Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:17, творческая работа
Николай Васильевич Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа.
Николай Васильевич Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
Его своеобразие состоит
в том, что он один из первых дал
широчайшее изображение уездной
помещичье-чиновничьей России. В
своей поэме "Мертвые души"
Гоголь предельно обнажает противоречия
современной ему русской
Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает
из пословицы: человек ни то ни се, ни
в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он
оторван от жизни, неприспособлен. Его
дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”.
В беседке с надписью “Храм уединенного
размышления” Манилов строит планы провести
подземный ход и выстроить через пруд
каменный мост. Это только пустые фантазии.
В реальности хозяйство Манилова разваливается.
Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги
бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным
складыванием пепла из трубки в горки,
а книга в его кабинете два года лежит
с закладкой на 14-й странице.
Портрет и характер Манилова созданы по
принципу: “в приятность, казалось, чересчур
было передано сахару”. На лице Манилова
было “выражение не только сладкое, но
даже приторное, подобное той микстуре,
которую ловкий светский доктор засластил
немилосердно...”
Любовь Манилова и его жены чересчур слащава
и сентиментальна: “Разинь, душенька,
свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов
действительно добрый, любезный, безобидный
человек. Он единственный из всех помещиков
отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”,
но иного рода — чрезмерной бережливостью,
недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью.
Она “одна из тех матушек, небольших
помещиц, которые плачутся на неурожай,
убытки и держат голову несколько
набок, а между тем набирают понемногу
деньжонок в пестрядевые
отражают ее наивное представление о достатке
и красоте и в то же время — ее мелочность
и ограниченность. “Комната была обвешана
старенькими полосатыми обоями; картины
с какими-то птицами; между окон старинные
маленькие зеркала с темными рамками в
виде свернувшихся листьев; за всяким
зеркалом заложены были или письмо, или
старая колода карт, или чулок; стенные
часы с нарисованными цветами на циферблате”.
Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”.
Она боится продешевить при продаже “мертвых
душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”.
Коробочка решается продать души только
из страха, потому что Чичиков пожелал:
“...да пропади и околей со всей вашей деревней!”
“Дубинноголовость” Коробочки — черта
человека, который “как зарубил что себе
в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
Собакевич внешне напоминает
былинного богатыря: сапог исполинского
размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”,
“ни разу не был болен”. Но поступки
его отнюдь не богатырские. Он ругает
всех подряд, видит во всех мерзавцев
и мошенников. Весь город, по его словам,
— “мошенник на мошеннике сидит и мошенником
погоняет... один там только и есть порядочный
человек: прокурор; да и тот, если сказать
правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие
героев, говорят о нереализованных богатырских,
героических возможностях “омертвелой”
души Собакевича. Собакевич — “человек-кулак”.
Он выражает общечеловеческую страсть
к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных
идеалов.
Ноздрев — “разбитной малый”,
кутила. Главная его страсть —
“нагадить ближнему”, продолжая оставаться
его другом.
“Чуткий нос его слышал за несколько десятков
верст, где была ярмарка со всякими съездами
и балами”. В кабинете Ноздрева вместо
книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном
из которых написано: “Мастер Савелий
Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева
“пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева
выражает его бесшабашный дух: “кое-что
пригорело, кое-что и вовсе не сварилось...
словом, катай-валяй, было бы горячо, а
вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако
активность, деятельность Ноздрева лишена
смысла и тем более общественной пользы,
потому он тоже “мертв”.
Последний помещик, которого
посещает Чичиков, - Плюшкин, подобен
по стремлениям Коробочке и
Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.
В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.
Информация о работе Сочинение на тему "Мертвые Души" в поэме Н.В. Гоголя