Структурно-семантические особенности никнеймов сайта «Вконтакте»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:09, автореферат

Краткое описание

Аннотация: В данной работе были предприняты попытки системно охарактеризовать структурные, семантические особенности личных имен в ономастическом пространстве Интернета на примере одной социальной сети.
Слово «никнейм» появилось достаточно давно, но, несмотря на это, оно еще не нашло отражения в современных лингвистических словарях. В «Толковом словаре русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» зафиксирован аналог этого слова – слово «ник» со значением «сетевое имя, псевдоним участника чата, форума, пользователя электронной почтой».

Вложенные файлы: 1 файл

статья Марины 3.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Аннотация: В данной работе были предприняты попытки системно охарактеризовать структурные, семантические особенности личных имен в ономастическом пространстве Интернета на примере одной социальной сети.  

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НИКНЕЙМОВ САЙТА  «ВКОНТАКТЕ»

 

Слово «никнейм» появилось достаточно давно, но, несмотря на это, оно еще не нашло отражения в современных лингвистических словарях. В «Толковом словаре русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» зафиксирован аналог этого слова – слово «ник» со значением «сетевое имя, псевдоним участника чата, форума, пользователя электронной почтой»               [5, с.754].

Никнейм (ник) является именным заменителем, который используется при общении в интернете; это художественный вымышленный образ, созданный пользователем.

Наше понятие  никнейма совпадает с определением                               К.В. Овчаровой, которая рассматривает ник как особую форму имени, прозвище, не совпадающее с официальным именем [4, с. 8].

Интерес к специфике сетевых  имен неизбежно приводит к проблеме изучения их разновидностей. Анализ имеющихся  классификаций сетевых имен, предпринимаемых  как лингвистами, так и самими носителями никнеймов, позволяет судить о нечеткости критериев или смешении подходов к их описанию, об отсутствии унифицированной терминологии. Проявляется тенденция к использованию в качестве основы для классификации принципов описания классов псевдонимов. В нашей работе нами была предпринята попытка охарактеризовать структурные, семантические особенности никнеймов, встречающихся в «Вконтакте».

В качестве основной экспериментальной  методики в нашем исследовании был  использован направленный ассоциативный  эксперимент. В нем приняло участие 119 испытуемых. Все они являются активными  пользователями сети Интернет и зарегистрированы на сайте «Вконтакте». Выбор именно этого сайта для анализа обусловлен тем, что это один из известнейших и наиболее часто посещаемых сайтов, созданных именно для коммуникации людей, а также тем, что страничка «Вконтакте» позволяет пользователям интересно обыгрывать не только ник, но и действительные имя и фамилию.

До 2013 года при  регистрации на сайте «В контакте»  присутствовало поле «никнейм», которое пользователь мог заполнить. На сегодняшний день это поле отсутствует, но некоторые пользователи, которые хотят к своему реальному имени добавить еще и вымышленное, пишут никнейм после имени. В своей работе мы принимали за никнейм то, что находится между именем и фамилией пользователя или то, что идет после имени, если фамилия пользователя не указана. Некоторые ники указаны в скобках, что конкретно означает, что пользователи выделяют их как имя вымышленное. В некоторых случаях пользователи не разграничивают никнеймы и фамилии, тогда они идут сразу за реальным именем пользователя и понять, что это никнейм можно только по семантике сетевого имени.

Участников для  нашего исследования мы отбирали методом  сплошной выборки. В графе  «поиск людей» мы поочередно заходили на страницу каждого пользователя и проверяли  наличие у него какого-либо никнейма. Если у пользователя не было никнейма (были только имя и фамилия), мы пропускали их. Тем же участникам эксперимента, у кого никнейм присутсвовал, мы отправляли электронное сообщение со следующей инструкцией: «Здравствуйте. Вы участвуете в психолингвистическом эксперименте. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. 1. Ваш пол. 2. Возраст. 3. Ваш никнейм. 4. Почему вы выбрали такой никнейм? 5. Что означает ваш ник?»

В результате эксперимента от испытуемых было выявлено следующее:

1. Пол

Женский –88; мужской – 29; без ответа – 2.

2. Возраст

в возрасте от 10 до 25 лет (младшая  возрастная группа) – 75;

в возрасте от 26 - 40 лет (средняя  возрастная группа) – 37

в возрасте 41 - 60 лет (старшая  возрастная группа) – 3

Отказались от ответа – 4.

3. Ваш никнейм

Ушастик, Модная, Виталин бельчонок, Люблю-Его-Однаго, сахарная паразитка, Девочка с характером, Ноготок, Выдра в кедах, Кокаиновая красотка, Невеста, Ребенок, Карамелька, Ботаник, влюбленная в мечту, Маленькая пуговка, маленькая, Люблю его, ак-47, Тарантул улетевший, Creat[1]ve, Relapse, Экстези, Зачем-Мне-Ник, Бросаю курить, Я-Не-Одинокая Я-Свободная, М0хиT0, Люблю поесть, Одинокая, я учусь в школе, Стопудово не Подарок, Я Не Подарок Я Киндер-Сюрприз, Чуда вишневая, ZaraZZa!, Счастливая-Девушка-По-Имени-Лия, Счастливая, Филолог, Хочу-Спать, в_ожидании_чуда, Я-Любимый-Сыночек, А-Я-Люблю-Английский, Крутой, У-Меня Нет—Фамилии, Только-Твоя, Это сильнее меня, Позитив, Юбочка-Из-Плюха, Пупсик, Сладенькая, Квадратная-Юбочка, Сочная, sieG-Star, Вкусняшка, Алексеевна, Ангелок, тавыш операторы, Волк-одиночка, Кутэренке Кэеффф, DEVIL, Я-Служу-России, Михалыч, Покорно-Дьяволу-Служу, Она-Любила-Слушать-Дождь, Блонди, Гламурная, Паника, Солнышко, Не-Больно, Курносый, Дочка-Лучшего-Папы-И-Лучшей-Мамы, Влюбленная-Дура, Любимая-Жена-Любимого-Мужа, Специалист-По-Недвижимости, Вредная, Есть-Чё-Выпить, Фифа, Хулиган-С-Карими-Глазами И-Сладкими-Губами, Чёрный алкаш со стажем, Целуюсь классно, zaika, ваши_розовые_очки, Эмо-Мальчик, Забыла, ЗлАя ЗаЯ, Бизнес-Леди, CANDY-lady GAGA, princessа, ЦАРЬ, Toshechk@, влюбленная в жизнь, атлет, Аэросмит, Бешеная-Бестия, Голубая-Вислоухая, Опа-Гангам-Стайл, Держи гитару, Рапунцель, Лучезарная-Куля, Незабудка, Руками_НЕ_трогать, Котэ, Кислинка, Бунтарка, аромат счастья, Печенька-Хулиганка, Давай-Замутим-Счастье, Найдена_в_кабачках, Цукерка, Жесть, Another Star, Игоревна,  Angel of Love, Izym4ik, счастье, но не твое, Kin-Dza-Dza, Ленор.

4. Почему вы выбрали такой никнейм?

Это первое, что пришло в  голову – 32;

Он раскрывает мой внутренний мир – 18;

Меня так называют окружающие – 15;

Это моя профессия – 10;

Он характеризует мою  внешность – 10

Хочу, чтобы меня запомнили  – 11;

Сценический псевдоним – 8;

Это модно – 6;

Он очень личный – 2;

Он подходи мне, как  женщине – 1;

Это мое жизненное кредо  – 1;

Не ответили – 5.

5. Что означает ваш никнейм?

Мое эмоциональное состояние  – 36;

Мой социальный статус – 25;

Моя привычка – 18;

Моя внешность – 10;

Моя профессия – 10;

Ничего не обозначает – 9;

Мое имя – 5;

Другое: моя любимая группа – 2; любимая песня – 1;

Не ответили – 3.

Таким образом, проведенное  исследование показало, что среди 119 опрошенных из различных возрастных, социальных групп у всех есть никнеймы, хотя далеко не все посетители странички считают нужным указывать свои реальные данные. Более того, фамилию предпочитают скрыть в 2,6 раза больше пользователей, чем имя. При этом около трети владельцев взятых для исследования ников используют не полные имена, а их уменьшительно-ласкательные производные (33 пользователя). Это может быть обусловлено различными причинами. Во-первых, этим человек (сознательно или нет) показывает свое желание избежать излишней официальности. Во-вторых, самим Интернетом стираются границы субординации. Довольно строгие рамки, которые в реальности устанавливают разница в возрасте, социальное положение, в процессе виртуального общения не имеют такой значимости. Кроме того, следует учитывать и субъективный фактор, когда пользователю может просто «не нравиться» его реальные имя или фамилия.

По структуре большинство  полученных ников поликомпонентные (73 примера), которые состоят из слов, связанных подчинительной связью. Среди монокомпонентных никнеймов (46 примеров) чаще всего нам встретились наименования, образованные суффиксальным способом (12 примеров).

В лексико-семантическом  отношении данные никнеймы относятся к следующим группам:

1. имена собственные («Счастливая-Девушка-По-Имени-Лия», «Игоревна», «Алексеевна», «Михалыч», «ninosik» – всего 5);

2. внешность человека («Ушастик», «Выдра-В-Кедах», «Маленькая», «Юбочка-Из-Плюша», «Квадратная-Юбочка», «Ангелок», «Блонди», «Курносый», «Хулиган-С-Карими-Глазами И-Сладкими-Губами», «ваши_розовые_очки»,  Кокаиновая красотка», «Ребенок» – всего 12);

3. характеристики состояния человека («влюбленная в мечту», «Люблю-Его», «Бросаю Курить», «Я-Не-Одинокая Я-Свободная», «Одинокая», «Счастливая», «Хочу-Спать», «в_ожидании_чуда», «Паника», «Не-Больно», «Влюбленная-Дура», «влюбленная в жизнь», «Лучезарная-Куля», «аромат счастья», «счастье, но не твое», «Невеста», «Я-Любимый-Сыночек», «Любимая-Жена-Любимого-Мужа», «Виталин бельчонок», «Дочка-Лучшего-Папы-И-Лучшей-Мамы» – всего 21);

4. качества («Девочка-С-Характером», «Ботаник», «Стопудово-Не-Подарок», «Я-Не-Подарок---Я-Киндер-Сюрприз», «ZaraZZa!», «Крутой», «Позитив», «Покорно-Дьяволу-Служу», «Солнышко», «Гламурная», «Вредная», «Фифа», «Целуюсь классно», «ЗлАя ЗаЯ», «Бешеная-Бестия», «Печенька-Хулиганка» – всего 16);

5. характеристики профессиональной деятельности («я учусь в школе 40», «тавыш операторы», «ноготок», «КутэренкеКэеффф», «Я-Служу-России», «Филолог», «атлет», «Бизнес-Леди» – всего 8);

6. прецедентные имена («Спанч-Боб Квадратная-Юбочка», «sieG-Star», «CANDY-lady GAGA», «Relapse» «Аэросмит», «Опа-Гангам-Стайл», «Рапунцель», «Micky Mouse», «Kin-Dza-Dza»– всего 9);

7. увлечения человека («Люблю поесть», «Экстези», «А-Я-Люблю-Английский», «Она-Любила-Слушать-Дождь», «Есть-Чё-Выпить», «Чёрный алкаш со стажем», «Держи гитару» – всего 7);

8. гастрономические ники («сахарная паразитка», «Карамелька», «М0хиT0», «Чуда вишневая», «Сладенькая», «Сочная», «Вкусняшка», «Кислинка», «Найдена_в_кабачках», «Цукерка», «Izym4ik» – всего 11);

9. Зооморфизмы («Тарантул Улетевший», «Голубая-Вислоухая», «Незабудка», «Котэ», «zaika», «Волк-одиночка» – всего 6;

10. ники-фантазии («Твой-Наркотик», «Зачем-Мне-Ник», «Только-Твоя», «DEVIL», «Будущая-Жена-Олигарха», «princessа», «ЦАРЬ», «Руками_НЕ_трогать», «Давай-Замутим-Счастье», «Angel of Love», «Another Star»– всего 11).

Среди причин выбора того или  иного никнейма многие респонденты не задумываются при выборе своего никнейма, поэтому 32 человека отметили, что их ник – это первое, что пришло им в голову. Некоторые испытуемые ответили, что их никнейм раскрывает их внутренний мир (18 человек). Скорее всего, к ним относятся ники, обозначающие качества человека и его эмоциональное состояние. Испытуемые младшей возрастной группы при выборе никнеймов руководствуются двумя основными критериями: это модно (6 примеров) и хочу, чтобы меня запомнили (3 примера).

Для большинства опрошенных никнейм является отображением самого человека в виртуальном пространстве. Поэтому на вопрос о том, что означает их никнейм, они отвечали, что они выражают эмоциональное состояние человека (36 человек), его социальный статус (25 человек), а также его привычки (18 человек). 9 человек отметили, что их никнеймы ничего не обозначает.

Таким образом, в мире Интернета  никнеймы выбираются по определённым мотивированным путям, которые сводятся к оригинальности, краткости мысли, определённому набору знаковых единиц, эффективному воздействию зрительно, яркости в звучании.

Данные имена собственные  выступают как локально окрашенные лексические элементы, которые наиболее ярко отражают индивидуальную и специфическую  языковую картину мира и осложняющие  понятие «личность».

Благодаря проведенному анализу, удалось выявить основные тенденции  создания и выбора личных имен в  Интернет-коммуникации, их структуру и семантику. Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Аникина, Т.В. Структурная классификация никнеймов (на примере англо-, русско- и франкоязычных чатов) / Т.В. Аникина. – Тамбов: Мартин, 2010. – 256 с.
  2. Ахренова, Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен / Н.А. Ахренова. – Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – 34 с.
  3. Брунова, Е.Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен / Е.Г. Брунова. – Тюмень: Весь мир, 2009. – 79 с.
  4. Овчарова, К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования / К.В. Овчарова. – Краснодар: Аванта, 2008. – 240 с.
  5. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Эксмо, 2007. – 1136 с.

Информация о работе Структурно-семантические особенности никнеймов сайта «Вконтакте»