Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:53, лекция
Один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля - сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
Один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля - сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам - монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),
2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- насыщенность терминами данной науки;
- использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
- частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
- редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
- специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),
- использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
- употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;
- неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
- частые цитаты, ссылки;
- использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Основные типы речи - рассуждение, описание.
Основные жанры - учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль - один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
Задача этого стиля - сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- употребление полных наименований, точных дат;
- книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);
- использование слов в прямых значениях;
- отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;
- частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);
- наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);
- ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;
на уровне морфологии
- отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
на синтаксическом уровне:
- осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;
- четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).
Основные жанры: монологические - приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги - собрание, совещание, переговоры, интервью.
Публицистический стиль
Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);
на уровне морфологии и синтаксиса:
- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
- неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
- употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
- использование обращений;
- частые лексические и синтаксические повторы
Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
Задача стиля - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
- тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).
Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на фонетическом уровне:
- бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ'ас], здравствуйте [(з)дра́с'т'и]);
- разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;
на уровне лексики и словообразования:
- использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
- частое использование фразеологизмов;
на уровне морфологии:
- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;
- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;
- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;
- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;
- употребление частиц, междометий;
- частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);
на синтаксическом уровне:
- употребление односоставных и неполных предложений;
- отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- бессоюзие сложного предложения;
- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;
- употребление обращений.
Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.
Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.
Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.
Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.