Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 10:46, сочинение
Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. "Обломов" является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
Сочинение по роману
«Обломов»
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью,
как у больного или как у челове¬ка, который
хочет спать, ни случайностью, как у того,
кто устал, ни наслаждением, как у лентяя:
это было его нормальным состоянием».
И. А. Гончаров.
Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым
в 1859 году и тотчас же привлек внимание
критиков поставленными в романе проблемами.
"Обломов" является социально-психологическим
романом, изображающим губительное влияние
дворянско-помещичьей среды на человеческую
личность. Автор с объективной точностью
и полнотой изобразил русскую жизнь первой
половины XIX века, которую наблюдал с самого
детства.
Главным героем романа является Обломов
Илья Ильич – это человек лет тридцати
двух-трех от роду, среднего роста, приятной
наружности, с темно-серыми глазами, но
с отсутствием всякой определенной идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица.
Сюжет романа – это жизненный путь Ильи
Ильича, с детских лет и до самой его смерти.
Основная тема романа – это «обломовщина»
– образ жизни, жизнен¬ная идеология;
это апатия, пассивность, оторванность
от действительности, созерцание жизни
вокруг себя, но главное – это отсутствие
труда, практическая бездеятельность.
Понятие «обломовщина» применимо далеко
не к одной Обломовке с ее обитателями,
это «отражение русской жизни», ключ к
разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь
многих русских помещиков была аналогичной
жизни обломовцев, и потому «обломовщину»
можно назвать "господству¬ющей болезнью"
того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается
Гончаровым посредством изображения жизни
Обло¬мова, большую часть которой герой
проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя
всевозможные планы.
Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький
Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии
его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом
"благословенном уголке земли", где
"нет ничего грандиозно¬го, дикого и
угрюмого", нет "ни страшных бурь,
ни разру¬шений", где господствуют глубокая
тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие.
В имении Обломовых традиционным был полуденный
"все¬поглощающий, ничем непобедимый
сон, истинное подобие смерти". И маленький
Илюша рос в этой атмосфере, был окружен
заботой и вниманием: его мать, няня и вся
многочисленная свита дома Обломовых
осыпали мальчика ласками и похвалами.
Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо
самостоятельно тут же подавлялась: бегать
куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать
лет он был не в состоянии даже сам одеться.
Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался
обломовщиной», в его сознании формировался
постепенно идеал жизни. Уже взрослому
Обломову была свойственна, по-моему, детская
мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась
ему спокойной, размеренной, стабильной,
а любимая женщина — по своим качествам
больше напоминающая мать – любящей, заботливой,
участливой. Обломов настолько погрузился
в мир своих грез, что полностью оторвался
от действительно¬сти, которую он был
не в состоянии принять. Но привычка получать
удовлетворение своих желаний не от собственных
усилий, а от других развила в нем нравственное
рабство.
К 32 годам Илья Ильич превратился в "байбака"
– апатичное существо, жизнь которого
ограничивается квартирой на Гороховой
улице, халатом из персидской материи
и лежанием на диване. Зачем эта борьба,
когда можно жить на ДЕНЬГИ
, которые он получает
с имения. Постепенно он порывает со службой,
а потом и с обществом. Нормальным его
состоянием сделалось лежание. Халат и
диван заменяют ему все радости жизни.
Иногда Обломов пробовал читать, но чтение
утомляло его. Такое состояние убивает
в Обломове положительные человеческие
качества, которых в нем немало. Он честен,
гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает
в нем "голубиную кротость". Штольц
вспоминает, что когда-то, лет десять назад,
у него были духовные идеалы. Он читал
Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался
математикой, изучал английский язык,
задумывался о судьбе России, хотел служить
родине. Но Обломов не нашел приме¬нения
своему огромному нравственному, духовному
потенци¬алу, он оказался "лишним человеком".
Мне кажется, если бы не воспитание, породившее
неспособность Обломова к труду, этот
человек принес бы пользу окружающим и
не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит
сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила,
именно она не давала ему встать с дивана,
начать новую, полноценную жизнь.
Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев,
Тарантьев – все они старались вывести
Обломова из состояния мертвящего покоя,
включить его в жизнь. К сожалению, из этого
ничего не получилось, ибо слишком крепко
прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к
этой яме больным местом: попробуй оторвать
– будет смерть".
Обломовщина полностью поглотила Илью
Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она
не оставила его до самой смерти. Добрый,
неглупый человек, Обломов, лежит на диване
в удобном домашнем халате, а жизнь уходит
безвозвратно. Чудесная девушка Ольга
Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно
пытавшаяся спасти его, спрашивает: "Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу... - Есть...
"Обломовщина", - отвечает наш герой.
Что же служит причиной этой бездеятельности?
На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные
свойства характера не позволяют Обломову
служить своим идеалам, работать над собой.
В настоящем же своем положении он не мог
нигде найти себе дела по душе, потому
что вообще не понимал смысла жизни, и
не мог дойти до разумного воззрения на
свои отношения к другим.
Служил он – и не мог понять, зачем это
бумаги пишутся; не понявши же, ничего
лучше не нашел, как выйти в отставку и
ничего не писать. Учился он – и не знал,
к чему может послужить ему наука; не узнавши
этого, он решил сложить книги в угол и
равнодушно смотреть, как их покрывает
пыль. Выезжал он в общество – и не умел
себе объяснить, зачем люди в гости ходят;
не объяснивши, он бросил все свои знакомства
и стал по целым дням лежать у себя на диване.
Все ему наскучило и опостылело, и он лежал
на боку, с полным сознательным презрением
к “муравьиной работе людей”, убивающихся
и суетящихся бог весть из-за чего...
"Обломовщина" как социально-психологическое
явление не исчезло с уничтожением крепостнического
строя. Пережитки ее – инертность, косность,
эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность,
разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина»
страшна тем, что она губит способных,
талантливых людей и превращает ни во
что, в жалких неудачников.