши воспитатели.
Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «
пока останется хоть один русский, - до
тех пор будут помнить Обломова».
И Обломов живёт уже больше века в нас
самих.
Список использованной литературы