Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:20, творческая работа
В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом, Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа.
Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века.
В романе И. А. Гончарова
“Обломов” одним из основных приемов
для раскрытия образов является прием
антитезы. При помощи противопоставления
сравниваются образ русского барина Ильи
Ильича Обломова и образ практичного немца
Андрея Штольца. Таким образом, Гончаров
показывает, в чем сходство и в чем различие
данных героев романа.
Илья Ильич Обломов —
типичный представитель русского барства
XIX века. Он дворянин родом, коллежский
секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый
год в Петербурге. Обломов предстает перед
нами очень ленивым человеком
«лет тридцати двух-трех от роду, среднего
роста, приятной наружности, с темно-серыми
глазами, но с отсутствием всякой определенной
идеи, во всем лице теплился ровный свет
беспечности». По своей натуре Обломов
— человек мягкий и спокойный, старающийся
ничем не нарушить привычный образ жизни.
“Движения его сдерживались мягкостью
и не лишенной своего рода грации ленью”.
Еще в детстве маленького Илью все любили,
ласкали, не давали ничего делать самому,
хотя вначале он рвался сделать все сам,
но тут прибегали его тетушки и усаживали
его на кресло, крича слугам: принесите
ему то, подайте ему это. Эта чрезмерная
опека окончательно заглушила в нем желание
что-то самому. Теперь целые дни проводит
Обломов дома, лежа на своем диване и размышляя
о «необходимых» преобразованиях в своем
имении Обломовка. При этом на лице его
часто отсутствовала всякая определенная
идея: “…Мысль гуляла вольной птицей
по лицу, порхала в глазах…» У себя дома
он все лежал и лежал, «ворочаясь с боку
на бок». Обломов чуждается светского
общества и вообще старается не выходить
на улицу. Его безмятежное состояние нарушают
лишь визитеры, приходящие к Обломову
только с корыстными целями. Обломов твердо
убежден, что общение со светским обществом
является пустым времяпрепровождением,
почему и лежит дома на диване, ничего
не делая.
Андрей Штольц – полная противоположность
Илье Обломову, хотя они хорошие друзья
и к тому же ровесники: обоим уже за тридцать
лет. Штольца можно считать антиподом
праздному русскому барину XIX века Обломову.
Он предстает перед нами как человек: «худощавый,
щек у него почти вовсе нет, цвет лица ровный,
смугловатый и никакого румянца; глаза
хотя немного зеленоватые, но выразительные».
С самого раннего детства он воспитывался
в суровых условиях, постепенно привыкая
к трудностям и невзгодам жизни. Его отец
— немец, мать — русская, однако Штольц
практически ничего не унаследовал от
нее. Его воспитанием полностью занимался
отец, поэтому и сын вырос таким же практичным
и целеустремленным. “Он весь составлен
из костей, мускулов и нервов, как кровная
английская лошадь”. В отличие от Обломова,
Штольц “боялся всякой мечты”. Если у
Обломова нормальным состоянием можно
назвать лежание, то у Штольца — движение.
Главной задачей Штольца был “простой,
то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь”.
Детство и школа — вот что на всю жизнь
связало таких разных по характеру и по
взглядам людей. Однако в юности и Обломов
был так же деятелен и увлечен знаниями,
как и Штольц. Долгие часы проводили они
вместе за чтением книг и изучением различных
наук. Но воспитание и мягкий характер
все-таки сыграли свою роль, и Обломов
вскоре отходит от Штольца. Впоследствии
Штольц пытается вернуть к жизни своего
друга, но его попытки безрезультатны:
“обломовщина” поглотила Обломова.
Таким образом, прием антитезы является одним из основных приемов в романе И. А. Гончарова “Обломов”. При помощи антитезы Гончаров сравнивает не только образы Обломова и Штольца, он сравнивает также окружающие их предметы и действительность.
Информация о работе Сравнительная характеристика Обломова и Штольца