Творчество А.С. Пушкина 1830-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:21, лекция

Краткое описание

Вопросы:
1. Введение. Последние годы Пушкина.
2. «Медный всадник»: поэтика и проблематика.
3. «Пиковая дама» (проблема героя века и принципы его изображения).
4. «Капитанская дочка» (проблематика, герои, жанровое своеобразие).
5. Лирика Пушкина последних лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 9.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Лекция № 9

Творчество А.С. Пушкина 1830-х годов

Вопросы:

1.      Введение. Последние годы Пушкина.

2.      «Медный всадник»: поэтика и проблематика.

3.      «Пиковая дама» (проблема героя века и принципы его изображения).

4.      «Капитанская дочка» (проблематика, герои, жанровое своеобразие).

5.      Лирика Пушкина последних лет.  

 

ВВЕДЕНИЕ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПУШКИНА

Последние годы стали предметом особенно пристального внимания исследователей Пушкина — и профессионалов, и дилетантов — поэтому о последних его годах существует особенно много слухов, легенд, в еще большей степени это относится к дуэли и смерти поэта. К сожалению, чрезмерное внимание к 36-37 году в жизни Пушкина привели к тому, что появилось своего рода «дантесо- и геккерноведение», незаметно подменившее пушкиноведение. 

 

 

 

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» (ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА)

 

 

История создания

«Медный всадник» был написан в октябре 1833 г. в Болдине. Пушкин намеревался издать за большие деньги в журнале «Библиотека для чтения» (издатель А.Ф.Смирдин, редактор О.И.Сенковский) сразу три своих произведения («Медный всадник», «Анджело», «Пиковая дама») и поэтому в декабре 1833 года передал «Медного всадника» на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру), но без резолюции, поэма была не запрещена, но и не разрешена. Пушкин делать исправления не хотел, но печатать без разрешения тоже не рисковал. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна.

Не желая править «Медного всадника», Пушкин в 1834 году опубликовал Вступление к «Медному всаднику». Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело гимном «военной столице». Зато начались слухи о некой неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге.

В августе 1836 года Пушкин решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что он считал необходимым заявить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти Пушкина в 1837 г. в журнале «Современник» (видимо, с поправками Жуковского).

Проблематика

Белинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.

Пушкину было хорошо известно, что памятник Петру I не медный: есть части медные, есть бронзовые, есть железные. Называя всадника медным, Пушкин тем самым давал ему характеристику (ср. «медный лоб»). В начале XX века читатели все больше задумывались о символическом содержании пушкинских образов. В 1909 году произошло событие, давшее толчок этим толкованиям. Комиссия по ремонту памятника опубликовала протокол: «При вскрытии большого заделанного отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня. Всего выпущено до 125 ведер воды». Эти сведения вызвали целую серию толкований: когда-то Петр победил дикую стихию вод Финского залива, теперь вода почти мистически побеждает его, проникнув внутрь «медного всадника», то есть борьба не окончена… Е.П.Иванов (1907): поэма о двух всадниках — «медном всаднике» (Петре) и «бледном всаднике»; В.Я.Брюсов (1909): поэма о бунте единичного человека против всесильного хода истории.

Тема Петербурга (мистический страшный город, город безумцев). Тема Петра (и судеб России после петровских реформ, судьбы европеизации).

Новый герой («маленький человек»). К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое. В черновиках «Медного всадника» была следующая характеристика Евгения:

Он был чиновник небогатый,

Безродный, круглый сирота,

Собою бледный, рябоватый,

Без роду, племени, связей,

Без денег, то есть без друзей,

А впрочем, гражданин столичный,

Каких встречаете вы тьму,

От вас нимало не отличный

Ни по лицу, ни по уму.

Как все, он вел себя нестрого,

Как вы, о деньгах думал много,

Как вы, сгрустнув, курил табак,

Как вы, носил мундирный фрак (IV, 404)

 Евгений — самый обычный  человек, что подчеркнуто его  безымянностью:

Прозванье нам его не нужно (IV, 277)

Поэтика

Сам Пушкин определил жанр «Медного всадника» термином «петербургская повесть», в таком случае «Медный всадник» — начало нового и очень популярного в русской литературе жанра, представленного позднее «Петербургскими повестями» Н.В.Гоголя, произведениями авторов «натуральной школы» (сб. «Физиология Петербурга»), произведениями Достоевского («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи» и др.), Блока, А.Белого и др. Но в собраниях сочинений Пушкина «Медный всадник», как правило, печатается в разделе поэм, в таком случае это последняя поэма Пушкина. В обоих случаях «Медный всадник» является этапным произведением, требующим особого внимания.

В жанровом отношении «Медный всадник» близок «маленьким трагедиям» — оксюморон в названии, схожий мотив оживающей статуи, тема бунта человека против самой истории.

Фантастика и символическая образность. Фантастика в «Медном всаднике» имеет реалистическую мотивировку — она плод воображения больного Евгения. «Как всякая реалистически мотивированная фантастика, она имеет символический, до конца логически не определимый смысл, подсказываемый, однако, символикой самого фальконетова памятника Петру», то есть всадник — царь, конь — его народ и государство, змея в ногах — козни и злодеяния, мешавшие Петру. Символическая образность памятника повлияла на повесть о нем: в «Медном всаднике», например, наводнение означает не самоё себя, конечно, а некую разбушевавшуюся стихию. 

 

 

  

 

 

 

лирика пушкина последних лет

(«Каменоостровский» цикл, тема  смерти и бессмертия,

тема поэта и поэзии, тема свободы человека).  

 

Летом 1836 года, живя с семьёй на даче на Каменном острове в Петербурге, Пушкин написал ряд стихотворений, которые воспринимаются как итог духовного пути поэта, как своеобразное поэтическое завещание Пушкина: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Подражание италиянскому», «Мирская власть», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Четыре стихотворения из этого списка помечены цифрами II, III, IV, VI, что обнаруживает замысел цикла, в основе которого — христианская тематика. Этот цикл, получивший у исследователей название «каменоостровского», представляет на сегодня одну из самых актуальных проблем пушкинистики, так как до сих пор неясны его состав, композиция, а значит и самый смысл — «завещание поэта остаётся пока непрочитанным» (И.Сурат).

Исследователями предположительно установлен порядок стихотворений в этом цикле:

I.                    «Из Пиндемонти» (III, 336)

II.                 «Отцы пустынники и жены непорочны…» (III, 337)

В начальном варианте возможно это место должно было занимать «Напрасно я бегу к сионским высотам…» (III, 335), оставшееся незавершённым

III.               «Подражание италиянскому» (III, 334).

IV.              «Мирская власть» (III, 333).

V.                 «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (III, 338).

VI.              «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (III, 340).

В цикле есть сквозной сюжет, связанный с событиями Страстной недели Великого поста. В «Отцы пустынники…» названо время действия: «во дни Великого поста», стихотворение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, которая используется последний раз в среду Страстной недели. Следующее стихотворение связано с четвергом Страстной недели, так как именно в четверг, в ночь после среды, Иуда Искариот поцелуем предательски указал стражникам на Христа. Следующее стихотворение («Мирская власть») посвящено распятому Христу, что совершилось в пятницу. Не все исследователи согласны именно с таким порядком (в основном спор идёт о первом и последнем стихотворениях цикла), но все согласны, что «отказавшись от мысли опубликовать цикл, Пушкин всё же “для себя” дописал его, вполне завершив заданный в первых четырёх стихотворениях сюжет “крестного пути” поэта, который наперекор “жестокому веку” “смертью смерть попрал” …»

Завершающим цикл стихотворением, видимо, является «Памятник», (хотя он не имеет нумерации), следовательно «Памятник» занимает исключительно важное место в творчестве Пушкина — финал духовного завещания поэта. «Памятник» является переводом знаменитой оды Горация, которую переводили Ломоносов и Державин, и каждый раз это было программным произведением. Отличительной чертой пушкинского стихотворения и его ключевым словом является слово «нерукотворный». Это слово Пушкин мог найти в Библии в Евангелии от Марка и ещё из множества других. Очевидно, что в творческом сознании Пушкина слово «нерукотворный» было связано с легендой о происхождении Образа Спаса Нерукотворного, эта легенда могла вызвать у Пушкина аналогию с чудом поэтического творчества: поэт оставляет свой образ в произведениях как Христос Свой лик на полотне. Однако этот «нерукотворный памятник» появился не в результате мгновенного чуда, а в результате напряженного созидания. Как следует понимать оксюморонное сочетание «воздвиг нерукотворный»?

Видимо, дело поэта сравнивается с обещанием Христа построить «нерукотворенный храм», в словах Христа построить в три дня «храм нерукотворенный» содержалось пророчество о смерти и Воскресении. Так и в пушкинском памятнике сочетание «памятник нерукотворный» следует понимать не как метафору, а как символ (более многозначный, всеобъемлющий). Этот памятник противопоставлен «Александрийскому столпу» — как бы к нему ни относился Пушкин, он означал символ земного преходящего владычества,  царству кесаря противопоставлено царство поэта, царство духа (ср. стихотворение 1830 г. «Поэту» со словами: «Ты царь…»)

Земной бренной жизни противопоставлена бессмертие поэта, выраженное знаменитой пушкинской формулой: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит». Эта формула не имеет соответствий в мировой поэзии и является индивидуально-пушкинской и главной в этом стихотворении. Путь поэтический здесь осознан как путь религиозный . Поэтическое бессмертие у Пушкина не заменяет личного спасения, но уверенно с ним отождествляется. Самое таинственное в этой формуле — мистический союз души и лиры: лира включает в себя, заключает в себе душу, душа таится, скрывается в лире, они и в вечности неразделимы.

Следующая строфа (3-я) о судьбе и миссии поэта соотносятся с миссией Христа. О Христе говорится в Евангелии от Матфея: «И изыде слух его по всей Сирии» (4.24). У Пушкина: «Слух обо мне пройдет по все России…» Объединяющая сила искусства аналогична объединяющей силе христианства или любой другой религии.

  4-ая строфа иногда казалась читателям непонятной, но с учетом религиозного содержания понятна миссия поэта: «чувства добрые я лирой пробуждал»  и «милость к падшим призывал».

Последняя строфа тоже не всегда была понятна, однако теперь ясно, что речь идёт о трагическом противоречии между божественным призванием поэта и сегодняшним глумлением над поэтом глупцов. Последняя строфа — предельно завершённый ответ на главный пушкинский вопрос о самостоянии человека и поэта: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна…» и «Обиды не страшась, не требуя венца; / Хвалу и клевету приемли равнодушно, / И не оспоривай глупца.»

В «Памятнике» Пушкин утверждает религиозное значение и призвание поэзии, поэзия и религия приравнены, слиты воедино.    

 

 

 

Заключение

Творческий путь Пушкина выглядит незавершенным, очень много нового и  интересного осталось в черновиках и замыслах. Однако духовный путь Пушкина был полностью завершен, Пушкин нашёл ответ на все свои вопросы.  

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Последние годы как этап жизни и творчества

1.      Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. Т. III, IV, VI. – Л.: Наука, 1978.

2.      Абрамович С.Л. Пушкин в 1836 году (предыстория последней дуэли). – Л.: Наука, 1984.

3.      Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л.,1982.

4.      Последний год жизни Пушкина. – М.: Правда, 1990. – 704 с.

5.      Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина: Исследование и материалы. 3-е изд. – М., 1928.

«Медный всадник»

6.      Медный всадник. Петербургская повесть А.С.Пушкина / Ил. Александра Бенуа; Ред. текста и статья П.Е.Щеголева. – СПб., 1923.

7.      Алпатов М. «Медный всадник» // Slavia. – 1937. – № 3.

8.      Альми И.Л. Образ стихии в поэме «Медный всадник» (тема Невы и наводнения) // Болдинские чтения. – Горький, 1979. – С.16-27.

9.      Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» – М., 1929.

10.  Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника» – М., 1981.

11.  Вайскопф М. Вещий Олег и Медный всадник // Wiener Slawistischer Almanach. – 1983. – Bd.12.

12.  Вернадский Г. «Медный всадник» в творчестве Пушкина // Slavia – 1923-24. – № 2.

13.  Иванов Е.П. Всадник. Нечто о городе Петербурге. // Белые ночи. – СПб., 1907.

14.  Измайлов Н.В. История замысла и создания, публикации и изучения.// Пушкин А.С. Медный всадник. – Л., 1978. – С.249-258.

15.  Измайлов Н.В. Текстологическое изучение поэмы Пушкина «Медный всадник» // Текстология славянских литератур. – Л., 1973.

16.  Комарович В. О «Медном всаднике» // Литературный современник. – 1937. – № 2.

17.  Краснов Г. Поэма «Медный всадник» и ее традиции в русской поэзии // Болдинские чтения. – Горький, 1977.

Информация о работе Творчество А.С. Пушкина 1830-х годов