Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:15, реферат
Целью исследования является творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика.
Задачи исследования:
- изучить поэтический мир М.В. Ломоносова;
- рассмотреть критическую деятельность Ломоносова;
- охарактеризовать научные исследования Ломоносова в сфере русского языка.
На начальном этапе развития классицизма, в 30-50-е годы XVIII в., в центре внимания находились проблемы создания нового литературного языка, реформирования стихосложения и разработки строгой системы жанров. Основы современного литературного языка закладывались во многом под влиянием ломоносовского учения о трех "штилях": высоком, включавшем слова, общие для церковнеславянского и русского языков, среднем, состоявшем из церковнославянизмов, и низком, содержавшем только слова русского языка [3. с. 74].
М. В. Ломоносовым заложены новые основы нормализации русского литературного языка. Ломоносов объединил в понятии "российского языка" все разновидности русской речи - приказный язык, живую устную речь с ее областными вариациями, стили народной поэзии - и признает формы российского языка конструктивной основой литературного языка, по крайней мере двух (из трех) основных его стилей. Ломоносов точно и ясно ориентировался в современном ему хаосе стилистического разноязычия. Он призывал к "рассудительному употреблению чисто российского языка", обогащенному культурными ценностями и выразительными средствами языка славяно-русского и к ограничению заимствований из чужих языков.
Ломоносов
высоко оценивает семантику славяно-
Нормализация
русского литературного языка
Кроме того,
Ломоносовым систематизированы
фонетические и грамматические различия
между высоким и простым
Ломоносов вполне сознает значение так называемой фонетики, необходимость идти в изучении языка от живой речи. Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов - приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самых фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы. Вообще в принципе лингвистические приемы Ломоносова те же, которых наука держится и в настоящее время [2. с. 79].
Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, "диалектам": 1) московское; 2) северное или поморское (родное для Ломоносова; 3) украинское или малороссийское. Решительное предпочтение Ломоносов отдает московскому. Начало, которое должно объединять различные русские говоры, Ломоносов видит в языке церковно-славянском. Язык церковных книг должен служить главнейшим средством очищения русского литературного языка от наплыва слов иностранных, иноземных терминов и выражений, чуждых русскому языку [2. с. 86]. Вопрос об иностранных словах справедливо кажется Ломоносову особенно важным в виду страшного наплыва в русский язык, за период петровских реформ, иностранных слов.
Языки русский и церковно-славянский Ломоносов поставил в слишком близкую связь, русский язык даже как бы подчинялся церковно-славянскому.
Заключение
Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.
Как литератор
и поэт, Ломоносов в своих
Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее.
В
условиях крепостнической
Усилия Ломоносова как поэта-учёного были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка. Ведь литературным языком ещё оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка.
Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова.
Великий русский ученый - энциклопедист - Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране университета.
Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений, создание корпускулярной теории и общая формулировка закона сохранения вещества и движения.
Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.
Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание.
Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показан на личном примере, на какие подвиги способны русские люди для своей Родины.
Ломоносов принадлежит не только истории. Его имя и деяния всегда будут на знамени передовой русской науки, направленной на служение народу.
Список использованной литературы
1.Аксаков К. С. «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». 2008г.
2.Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. // Ломоносов и русская литература. М., 2000г.
3.Берков П.Н. Проблемы литературного направления Ломоносова. // Проблемы истории развития литературы. - 1999г.
4.В.И. Астафуров. // М.В. Ломоносов Москва 2005г.
5.Ломоносов, М.В. Сочинения / Вступ. ст., сост., примеч. А. А. Морозова. - Л., 1986г. - 590 с.
6.Лотман, Ю.М. Статьи по истории русской литературы. // Избранные статьи: в 3т. Т.2. - Таллинн: Александра, 2002г. - 480 с.
7.Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. // Ломоносов и русская литература. М., 2004г.
8.Минералов, Ю.И. История русской литературы 18 века // Ю.И. Минералов. - М., 2007г. - 383 с.
9.Павлова Г., Федоров А. «Михаил Васильевич Ломоносов». М., - 2001г.
10.Стенник Ю.В. Теоретико-литературные взгляды М.В. Ломоносова. // Ломоносов и русская литература. М., 1987г. с. 34.
Информация о работе Творческий путь М.В. Ломоносова, как поэта и критика